&9 СП
эо ;о Изобретение относится к составам для рес таврации произведений искусства н может быть использовано для проклеив ания холстов при масляной живописи и укрепления повреж денного грунта и красочного слоя на произведениях при темперной живописи. Для проклеивания волокнистых материалов известна 1) композиция на основе ка{)бами доформальдегидных смол состава, вес.ч.: Карбамид100 Формалин (40%-ный) 200 Цинк хлористый1,62 Уротропин7,5 Неорганические материалы типа гипса, мела, обычно 1 склеивают с помощью бинольного клея, состава, вес.ч.: Карбинольный спирт100 Перекись бензоила3 Портландцемент50 Ацетон ,15 Однако оба этих состава нельзя применять для реставрации художественных произведени из-за необратимости склеивания, характерного для синтетических клеев. Наиболее близкой по технической сущност и достигаемому результату к предлагаемой является композиция 2, включающая, %: Рыбий клей15 Пентахлорфенолят натрия1 Глицерин2 ВодаОстальное Однако использование такого состава не обеспечивает длительной сохранности и неизменности цветовой гаммы произведений искусства после реставрации, поскольку данная композиция не дает достаточно прочного склеивания. Ее использование приводит к об разованию участков с перенапряжением, в ре зультате чего происходит вспучивание и растрескивание красочного слоя живописи. При этом существенно нарущается цветовая гамма художественного произведения. Кроме того, длительное применение в композиции в качестве антисептика пентахлорфенолята натрия привело к образованию устойчивых к нему штаммов плесневых грибов,, вызьшающих биоповреждение объектов. Цель изобретения - обеспечение длительно сохранности реставрированных произведений и неизменности цветовой гаммы. Поставленная цель достигается тем, что композиция, включающая рыбий клей; фунги 1щд и воду, содержит в качестве фунгицида 1,2-бис- (карбодецоксиметилдиметил) этилендиа моний дихлорид и дополнительно полиметилс океан, поливиниловый спирт и аэросил при следующем соотношении компонентов, мас.%: Рыбий клей3-20 1,2- Бис (карбодецоксиметилдиметил) этилендиаммоний дихлорид0,15-3,0 Полиметилсилоксан0,00096-0,048 Поливиниловый спирт0,00004-0,002 Аэросил0,00004-0,002 ВодаОстальное { Полиметилсилоксан, поливиниловый спирт и аэросил, являющиеся компонентами водоэмульсионного кремнийорганического пеногасителя, в композицию вводят в виде готового состава. В качестве рыбьего клея могут быть использованы осетровый, сомовый, тресковый и т. п. При содержании в композиции компонентов ниже указанных пределов нарушается склеиваемость и происходит биоповреждение произведений искусства. При содержании в композиции компонентов выше указанных пределов, реставрируемый материал становится хрупким. Пример 1. Приготовление композиции. Размельчают на маленькие кусочки 11,75 г 10 г (10%) по сухому клею рыбьего клея (15% влажности), заливают 70 мл холодной воды, оставляя на 12-14 ч для набухания, нагревают 1 ч на водяной бане при перемешивании и 70 С J фильтруют через двойной слой марли. К фильтрату прибавляют раствор 0,5 г (0,5%) 1,2-бис (карбодецоксиметилдиметил) этилендиаммоний дихлорида в 17,75 мл воды и 0,1 г (0,1%) кремнийорганического водоэмульсионного пеногасителя, перемешивают, получают 100 г готового раствора клея 10%-ной концентрации. П. р и м е р 2. Приготовление проводят, как описано в примере 1, но смешивают 15 г (15% в расчете на сухое вещество) рыбьего клея, 2 г (2%) 1,2-бис (карбодецоксиметилдиметил) этилендиаммоний дихлорида и 0,01 г (0,01%) водоэмульсионного Кремнийорганического пеногасителя. П р и м е р 3. Приготовление проводят, как описано в примере 1, но смешивают 20 г (20% в расчете на сухое вещество) рыбьего клея, 3 г (3%) 1,2-бис (карбодецоксиметилдиметил) этилендиаммоний дихлорида и 0,1 г (0,1%) водоэмульсионного кремнийорганического пеногасителя. Композиция, приготовленния по примерам 1-3, применяется при реставрации следующих видов разрушений: отставании левкаса с паволокой и без паволоки от доски, отставание левкаса в виде закрытых вздутий, местные отставания грунта в виде шелушений, рыхлом грунте с паволокой. В этих случаях еще горячий клей наносится на поврежден31
ный участок посредством кисти или флейца или вводится с помощью иглы шприца.
При различных разрушениях холста, красочного слоя, а также профилактической заклейке применяют разбавленные (3-5%-ные по рыбьему клею) растворы композиций , приготовление которых описано э примерах 1-3.
Приготовление разбавленных растворов.
Полученный по примерам 1-3 раствор разливают в плоскую низкую эмалированную посуду, оставляют на 10-24 ч для застывания, нарезают ножом на квадраты размером 20x20 мм, раскладывают на полиэтиленовой пленке, сушат на воздухе. Берут расчетное количество твердого клея, прибавляют небольшое количество воды, оставляют на 12 ч для набухания, нагревают 30 мин на водяной бане при перемешивании и температуре 70 С, доводят водой до требуемой концентрации.
1345894
получают разбавленный раствор клея, напрн-. мер 3-5%-ный (по сухому клею).
