Способ отслаивания записи на темперной живописи Советский патент 1982 года по МПК B44D7/00 

Описание патента на изобретение SU962031A1

(54) СПОСОБ ОТСЛАИВАНИЯ ЗАПИСИ НА ТЕМПЕРНОЙ

1

Изобретение относится к области реставрации древней живописи, в частности, к области раскрытия темперной живописи, древние слои которой почти всегда покрыты многими слоями более поздней живописи.

Известен способ отслоения записей на темперной живописи путем размягчения записей, обработкой поверхности органическими растворителями или композициями на их основе, после чего поверхность записи заклеивают бумагой на рыбьем, мездровом, кроличьем или другом животном клее. Когда клей подсохнет, запись , зафиксированную на бумаге или ткани, отделяют скальпелем от нижнего слоя живописи и перено- . сят на новое основание с помощью отбеленного воска с добавлением фисташковой смолы 1.

Однако в известном способе запись, заклеения бумагой или тканью, не видна, и отслоение приходится делать почти вслепую. Животные клеи во время отслоения записи остаются студенистыми из-за присутствия растворителей, что ослабляет их адгезионные свойства. После отслонения записи такие клеи быстро становятся хрупкими и дают усадку, вызывающую деформацию отслоЖИВОПИСИ

енной живописи. Из-за указанных недостатков отслоение записей приходится делать отдельными фрагментами, при монтировке которых на новую основу остаются заметные щвы, искажающие художественный вид

5 произведения.

Известен также способ отслаивания записи на темперной живописи, включающий размягчение записи путем ее обработки органическим растворителем, нанесение на мягченную запись защитного слоя из поливинилбутираля и отделение записи (2. Однако в указанном способе заклеивание записи папиросной бумагой с помощью ПВА клея создает на ее поверхности непрозрачный, жесткий слой, что позволяет

