Устройство для регулирования энергоустановки теплоэлектрического транспортного средства Советский патент 1985 года по МПК B60L11/04 

Описание патента на изобретение SU1150112A1

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам регулирования мощности энергоустановок теплоэлектрических транспортных средств.

Известно устройство для регулирования энергоустановки теплоэлектрического транспортного средства, содержащее регулятор возбуждения тягового генератора, соединенный входом с выходом блока сравнения, один вход которого подключен к выходу блока определения мощности, соединенного входами с датчиками тока и напряжения тягового генератора, регулятор мощности дизеля, соединенный с контроллером хода, датчик положения контроллера хода и датчик частоты вращения дизеля 1 .

Однако известное устройство не обеспечивает стабильной работы энергоустановки в заданных режимах при изменении параметров воздуха, топлива, масла или охлаждающей жидкости, так как при этом изменяется действующий момент теплового двигателя. Программный блок со схемой динамической коррекции, осуществляющий задержку сигнала задания для регулятора возбуждения тягового генератора относительно времени включения теплоэлектрического привода, не учитывает указанных изменений, что ведет к снижению экономичности энергоустановки.

Целью изобретения является повыщение экономичности.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для регулирования энергоустановки теплоэлектрического транспортного средства, содержащее регулятор возбуждения тягового генератора, соединенный входом с выходом блока сравнения, один вход которого подключен к выходу блока определения мощности, соединенного входами с датчиками тока и напряжения тягового генератора, регулятор мощности дизеля, соединенный с контроллером хода, датчик положения контроллера хода и датчик частоты вращения дизеля, снабжено функциональным преобразователем, блоком уставки, сумматорами, квадратором, усилителем и блоком вы деления максимального сигнала, выход которого подключен к другому входу блока сравнения, один вход - к выходу усилителя, а другой - к выходу одного из сумматоров, первый вход которого и один из входов усилителя соединены с выходом функционального преобразователя, подключенного входом к датчику положения контроллера, а второй вход и один из входов второго сумматора подключены к датчику частоты вращения дизеля, при этом другой вход второго сумматора соединен блоком уставки, а выход - с входом квадратора, соединенным выходом с другим входом усилителя.

На фиг. 1 представлена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - графические зависимости моментов теплового

двигателя и, генератора в функции частоты вращения при различных положениях контроллера хода.

Устройство (фиг. 1) содержит регулятор 5 1 тока возбуждения тягового генератора 2, в цепи которого включены датчик 3 тока и датчик 4 напряжения. Выходы датчиков 3 и 4 соединены с входами блока 5 определения мощности, выход которого соединен с одним из входов блока 6 сравнения. Выход датчика 7 положения контроллера 8 хода соединен с входом функционального преобразователя 9. Контроллер 8 хода соединен с регулятором 10 мощности дизеля. Датчик 11 частоты вращения

с дизеля соединен с входами сумматоров 12 и 13. К другому входу сумматора 12 и входу усилителя 14 подключен выход функционального преобразователя 9. К другому входу сумматора 13 подключен вход блока 15 уставки. Выход сумматора 13 соединен

0 с входом квадратора 16, а его выход подключен к второму входу усилителя 14. Выход сумматора 12 и выход усилителя 14 подключены к входам блока 17 выделения максимального сигнала, соединенного входом с входом блока 6 сравнения.

На диаграмме (фиг. 2) показаны кривые а, б, в зависимости момента (Мгд ) теплового двигателя от частоты « его вращения при различном значении угла а положения контроллера хода и кривые г, д, е зависимосQ ти момента (Мр) тягового генератора от частоты со вращения при тех же положениях контроллера хода. Кривая ж является линией наибольщей экономичности работы теплового двигателя.

Устройство работает следующим обра5 зом.

Регулятор 10 мощности теплового двигателя, датчик 11 частоты вращения, преобразователь 9 и сумматор 12 образуют внещний замкнутый контур регулирования, необходимый для поддержания заданной в соответствии с положением контроллера 8 хода и программой блока 6 частоты вращения при установившихся режимах. Разность сигналов задания и обратной- связи при а)(й поступает через блок 17 на блок 6, где

сравнивается с сигналом обратной связи внутреннего контура регулирования мощности генератора 2, служащего для компенсации основного возмущающего воздействия энергоустановки - изменения тока нагрузки генератора 2. Отнощение контуров в

0 системе соподчиненное: сигнал рассогласования внешнего контура служит заданием для внутреннего. Сумматор 13, квадратор 16, усилитель 14 и блок 15 образуют канал подачи сигнала задания для внутреннего контура в неустановившихся режимах при,

5 изменениях положения контроллера 8 хода. В этом случае сигнал задания формируется по следующему закону:

Рз((0ф-ЧОхл )К((Оз),

где К (юз) - коэффициент усиления усилителя с регулируемым усилением; сохх - частота холостого хода. Зависимость момента генератора от частоты вращения

МгИ + .)- К(шз)

изменяется вначале по вогнутой кривой, приближаясь затем к линейной зависимости. При )з

(03,

М-1Выбор сигнала задания осуществляется блоком 17, выделяющим наибольщий из сигналов.

