Клеевая композиция для реставрации произведений темперной и масляной живописи Советский патент 1985 года по МПК C09H11/00 

Описание патента на изобретение SU1134589A1

&9 СП

эо ;о Изобретение относится к составам для рес таврации произведений искусства н может быть использовано для проклеив ания холстов при масляной живописи и укрепления повреж денного грунта и красочного слоя на произведениях при темперной живописи. Для проклеивания волокнистых материалов известна 1) композиция на основе ка{)бами доформальдегидных смол состава, вес.ч.: Карбамид100 Формалин (40%-ный) 200 Цинк хлористый1,62 Уротропин7,5 Неорганические материалы типа гипса, мела, обычно 1 склеивают с помощью бинольного клея, состава, вес.ч.: Карбинольный спирт100 Перекись бензоила3 Портландцемент50 Ацетон ,15 Однако оба этих состава нельзя применять для реставрации художественных произведени из-за необратимости склеивания, характерного для синтетических клеев. Наиболее близкой по технической сущност и достигаемому результату к предлагаемой является композиция 2, включающая, %: Рыбий клей15 Пентахлорфенолят натрия1 Глицерин2 ВодаОстальное Однако использование такого состава не обеспечивает длительной сохранности и неизменности цветовой гаммы произведений искусства после реставрации, поскольку данная композиция не дает достаточно прочного склеивания. Ее использование приводит к об разованию участков с перенапряжением, в ре зультате чего происходит вспучивание и растрескивание красочного слоя живописи. При этом существенно нарущается цветовая гамма художественного произведения. Кроме того, длительное применение в композиции в качестве антисептика пентахлорфенолята натрия привело к образованию устойчивых к нему штаммов плесневых грибов,, вызьшающих биоповреждение объектов. Цель изобретения - обеспечение длительно сохранности реставрированных произведений и неизменности цветовой гаммы. Поставленная цель достигается тем, что композиция, включающая рыбий клей; фунги 1щд и воду, содержит в качестве фунгицида 1,2-бис- (карбодецоксиметилдиметил) этилендиа моний дихлорид и дополнительно полиметилс океан, поливиниловый спирт и аэросил при следующем соотношении компонентов, мас.%: Рыбий клей3-20 1,2- Бис (карбодецоксиметилдиметил) этилендиаммоний дихлорид0,15-3,0 Полиметилсилоксан0,00096-0,048 Поливиниловый спирт0,00004-0,002 Аэросил0,00004-0,002 ВодаОстальное { Полиметилсилоксан, поливиниловый спирт и аэросил, являющиеся компонентами водоэмульсионного кремнийорганического пеногасителя, в композицию вводят в виде готового состава. В качестве рыбьего клея могут быть использованы осетровый, сомовый, тресковый и т. п. При содержании в композиции компонентов ниже указанных пределов нарушается склеиваемость и происходит биоповреждение произведений искусства. При содержании в композиции компонентов выше указанных пределов, реставрируемый материал становится хрупким. Пример 1. Приготовление композиции. Размельчают на маленькие кусочки 11,75 г 10 г (10%) по сухому клею рыбьего клея (15% влажности), заливают 70 мл холодной воды, оставляя на 12-14 ч для набухания, нагревают 1 ч на водяной бане при перемешивании и 70 С J фильтруют через двойной слой марли. К фильтрату прибавляют раствор 0,5 г (0,5%) 1,2-бис (карбодецоксиметилдиметил) этилендиаммоний дихлорида в 17,75 мл воды и 0,1 г (0,1%) кремнийорганического водоэмульсионного пеногасителя, перемешивают, получают 100 г готового раствора клея 10%-ной концентрации. П. р и м е р 2. Приготовление проводят, как описано в примере 1, но смешивают 15 г (15% в расчете на сухое вещество) рыбьего клея, 2 г (2%) 1,2-бис (карбодецоксиметилдиметил) этилендиаммоний дихлорида и 0,01 г (0,01%) водоэмульсионного Кремнийорганического пеногасителя. П р и м е р 3. Приготовление проводят, как описано в примере 1, но смешивают 20 г (20% в расчете на сухое вещество) рыбьего клея, 3 г (3%) 1,2-бис (карбодецоксиметилдиметил) этилендиаммоний дихлорида и 0,1 г (0,1%) водоэмульсионного кремнийорганического пеногасителя. Композиция, приготовленния по примерам 1-3, применяется при реставрации следующих видов разрушений: отставании левкаса с паволокой и без паволоки от доски, отставание левкаса в виде закрытых вздутий, местные отставания грунта в виде шелушений, рыхлом грунте с паволокой. В этих случаях еще горячий клей наносится на поврежден31

ный участок посредством кисти или флейца или вводится с помощью иглы шприца.