15 отслаивать живопись небольщими участками. При этом остаются заметными линии сгиба, образуется волнистая поверхность, и после отслоения полной записи приходится делать распрямление такой поверхности обра2Q боткой парами токсичного растворителяметанола с лицевой стороны записи. При таком способе возможно повреждение отслоенной живописи, процесс отслоения очень трудоемок и не технологичен. Кроме того, на процесс затрачивается много времени. Цель изобретения - сокращение времени процесса и повышение качества записи. Поставленная цель достигается тем, что в способе отслаивания записи на темперной живописи, включающий размягчение записи путем ее обработки органическим растворителем, нанесение на размягченную запись защитного слоя из поливинилбутираля и отделение записи, запись после отделения дополнительно обрабатывают 25-30%-ной водной дисперсией сополимера винилацетата с 2-этилгексилакрилатом, размягчение записи осуществляют парами растворителя, а в ;;ачестве защитного слоя используют пленку из поливинилбутираля, пластифицированного 28-33% бутилбензилфталата или триэтиленгиколь-ди-2-этилгексаата. В способе отслоения записи на темперной живописи на подготовленную к отслоению поверхность наносят 1-2 раза органический растворитель, например этилцеллозольв или диметилсульфоксид, и этот участок закрывают прозрачными крыщками, высотой 1-2 см с тем, чтобы размягчение записи, пропитанной растворителем, проходило в парах растворителя. Наблюдение за этим процессом осуществляют через прозрачные крыщки. В средне.м процесс размягчения записи длится от 1 до 3 ч в зависи.мости от вида отслаиваемой живописи и ее состояния. После этого на размягченную аморфную запись наносят защитное покрытие, представляющее собой клеевую высокоэластичную прозрачную пленку поливипилбутираля (ПВБ), пластифицированную бутилбе11зилфталато.м (ББФ) или триэтиленгиколь-ди-2-этилгексаатом (ТЭГ-28) - высококипящими пластификаторами, обеспечивающими длительную эластичность пленки Г1ВБ. Пластификатор берут в количестве 28-ЗЗ /о от веса сухого ПВБ, приче.м , если пленки заготавливают впрок, то целесообразнее использовать пластификатор ББФ, так как он дольше обеспечивает эластичность пленок, которые сохраняют между прокладками из целлофана или полиэтилепа. Приготовленные пленки пластифицированного ПВБ разрезают на кусочки, соответствующие участку размягченной записи и накладывают на нее. Пленка ПВБ моментально размягчается и приклеивается, соприкоснувшись с пропитанной растворителем записью, при этом растворяется лишь прилегающая к записи сторона, сама пленка не меняет своих линейных размеров. Кроме того, сухая защитная пленка задер кивает испарение растворителя из глубины размягченной записи надежнее, чем пленка, сформированная из раствора, что увеличивает время, в течение которого можно проводить отслаивание, примерно в 5-6 раз. Отслаивание проводят скальпелем, при это.м произведение живописи находится в вертикальном положении, что существенно облегчает труд реставратора, позволяя отгибать отслаиваемую живопись и видеть авторскую живопись, и исключает ее повреждение. Для облегчения процесса расслоения в качестве разделительного слоя используют водную дисперсию сополимера винилацетата с 2-этилгексилакрилатом 25-30°/о-ной концентрации, которая одновременно проклеивает тыльную сторону записи, укрепляя ее, и является ее прочной эластичной основой. Таким образом, отслоенная живопись защищена с двух сторон полимерными пленками и может сохраняться длительное время без повреждений до нанесения ее на новое основание. При необходимости перенесения отслоенной записи па новое основание достаточно оживить снирто-ацетоновой смесью (1:1) проклеенную ВА 2 ЭГА тыльную сторону без использования других клеевБ х материалов. Пример 1. Проводят сплошное отслоение масляной записи 18 века с темперной живописи 16 века (икона «Успение, размер 100 X 110см). Размягчение слоя верхней масляной живописи проводят нанесением на него с кисти диметилсульфоксида 1-2 раза. Затем на раз.мягченный красочный слой для защиты наносят предварительно отлитую пленку из 10%-пого спиртоацетонового раствора поливинилбутираля, пластифицированного 28%-ным Б15Ф. Эти операции осуществляют при горизонтальном положении художественного произведения. Для отделения слоя записи икону с помощью специального приспособления закрепляют в вертикальном положении для удобства работы и улучшения видимости са.мого процесса, что исключает возможность повреждения авторского слоя. Отслаивание проводят скальпеле.м, начиная с края и продолжая в направлении к центру произведения. На тыльную сторону частичпо отделенного слоя наносят 2-3 раза 25%-ную водную дисперсию ВА 2 ЭГА, которая после высыхания укрепляет отслоенную живопись. Запись легко отслаивается на единой монолитной пленке без повреждений красочного слоя. Пример 2. Проводят сплошное отслоение темперной записи 18 века с те.мперной живог иси 16 века, между которыми находится слой олифы (икона «Спас). Отслоение осуществляют по примеру 1, но для размягчения записи в зависимости от ее состояния наносят 1-2 раза с пипетки этилцеллозольв, а для защиты на отслаиваемую живопись наносят пленки ПВБ, пластифицированного 33°/о-ным ББФ. Тыльную сторону записи проклеивают 1-2 раза 28%-ной водной дисперсией ВА 2 ЭГА. Запись легко отслаивают на единой монолитной пленке без позреждений. Пример 3. Проводят сплошное отслоение темперной записи 18 века с темперной живописи 16 века, отделенной от записи слоем олифы на своде Успенского собора московского Кремля. Отслоение проводят по примеру I, но для размягчения слоя темперной записи используют диметйлсульфоксид, который наносят флейцем на поверхность записи.- Размягченную запись заклеивают пленками ПВБ, пластифицированного 30%-нььм ТЭГ-28, а тыльную сторону отслаиваемой живописи проклеивают ЗО /о-ной водной дисПерсией ВА 2 ЭГА. Все операции проводят на стене в вертикальном положении. Темперную запись легко отслаивают в виде единой монолитной пленки без разрывов и повреждений красочного слоя. Пример 4 (контрольный). Проводят отслоение масляной записи 19 века с темперной живописи 17 века (икона «Преображение размер 66,5x46 см). На поверхность записи, размягченную компрессами с растворителем (диметилформамид) наносят спирто-ацетоновый раствор клеевого ПВБ марки KB, далее все операции проводят как в примере 1, но с использованием в качестве защитного слоя раствора ПВБ марки KB и без последующего проклеивания тыльной стороны отслоенной записи. При этом клеевая пленка с отслоенным красочным слоем при высыхании сильно деформируется, становится жесткой и хрупкой. В результате запись отслаивают многочисленными фрагментами (примерно 18 фрагментов), при монтировке которых на новое основание остаются заметными стыки щвов, ухудшающие вид живописи. Как следует из приведенных примеров, отслоение записей на темперной живописи путем смачивания поверхности записи органическим растворителем (для ее размягчения) и использование в качестве защитного слоя пленок, изготовленных из пластифицированного ПВБ, а в качестве разделительного слоя водной дисперсии ВА 2 ЭГА, дает возможность отслаивать полную запись любого размера без деформаций и повреждений красочного слоя. Г1ри этом вид отслоенной записи улучщается за счет отсутствия щвов, неизбежных при фрагментарном расслоении, а использование защитных пленок ПВБ увеличивает время для расслоения в раз. Отслоенная запись, зафиксированная с двух сторон полимерными пленками, сохраняется длительное время без изменений до нанесения ее на новое основание. При необходимости достаточно оживить тыльную сторону записи, проклеенную ВА -2 ЭГА, спирто-ацетоновой смесью без применения других клеевых материалов и приклеить на подготовленное основание. Эффект, получаемый от использования предлагаемого изобретения, заключается в сохранении записей, представляющих произведения древнерусской живописи, которые прежде уничтожались при-раскрытии авторской живописи, как самостоятельных художественных произведений в их первоначально.м виде. Формула изобретения Способ отслаивания записи на темперной живописи, включающий размягчение записи путем ее обработки органическим растворителем, нанесение на размягченную запись защитного слоя из поливинилбутираля и отделение записи, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени процесса и повышения качества записи, запись после отделения дополнительно обрабатывают 25-30°/о-ной водной дисперсией сополимера винилацетата с 2-этилгексилакрилатом, размягчение записи осуществляют парами растворителя, а в качестве защитного, слоя используют пленку из поливинилбутираля, пластифицированного 28- 33% бутилбензилфталата или триэтиленгликоль-ди-2-этилгексаата. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. «Техника и реставрация, с. 103-104, 1961. 2.Филатов С. В., Иванова А. В. Метод отслаивания записей с применением поливинилбутираля. В сб.: Художественное наследие, вып. 5(39), М., с. 124, 1979 (прототип).

