Изобретение относится к машиностроению и предназначено для упругой передачи крутящего момента между соединяемыми валами.
По основному авт. св. № 813011 известна центробежная муфта, содержащая концентрично расположенные внутреннюю ведущую полумуфту и наружную ведомую полумуфту, а также частично заведенные в торцовые прорези ведомой полумуфты фрикционные ленты, один конец которых свободно размещен в кольцевом зазоре между полумуфтами при этом вторые концы лент размещены в кольцевом зазоре между полумуфтами и оба конца каждой ленты расположены в одном окружном направлении. Муфта имеет дополнительные центробежные грузы, свободно установленные между ведущей полумуфтой и концом каждой ленты, расположенным на окружности большего диаметра 1.
Недостатками такой муфты являются низкие компенсирующая способность и надежность.
При относительных смещениях и перекосах полумуфт происходит синхронное смещение и перекос фрикционных лент. Любой, даже незначительный, перекос фрикционных лент приводит к неравномерному распределению зазоров между ними и ведомой полумуфтой, что уменьшает площадь их контакта а перекос полумуфт приводит к тому, что фрикционные ленты у одних торцов защемляются между ними, а у других отстают от них, что приводит к неравномерному распределению давления, оказываемого фрикционными дентами на ведомую полумуфту. Этообстоятельство значительно уменьшает надежность работы муфты.
При осевых сдвигах полумуфт синхронное смещение фрикционных лент вместе с ведущей полумуфтой приводит к уменьшению напряженности контактного взаимодействия фрикционных лент с ведомой полумуфтой и потере передаваемого муфтой крутящего момента. В результате этого ведущая полумуфта вместе с закрепленными на ней фрикционными лентами начинает кратковременно проворачиваться относительно ведомой полумуфты до -тех пор, пока не прекратятся осевые сдвиги между полумуфтами. Частые и знакопеременные осевые сдвиги полумуфт вызывают крутильные колебания передаваемого муфтой крутящего момента, что также снижает надежность работы муфты.
Цель изобретения - повышение компенсирующей способности и надежности муфты.
Поставленная цель достигается тем, что центробежная муфта снабжена кольцом, установленным между наружной полумуфтой и фрикционными лентами, и связанным с наружной полумуфтой посредством зубчатого зацепления.
На фиг. I изображена центробежная муфта, продольное сечение; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1.
Муфта состоит из концентрично расположенных внутренней ведущей полумуфты 1, наружной ведомой полумуфты 2, выполненной в виде барабава 3, и фрикционных лент 4 и 5. Каждая лента проходит через торцовый паз на ведущей полумуфте 1-, откуда своими
свободными концами 6, 7 и 8, 9 выходит в кольцевой зазор 10. Свободные концы обеих лент расположены в одном окружном направлении. В зазорах между торцовыми выступами 11 и 12 ведущей полумуфты 1
и свободными концами 7 и 9 лент расположены дополнительные центробежные грузы 13 и 14, которые могут быть изготовлены как из кусков фрикционного материала, из которого изготовлены ленты, так и из металла. Толщина этих грузов не должна превыщать толщину фрикционного материала, из которого изготовлены ленты 4 и 5, с тем, чтобы они свободно могли быть размещены в полости муфты. Элемент фиксации положения концов фрикционных лент 4 и 5 и
грузов 13 и 14 в осевом направлении выполнен в виде кольцевой канавки 15 на ведущей полу муфте 1 с торцовыми буртиками 16 и 17, ширина которой а должна быть не менее щириныЪ фрикционных лент 4 и 5, а глубина Ь несколько больше их тол щи ныв,, при этом
концы 6, 7 и 8, 9 фрикционных лент и дополнительные центробеж ные грузы 13 и 14 расположены в этой кольцевой канавке 15.
