Изобретение относится к технике виброизмерения, а именно к акселерометрам для измерения виброускорений. Известны акселерометры с пьезоэлектрическим чувствительным элемен том, на который воздействует инерционный груз. Электрический потенциал (или заряд), возникающий на электродах чувствительного элемента, в таких акселерометрах пропорционален инерционной силе, определяемой как произведение массы инерционного груза на измеряемое виброускорение от движения инерционного груза в направлении оси измерения, т.е. F т-а l . Для этих акселерометров (при одном и тбм же материале пьезоэлемента) чувствительность, т.е. величина заряда, приходящегося на единицу виброускорения, пропорциональна мас се инерционного груза. Таким образо при создании высокочувствительных акселерометров приходится мериться с большой массой всего акселерометр в которой основную долю занимает ма са инерционного груза, что является недостатком таких акселерометров. Конструктивно инерционный груз, чувствительный пьезоэлемент и корпу (основание) акселерометра скреплены каким-либо клеевым компаундом, либо сжаты между собой предварительно на пряженной при сборке акселерометра пружиной. Известны также акселерометры, со держащие расположенные в корпусе пьезоэлемент и поджатый пружиной инерционный груз С21. Наиболее близким к изобретению по технической сущности является ак селерометр, содержащий корпус с рас ложенными в нем инерционньм элемент ji полым пьезоэлементом в форме тела вращения, на внутренней и наружной боковых поверхностях которого установлены электроды з. Для повышения чувствительности увеличивают массу инерционного элемепта, что является недостатком известного акселерометра. Цель изобретения - повышение чув ствительности акселерометра. Указанная цель достигается тем, что в акселерометре, содержащем корпус с расположенными в нем инерционным элементом и полым пьезоэлементом в форме тела вращения, на нутренней и наружной боковых поверхостях которого установлены электроы, во внутренней полости корпуса ыполнено два отсека, соединенных ежду собой цилиндрическим отверстим с размещенным в нем уплотненным оршнем, в одном из отсеков размещен редварительно поджатый инерционный лемент, жестко соединенный с поршем, а в другом расположен пьезоэлеент, при этом внутренняя полость ьезоэлемента заполнена неэлектропроодящей жидкостью. Внутренняя полость пьезоэлемента заполнена кремнийорганической жидкостью. На чертеже изображен предложенный акселерометр.. / Акселерометр состоит из корпуса, образованного основанием 1, стаканом 2 и крьшкой 3. В корпусе в стакан 2 вставлен чувствительньй пьезоэлемент 4 в виде полого цилиндра. На внешней цилиндрической поверхности пьезоэлемента, например, вожжен серебряный электрод 5, а на внутренней цилиндрической поверхности такой же электрод 6. Электрод 5 электрически соединен со стаканом корпуса, в котором укреплен штепсельный разъем 7, к контакту которого соединительным проводником 8 присоединен внутренний электрод 6. Каналы, по которым пропущен проводник, заполнены клеящим компаундом и гидравлически уплотнены. С инерционньгм грузом 9 скреплен поршень .10, помещенный в цилиндрическое отверстие 11. Поршень уплотнен упругим элементом 12, выполненным, например, в виде кольца из резины, которое размещено в кольцевых выточках соответственно на поршне и в цилиндрическом отверстии. Внутренняя полость чувствительного пьезоэлемента заполнена неэлектропроводящим веществом, которое способно передавать гидростатическое давление равномерно во все стороны. Инерционный груз 9 поджат предварительно напряженной пружиной 13, что осуществляется при сборке крьшки 3 со стаканом 2. Заполнение внутренней полости чувствительного пьезоэлемента осуществляется через отверстие 14, которое после заполнения уплотняется винтом 15 с конусным концом, садящимся в конусную заточку. Акселерометр кре3
пят к испытуемому объекту резьбовым хвостовиком 16.
Акселерометр работает следующим образом.