Похожие патенты SU962031A1

название год авторы номер документа
Состав для размягчения красочного слоя при реставрации старой живописи 1988
  • Безруков Михаил Георгиевич
  • Ярош Валерия Николаевна
  • Филимонова Маргарита Ивановна
  • Финогенова Юзефа Сергеевна
SU1574491A1
Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи 1988
  • Костальская-Бороздинская Наталья Кирилловна
SU1546292A1
Способ изготовления декоративных изделий с покрытием,имитирующим старину 1985
  • Таганов Игорь Николаевич
SU1369924A1
Способ раскрытия произведения станковой темперной живописи 1988
  • Филатов Сергей Викторович
SU1671477A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИКОНЫ С ИМИТАЦИЕЙ ЗОЛОЧЕНИЯ 2001
  • Коротков Н.В.
  • Лутошкина Т.А.
  • Майорова М.Ю.
RU2211763C2
СПОСОБ СОЗДАНИЯ РИСУНКА С ЭФФЕКТОМ ЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ НА ТВЕРДОМ НОСИТЕЛЕ 2001
  • Мухин Н.А.
RU2208522C2
Способ обработки монументальной живописи на лессовой штукатурке 1984
  • Вивденко Светлана Вячеславовна
  • Апазиди Александр Иванович
SU1240636A1
КОМПОЗИТ С ЦИФРОВЫМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ ЦВЕТА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛАМИНИРОВАННОМ СТЕКЛЕ 2003
  • Белл Уилльям Пол
  • Моран Джеймс Р.
  • Яковоне Винсент Дж.
RU2297330C2
Клеевая композиция для реставрации произведений темперной и масляной живописи 1982
  • Безбородова Лариса Феликсовна
  • Эпштейн Альберт Евгеньевич
SU1134589A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ 2008
  • Зяблов Евгений Максимович
  • Лукашин Денис Евгеньевич
  • Борисов Андрей Николаевич
  • Герасимов Владимир Константинович
  • Костина Юлия Вадимовна
  • Киреева Вилена Николаевна
RU2386119C1

Реферат патента 1982 года Способ отслаивания записи на темперной живописи

Формула изобретения SU 962 031 A1

SU 962 031 A1

Авторы

Иванова Антонина Васильевна

Лелекова Ольга Владимировна

Марготьева Алевтина Рафаиловна

Даты

1982-09-30Публикация

1981-02-24Подача