Кроме этого, муфта дополнительно снабжена кольцом 18, выполненным с наружным
зубчатым венцом и внутренней цилиндрической поверхностью, которое имеет ширину с, большую ширины а кольцевой канавки 15 на ведущей полумуфте 1, и расположено в радиальном зазоре R между полумуфтами 1 и 2, а барабан 3 выполнен с внутренним зубчатым венцом. Кольцо 18 внутренней своей поверхностью взаимодействует с фрикционными лентами 4 и 5 и установлено по наружной цилиндрической поверхности ведущей полумуфты 1, т. е. по наружной поверхности образованных кольцевой канавкой 15 торцовых буртиков 16 и 17. Это кольцо установлено с возможностью свободного вращения вокруг ведущей полумуфты 1 и зафиксировано от осевого смещения, например, при помощи разрезных пружинных колец 19 и 20, расположенных в кольцевых пазах по наружной поверхности торцовых буртиков 16 и 17, а своим наружным зубчатым венцом взаимодействует с внутренним зубчатым венцом барабана 3- Наружная
поверхность зубчатого венца кольца 18 может иметь цилиндрическую или бочкообразную форму для улучшения компенсации угловых смещений полумуфт 1 и 2.
Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущая полумуфта 1 закрепленными на ней фрикционными лентами 4 и 5 воздействует на внутреннюю цилиндрическую поверхность кольца 18, которое при определенной угловой скорости через зубчатое зацепление с барабаном 3 увлекает ведомую полумуфту 2 во вращение. При этом каждая фрикционная лента 4 и 5 оказывает давление на кольцо 18 своими обоими концами 6, 7 и 8, 9, а также дополнительными центробежными группами 13 и 14. Таким образом, при перекосах полумуфт ведущая полумуфта 1 смещается вместе с кольцом 18 и за счет зубчатого зацепления между ним и ведомой полумуфтой 8 происходит компенсирование перекоса, при этом взаимодействующие с кольцом 18 фрикционные ленты прижимаются к его внутренней цилиндрической поверхности без какоголибо перекоса и заклинивания, что в значительной мере повышает надежность работы предложенной муфты по сравнению с прототипом.
При осевых сдвигах полумуфт осевая фиксация промежуточного кольца на веду13
/8
JZ
щей полумуфте обеспечивает совместное их перемещение вместе с фрикционными лентами относительно ведомой полумуфты 2, и за счет зубчатого зацепления между кольцом 18 и ведомой полумуфтой 2 происходит их относительное скольжение без уменьшения передаваемого муфтой крутящего момента, так как в окружном направлении зубчатое зацепление является жестким и работает без проскальзывания в отличие отфрикцион0 ного зацепления. Это также в значительной мере повышает надежность работы предложенной муфты по сравнению с прототипом.
Таким образом, в предлагаемой муфте д при любых смещениях и перекосах между полумуфтами, допускаемых зубчатым зацеплением между кольцом 18 и ведомой полумуфтой 2, обеспечивается надежное сцепление фрикционных лент 4, 5 с внутренней цилиндрической поверхностью кольца 18 0 без сдвигов и перекосов между ними, так как кольцо 18 перемещается вместе с ведущей полумуфтой 1 и разгружает фрикционные ленты от необходимости компенсировать смещения и перекосы между полумуфтами.
ю
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Центробежная муфта ю.м.гузенко | 1978 |
|
SU765553A1 |
Муфта | 1978 |
|
SU898160A1 |
ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОБУСУ | 2016 |
|
RU2628349C1 |
Гидравлическая муфта | 1989 |
|
SU1640472A1 |
Центробежная муфта | 1982 |
|
SU1060830A2 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 2007 |
|
RU2331803C1 |
Предохранительная муфта | 1974 |
|
SU561032A1 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА С ОТКЛЮЧЕНИЕМ ПРИВОДА | 2002 |
|
RU2230952C2 |
ЗУБЧАТАЯ МУФТА | 1966 |
|
SU188804A1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МУФТА | 1994 |
|
RU2084719C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА по авт. св. № 813011, отличающаяся тем, что, с целью повышения компенсирующей способности и надежности, она снабжена кольцом, установленным между наружной полумуфтой и фрикционными лентами и связанным с наружной полумуфтой посредством зубчатого зацепления. Ш СО 4 00 00
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Центробежная муфта | 1979 |
|
SU813011A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-01-15—Публикация
1983-06-07—Подача