Изобретение относится к транспортной технике, а именно к конструкциям устройства для перемещения стекла двери транспортного средства, имеющим как ручной, так и электромеханический приводы. Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство для перемещения стекла двери транспортного средства, содержащее ручной привод перемещения стекла, имеющий снабженное рукояткой зубчатое колесо, кинематически связанное со стеклом.. Однако известное устройство недостаточно эффективно, что связано с наличием только ручного привода перемещения стекла. Для приведения в действие привода водитель должен вращать рукоятку, что является довольно трудоемким процессом и отвлекает от управления транспортным средством. Цель, изобретения - расщирение диапазона управления путем обеспечения совместного использования ручного и электромеханического приводов. Указанная цель достигается тем, что устройство для перемещения стекла двери транспортного средства, содержащее ручной привод перемещения стекла, имеющий снабженное рукояткой зубчатое колесо, кинематически связанное со стеклом, снабжено промежуточным реечным механизмом, имеющим две рейки,установленные параллельно одна другой по обе стороны зубчатого колеса для поочередного взаимодействия с ним, причем рейки снабжены приводом их независимого перемещения в противоположные стороны и выполнены с продольными пазами, в которых установлены с возможностью перемещения концы элементов привода. Кроме того, привод перемещения реек выполнен в виде элементов с эффектом памяти формы, связанных с электронагревом. Рейки снабжены направляющими роликами. На фиг. 1 изображена конструктивная схема устройства для перемещения стекла двери транспортного средства; на фиг. 2 - устройство, разрез по оси вращения ручного привода; на фиг. 3 - положение элементов электромеханического привода при разомкнутом кнопочном выключателе (окно полностью закрыто); на фиг. 4 - то же, при включении кнопочного выключателя нижнего элемента электромеханического при вода (процесс открывания стекла); на фиг. 5 то же, при разомкнутом кнопочном выключателе (окно открыто); на фиг. б - то же при использовании ручного привода перемещения стекла. Устройство содержит две зубчатые рейки 1, установленные параллельно одна другой по обе стороны зубчатого колеса 2, имеющего на своей оси рукоятку 3 ручного привода. Рейки 1 снабжены приводом 4, выполненным в виде элементов с эффектом тепломеханической памяти формы, связанных с электронагревателем 5 через кнопочные выключатели 6. Кроме того, рейки 1 Bbinoiiнены с продольными пазами 7, в которых установлены с возможностью перемещения концы 8 элементов привода 4, противоположные концы этих элементов зафиксированы на корпусе двери 9. Стекло 10 с помощью устройства ручного перемещение кинематически связано с зубчатым колесом 2. Рейки 1 снабжены роликами И, оси вращения которых прикреплены .на корпусе двери 9. Под действием тепла электронагревателя, выполненного, например, в виде привода, каждый из приводных элементов 4 нагревается выще температуры мартенситного превращения и принимает удлиненную форму, запомненную материалом с термической памятью формы в процессе его термообработки, когда элемент помещают в удлиненный щтамп и нагревают до температуры выще,например, 70°С. В качестве материала с термической памятью формы может быть использован, например, сплав нитанола с содержанием никеля и титана. В процессе удлинения верхнего элемента привода 4 с эффектом механической памяти формы происходит перемещение верхней рейки в правую сторону (фиг. 1). При этом нижний элемент привода 4 находится в сложенном положении, что позволяет нижней рейке 1 беспрепятственно переместится в левую сторону за счет скольжения конца 8 элемента 4 по пазу 7 (фиг. 3). Перемещение верхней рейки 1 в правую сторону приводит во вращение зубчатое колесо 2 по часовой стрелке, что в свою очередь приводит к поднятию стекла 10. После отпускания кнопочного выключателя 6 элемент 4 охлаждается и принимает укороченную форму, усвоенную материалом с тер.мической памятью формы в процессе его термообработки, когда элемент 4 помещают в короткий щтамп, нагревают и охлаждают до температуры, например, ниже 15°С. Опускание стекла 10 осуществляется при вращении зубчатого колеса 2 против часовой стрелки, что происходит при нагреве и удлинении нижнего элемента 4, влекущего за собой движение нижней рейки 1 в правую сторону (фиг. 4). Этот процесс полностью идентичен с описанным процессом по движению верхней зубчатой рейки. После опускания стекла нижний кнопочный выключатель прерывает подачу электричества в электронагреватель 5, элемент 4 охлаждается и принимает положение по фиг. 5Концы 8 элементов 4 при охлаждении максимально приближаются к оси зубчатого колеса 2 и тем самым освобождают рейки 1 от ограничения при их перемещении с ручным приводом, осуществляемом рукояткой 3 (например, фиг. 6). Таким образом, изобретение дает возможность расщирить диапазон управления путем обеспечения совместного использования ручного и электромеханического приводов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТЕКЛОПОДЪЕМНИК ДВУХТОЧЕЧНЫЙ | 1999 |
|
RU2162417C2 |
СТЕКЛОПОДЪЕМНИК | 1997 |
|
RU2123943C1 |
СТЕКЛОПОДЪЕМНИК | 1999 |
|
RU2171346C2 |
ОЧИСТИТЕЛЬ ОКОН ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2013 |
|
RU2548691C2 |
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО РУЧКИ ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2007 |
|
RU2346129C2 |
ОРТОГОНАЛЬНЫЙ ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ С НАКЛОННЫМИ СКЛАДНЫМИ ЛОПАСТЯМИ | 2016 |
|
RU2622455C1 |
ЗАПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ДВЕРИ | 2001 |
|
RU2194838C1 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ | 2002 |
|
RU2295460C2 |
УСТРОЙСТВО для РЕЗКИ БЕТОНА И ДРУГИХ ТВЕРДЫХ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ | 1972 |
|
SU330972A1 |
ЗАПИРАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВЕРЕЙ ИЛИ ДРУГИХ ЗАПОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ | 1997 |
|
RU2194837C2 |
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СТЕКЛА ДВЕРИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее ручной привод перемещения стекла, имеющий снабженное рукояткой зубчатое колесо, кинематически связанное со стеклом, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона управления путем обеспечения совместного использования ручного и электромеханического приводов, оно снабжено промежуточным реечным механизмом, имеющим две рейки, установленные параллельно одна другой по обе стороны зубчатого колеса для поочередного взаимодействия с ним, причем рейки снабжены приводом их независимого перемещения в противоположные стороны и выполнены с продольными пазами, в которых установлены с возможностью перемещения концы элементов привода. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем что привод перемещения реек выполнен в виде элементов с эффектом памяти формы, связанных с электронагревом. 3.Устройство по п. 1, отличающееся тем что рейки снабжены направляющими роликами.
ФигМ
Фиг.
Фиг.6
Фиг. 5
Авторы
Даты
1985-02-23—Публикация
1983-04-08—Подача