Зависимости момента теплового двигателя от частоты вращения и фазовые траектории Мг((й) для различных положений контроллера 8 хода, а также линия наибольщей экономичности представлены йа фиг. 2. Требуемый вид фазовых траекторий

реализуется настройкой зависимости К{(оз) усилителя 14 в соответствии с принятыми критериями качества переходных процессов.

Таким образом, устройство автоматического регулирования энергоустановки в переходных процессах формирует желаемую для данного теплового двигателя зависимость u)(t), а в квазиустановивщихся режимах при фикЬированных положениях органа подачи топлива поддерживает заданное значение частоты вращения в соответствии с программой экономичных режимов.

Предлагаемая структура устройства придает системе свойство инвариантности по отношению к возмущающим воздействиям.

Ожидаемый технико-экономический эффет от применения предлагаемого устройства выражается в повышении стабильности и качества переходных процессов энергоустановки, повышении приемистости транспортного средства, сокращении потребляемого топлива на 8-10% и увеличении моторесурса теплового двигателя на 10-15%.

Похожие патенты SU1150112A1

название год авторы номер документа
Устройство для регулирования теплоэлектрического привода 1987
  • Газдра Франтишек
  • Пол Иржи
SU1657418A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗОВ 2000
  • Варегин Ю.А.
  • Клименко Ю.И.
  • Киржнер Д.Л.
  • Ким С.И.
  • Кулабухов А.С.
RU2174919C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 1998
  • Варегин Ю.А.
  • Клименко Ю.И.
  • Ким С.И.
  • Кулабухов А.С.
  • Киржнер Д.Л.
RU2130389C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗОВ 2011
  • Ким Сергей Ирленович
  • Харитонов Владимир Иванович
RU2476332C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 2013
  • Ким Сергей Ирленович
  • Харитонов Владимир Иванович
  • Пронин Андрей Андреевич
RU2534597C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 2010
  • Ким Сергей Ирленович
  • Федотов Михаил Владимирович
  • Харитонов Владимир Иванович
  • Ким Светлана Владимировна
RU2423251C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА 2011
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Грачев Николай Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Суркова Елена Геннадьевна
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
RU2466039C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА В РЕЖИМЕ ТОРМОЖЕНИЯ 2007
  • Ким Сергей Ирленович
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Харитонов Владимир Иванович
  • Сергеев Сергей Валерьевич
  • Федотов Михаил Владимирович
  • Ким Светлана Владимировна
RU2350487C1
Устройство управления теплоэлектрическим приводом самоходных машин 1976
  • Подъяков Арнольд Александрович
  • Степанов Александр Дмитриевич
  • Артемов Иван Михайлович
  • Новиков Георгий Владимирович
  • Киселев Дмитрий Владимирович
  • Андерс Виталий Иванович
SU653149A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 2006
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Ким Сергей Ирленович
  • Клименко Юрий Иванович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Харитонов Владимир Иванович
RU2300470C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 150 112 A1

Реферат патента 1985 года Устройство для регулирования энергоустановки теплоэлектрического транспортного средства

УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ТЕПЛОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее регулятор возбуждения тягового генератора, соединенный входом с выходом блока сравнения, один вход которого подключен к выходу блока определения мощности, соединенного входами с датчиками тока и напряжения тягового генератора, регулятор мощности дизеля, соединенный с контроллером хода, датчик положения контроллера хода и датчик частоты вращения дизеля, отличающееся тем, что, с целью повыщения экономичности, оно снабжено функциональным преобразователем, блоком уставки, сумматорами, квадратором, усилителем и блоком выделения максимального сигнала, выход которого подключен к другому входу блока сравнения, один вход - к выходу усилителя, а другой - к выходу одного из сумматоров, первый вход которого и один из входов усилителя соединены с выходом функционального преобразователя, подключенного входом к датчику положения контроллера, а второй вход и один из входов SS второго сумматора подключены к датчику частоты вращения дизеля, при этом другой сл вход второго сумматора соединен с блоком уставки, а выход - с входом квадратора, соединенным выходом с другим входом усилителя. СП 1чЭ

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1150112A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство управления теплоэлектрическим приводом самоходных машин 1976
  • Подъяков Арнольд Александрович
  • Степанов Александр Дмитриевич
  • Артемов Иван Михайлович
  • Новиков Георгий Владимирович
  • Киселев Дмитрий Владимирович
  • Андерс Виталий Иванович
SU653149A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 150 112 A1

Авторы

Зыков Юрий Александрович

Устинов Александр Владимирович

Майоров Федор Михайлович

Андерс Виталий Иванович

Сальников Игорь Иванович

Смирнов Александр Леонидович

Афиногенов Павел Георгиевич

Демидов Владимир Александрович

Даты

1985-04-15Публикация

1983-07-04Подача