При различных разрушениях холста, красочного слоя, а также профилактической заклейке применяют разбавленные (3-5%-ные по рыбьему клею) растворы композиций , приготовление которых описано э примерах 1-3.

Приготовление разбавленных растворов.

Полученный по примерам 1-3 раствор разливают в плоскую низкую эмалированную посуду, оставляют на 10-24 ч для застывания, нарезают ножом на квадраты размером 20x20 мм, раскладывают на полиэтиленовой пленке, сушат на воздухе. Берут расчетное количество твердого клея, прибавляют небольшое количество воды, оставляют на 12 ч для набухания, нагревают 30 мин на водяной бане при перемешивании и температуре 70 С, доводят водой до требуемой концентрации.

1345894

получают разбавленный раствор клея, напрн-. мер 3-5%-ный (по сухому клею).

Предлагаемые композиции 1-3 проявляют более высокие клеящие свойства по сравне.5 нию с прототипом и контролем (рыбьим клеем без добавок).

Испытание клеящих свойств проведено методом расслаивания холста, вымоченного в растворе клея с предварительно проклеенной 10 и высушенной в течение суток подложкой. Испытание осушествлено с использованием ди-. намометра РМ-50 и сосновых брусков размером 20x200 мм при угле расслаивания в 180°.

В табл. 1 приведены примеры конкретного выполнения предложенной клеящей композиции, .в табл. 2 - клеящие свойства предложенной композиции.

Таблица 1

Состав композиции, %

Похожие патенты SU1134589A1

название год авторы номер документа
Способ отслаивания записи на темперной живописи 1981
  • Иванова Антонина Васильевна
  • Лелекова Ольга Владимировна
  • Марготьева Алевтина Рафаиловна
SU962031A1
Бактерицид для защиты произведений изобразительного искусства 1981
  • Бабичев Федор Семенович
  • Белецкая Елена Платоновна
  • Воловенко Юлиан Михайлович
  • Травинская Екатерина Константиновна
SU992241A1
Композиция для проклейки художествен-НОгО льНяНОгО ХОлСТА 1979
  • Кузьмич Людмила Александровна
  • Хавкина Берта Лазаревна
SU840084A1
АКВАРЕЛЬНАЯ КРАСКА И СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ЖИВОПИСНЫХ РАБОТ 2001
  • Музыка В.И.
  • Колонина И.В.
  • Сербиладзе С.Н.
RU2215762C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ПОКРЫТИЯ, СОДЕРЖАЩЕГО ЛЮМИНОФОРЫ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Кутузова Елена Юрьевна
RU2416529C1
ИЗДЕЛИЕ С ДЕКОРАТИВНЫМ ПОКРЫТИЕМ, СОДЕРЖАЩИМ ЛЮМИНОФОРЫ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Кутузова Елена Юрьевна
RU2417902C1
СПОСОБ ОПОСРЕДОВАННОГО НЕРАЗРУШАЮЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОЛОТЕН, МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИЛИ ДРУГИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ИХ СКРЫТЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДЛИННОСТИ И/ИЛИ АВТОРСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОЛОТНА, МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИЛИ ДРУГИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА 2012
  • Хачатрян Армине Хачиковна
  • Симонян Завен Арташесович
  • Хачатрян Вардуи Арташесовна
RU2533053C2
Композиция для печати по льняным и льнолавсановым тканям 1979
  • Лебедева Елена Константиновна
  • Мельников Борис Николаевич
  • Блиничева Ирина Борисовна
SU896122A1
НОВЫЕ N-МОДИФИЦИРОВАННЫЕ 5-МЕТИЛ-2'-ДЕЗОКСИЦИТИДИНЫ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕ АНТИМИКОЗНУЮ АКТИВНОСТЬ 2021
  • Александрова Людмила Александровна
  • Карпенко Инна Леонидовна
  • Кочетков Сергей Николаевич
  • Негря Сергей Дмитриевич
  • Сольев Павел Николаевич
  • Шевченко Олег Викторович
  • Ясько Максим Владимирович
  • Нураева Гульгина Камиловна
  • Потапов Марк Павлович
  • Авданина Дарья Александровна
  • Троян Егор Владимирович
  • Шитов Михаил Валериевич
  • Жгун Александр Александрович
RU2766333C1
Защитное покрытие для кирпичной или бетонной поверхности 2019
  • Мотрикалэ Николай Владимирович
  • Турцев Константин Евгеньевич
  • Турцева Анна Юрьевна
  • Гималетдинов Рустем Рафаилевич
  • Усманов Марат Радикович
  • Подвинцев Илья Борисович
  • Валеев Салават Фанисович
  • Семенов Виктор Александрович
  • Бодров Виктор Викторович
RU2707992C1