Предлагаемые композиции 1-3 проявляют более высокие клеящие свойства по сравне.5 нию с прототипом и контролем (рыбьим клеем без добавок).
Испытание клеящих свойств проведено методом расслаивания холста, вымоченного в растворе клея с предварительно проклеенной 10 и высушенной в течение суток подложкой. Испытание осушествлено с использованием ди-. намометра РМ-50 и сосновых брусков размером 20x200 мм при угле расслаивания в 180°.
В табл. 1 приведены примеры конкретного выполнения предложенной клеящей композиции, .в табл. 2 - клеящие свойства предложенной композиции.
Таблица 1
Состав композиции, %
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ отслаивания записи на темперной живописи | 1981 |
|
SU962031A1 |
Бактерицид для защиты произведений изобразительного искусства | 1981 |
|
SU992241A1 |
Композиция для проклейки художествен-НОгО льНяНОгО ХОлСТА | 1979 |
|
SU840084A1 |
АКВАРЕЛЬНАЯ КРАСКА И СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ | 2001 |
|
RU2215762C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ПОКРЫТИЯ, СОДЕРЖАЩЕГО ЛЮМИНОФОРЫ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2416529C1 |
ИЗДЕЛИЕ С ДЕКОРАТИВНЫМ ПОКРЫТИЕМ, СОДЕРЖАЩИМ ЛЮМИНОФОРЫ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2417902C1 |
СПОСОБ ОПОСРЕДОВАННОГО НЕРАЗРУШАЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОЛОТЕН, МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИЛИ ДРУГИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИХ СКРЫТЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДЛИННОСТИ И/ИЛИ АВТОРСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОЛОТНА, МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИЛИ ДРУГИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА | 2012 |
|
RU2533053C2 |
Композиция для печати по льняным и льнолавсановым тканям | 1979 |
|
SU896122A1 |
НОВЫЕ N-МОДИФИЦИРОВАННЫЕ 5-МЕТИЛ-2'-ДЕЗОКСИЦИТИДИНЫ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕ АНТИМИКОЗНУЮ АКТИВНОСТЬ | 2021 |
|
RU2766333C1 |
Защитное покрытие для кирпичной или бетонной поверхности | 2019 |
|
RU2707992C1 |
КЛЕЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ПЮИЗВЕДЕНИЙ ТЕМПЕРНОЙ И МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ, включающая рыбий клей, фунгишщ и воду, о т ли q a ION. щ a я с я тем, что, с целью обеспечения длительности сохранности реставрированных произведений и иеизмениости цветовой гаммы после реставрации, она содержит в качестве фунгицида 1,2-бис(карбодецоксиметнпдиметнл) зтнлендиаммоний дихлорид и дополнительно полиметилсилоксан, поливиниловый спирт и аэросил при следующем соотношении компонентов, мас.%: Рыбий клей3-20 1,2-Бис (карбодецокси1в1Бтилдиметил) этялендиаммоний дихлорид0,15-3,0 Полиметилсилоксан0,00096-0,048 3 Поливиниловый спирт 0,00004-0,002 Аэросил6,00004-0,002 ВодаОстальное
Рыбий клей
1,2-Бис(карбодецоксиметилдиметил) этиленСопротивление отслаиванию
Состав холста от подложки, кг/см ширины материала
20
холста от подложки при использовании предлагаемой композиции выше, чем контроля и известной композиции (прототипа).
Изучена прочность склеивания двух поверхностей, зависящая от смачиваемости клеем поверхности и степени усадки клея при отвердевании. При высыхании клеевых пленок, нанесенных на стекло, оказалось, что пленки предлагаемой композиции (по примерам 1-6) отстают от стекол целиком без повреждений в отличие от пленой известного и контрольного состава, которые раскалываются при отставании от стекла в результате неравномерной смачиваемости и создания местных перенапряжений. Важным фактором является сохранение цвета т гментов после реставрации. В связи с этим исследовано влияние клеящей композиции на пигменты и связующие, которые применяли ранее и используют в настоящее время в реставрационАот npaK Tfeke для станковой темперной и масляной живописиг Для этого 1 мл водного раствора пигмета добавляют к 9 мл клеящей композиции по примерам 1-6, разливают по 2,5 мл .состава на стекла размером 30x30 мм, выдерживают на воздухе для получения сухих пленок. Цвет клеевых пленок, содержащих пигмент , или связующие определяют на спектрофотометре СФ-10А до и после 100-часового старения (под УФ-лампой, расстояние между образ цом и источником 0,5 м). Данные по цветности тп-ментов приведены в табл. 3. . Кроме того, прюведена оценка цвета самого клея без пигмента до и после 100-часового старения. При этом клеевая композиция по прототипу до и после старения имеет соответственно серо-коричневый и желтый цвет, в то время как предлагаемые композиции имеют белый цвет, что важно для сохранения цветовой гаммы произведения искусства. Таблица 3
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Кардашов Д | |||
А | |||
Синтетические клеи | |||
М., Химия, 1976, с | |||
Вагонетка для кабельной висячей дороги, переносной радиально вокруг центральной опоры | 1920 |
|
SU243A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Тютюнник В | |||
В | |||
-Материалы и техника живописи | |||
М., Госиздат, 1962, с | |||
Устройство для усиления микрофонного тока с применением самоиндукции | 1920 |
|
SU42A1 |
Авторы
Даты
1985-01-15—Публикация
1982-08-03—Подача