Реферат патента 1985 года Клеевая композиция для реставрации произведений темперной и масляной живописи

КЛЕЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ПЮИЗВЕДЕНИЙ ТЕМПЕРНОЙ И МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ, включающая рыбий клей, фунгишщ и воду, о т ли q a ION. щ a я с я тем, что, с целью обеспечения длительности сохранности реставрированных произведений и иеизмениости цветовой гаммы после реставрации, она содержит в качестве фунгицида 1,2-бис(карбодецоксиметнпдиметнл) зтнлендиаммоний дихлорид и дополнительно полиметилсилоксан, поливиниловый спирт и аэросил при следующем соотношении компонентов, мас.%: Рыбий клей3-20 1,2-Бис (карбодецокси1в1Бтилдиметил) этялендиаммоний дихлорид0,15-3,0 Полиметилсилоксан0,00096-0,048 3 Поливиниловый спирт 0,00004-0,002 Аэросил6,00004-0,002 ВодаОстальное

Формула изобретения SU 1 134 589 A1

Рыбий клей

1,2-Бис(карбодецоксиметилдиметил) этиленСопротивление отслаиванию

Состав холста от подложки, кг/см ширины материала

20

холста от подложки при использовании предлагаемой композиции выше, чем контроля и известной композиции (прототипа).

Изучена прочность склеивания двух поверхностей, зависящая от смачиваемости клеем поверхности и степени усадки клея при отвердевании. При высыхании клеевых пленок, нанесенных на стекло, оказалось, что пленки предлагаемой композиции (по примерам 1-6) отстают от стекол целиком без повреждений в отличие от пленой известного и контрольного состава, которые раскалываются при отставании от стекла в результате неравномерной смачиваемости и создания местных перенапряжений. Важным фактором является сохранение цвета т гментов после реставрации. В связи с этим исследовано влияние клеящей композиции на пигменты и связующие, которые применяли ранее и используют в настоящее время в реставрационАот npaK Tfeke для станковой темперной и масляной живописиг Для этого 1 мл водного раствора пигмета добавляют к 9 мл клеящей композиции по примерам 1-6, разливают по 2,5 мл .состава на стекла размером 30x30 мм, выдерживают на воздухе для получения сухих пленок. Цвет клеевых пленок, содержащих пигмент , или связующие определяют на спектрофотометре СФ-10А до и после 100-часового старения (под УФ-лампой, расстояние между образ цом и источником 0,5 м). Данные по цветности тп-ментов приведены в табл. 3. . Кроме того, прюведена оценка цвета самого клея без пигмента до и после 100-часового старения. При этом клеевая композиция по прототипу до и после старения имеет соответственно серо-коричневый и желтый цвет, в то время как предлагаемые композиции имеют белый цвет, что важно для сохранения цветовой гаммы произведения искусства. Таблица 3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1134589A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Кардашов Д
А
Синтетические клеи
М., Химия, 1976, с
Вагонетка для кабельной висячей дороги, переносной радиально вокруг центральной опоры 1920
  • Бовин В.Т.
  • Иващенко Н.Д.
SU243A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Тютюнник В
В
-Материалы и техника живописи
М., Госиздат, 1962, с
Устройство для усиления микрофонного тока с применением самоиндукции 1920
  • Шенфер К.И.
SU42A1

SU 1 134 589 A1

Авторы

Безбородова Лариса Феликсовна

Эпштейн Альберт Евгеньевич

Даты

1985-01-15Публикация

1982-08-03Подача