При колебаниях, направленных
вдоль оси х-х акселерометра, инерционный груз 9 создает инерционную силу F, которая, будучи отнесена к площади поршня S,, определяет дав ление d F/Sn во внутренней полост чувствительного пьезоэлемента 4. Это давление равномерно передается на внутреннюю поверхность пьезоэлемента. Заряд, возникающий на поверх костях пьезоэлемента, пропорционален механическому напряжению в пьезоэлементе, т.е. силе, отнесенной к площади поверхности пьезоэлемента поскольку в предлагаемом акселерометре повышение чувствительности пропорционально отношению площади внутренней поверхности пьезоэлемента 4 к площади поршня 10.. Увеличение площади поверхности пьезоэлемента увеличивает его собственную емкость, последняя увеличивает чувствительность акселерометра.
8904
Таким образом, увеличение отношения площади поверхности пьезоэлемента к .площади поршня 10 увеличивает чувствительность акселерометра путем повьш1е1НИЯ механического напряжения в пьезоэлементе и его собственной электрической емкости. Заряды, возникающие на поверхностях пьезоэлемента, через электроды 5 и 6 подводятся к штепсельному разъему 7 и далее по соединительному кабелю к усилителю (не показаны) электрических сигналов. Так как абсолютная величина деформации пьезоэлемента весьма мала (микрометры), перемещения поршня 10 в цилиндрическом отверстии 11 весьма малы. В связи с этим, деформации упругого элемента 12 также малы и эта деталь акселерометра всегда может быть сконструирована так, что она будет работать в упругой области с исчезающе малыми пластическими деформациями.
Предлагаемое техническое решение по сравнению с базовым объектом обладает большей чувствительностью при меньшей массе и позволяет измерять вибрацию нового класса объектов
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ СЕЙСМОПРИЕМНИК | 1994 |
|
RU2084003C1 |
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 1981 |
|
SU1009212A1 |
Способ реализации и устройство чувствительного элемента для контроля параметров движения в составе многоуровневого многокристального модуля | 2019 |
|
RU2702401C1 |
Пьезоэлектрический датчик касательных напряжений | 1985 |
|
SU1254319A1 |
Пьезоэлектрический преобразователь ускорения | 1980 |
|
SU964549A1 |
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДАТЧИК ДАВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2457452C2 |
Пьезоэлектрический акселерометр | 1981 |
|
SU1027625A1 |
Пьезоэлектрический акселерометр | 1982 |
|
SU1024854A1 |
БЕСПРОВОДНОЙ ТРЁХКАНАЛЬНЫЙ ДАТЧИК ВИБРАЦИИ | 2021 |
|
RU2765333C1 |
ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ АКСЕЛЕРОМЕТР | 1998 |
|
RU2150117C1 |
1. АКСЕЛЕРОМЕТР, содержащи корпус с расположенными в нем инер.ционным элементом и полым пьезоэлесд OD со uneiwi iKaSunsJii ас1Па 9-iffitty oMHiminv пикщхоУрая&аяеи ментом в форме тела вращения, на внутренней и наружной боковых поверхностях которого установлены электроды, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности, во внутренней полости корпуса выполнено два отсека, соединенных между собой цилиндрическим отверстием с размещенным в нем уплотненным поршнем, в одном из отсеков размещен предварительно поджатый инерционный элемент, жестко соединенный с поршнем, а в другом расположен пьезоэлемент, при этом внутренняя полость пьезоэлемента заполнена неэлектропроводящей жидкостью. 2. Акселерометр по п. 1, о т л и чающийся тем, что внутренняя полость пьезоэлемента заполнена кремнийорганической жидкостью.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Иориш Ю.И | |||
Виброметрия | |||
Издание второе | |||
ГНТИ машиностроител ной литературы | |||
М., 1963, с | |||
Приспособление для записи и воспроизведения звуков | 1923 |
|
SU559A1 |
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Каталог фирмы Брюль и Къер | |||
Приспособление для изготовления в грунте бетонных свай с употреблением обсадных труб | 1915 |
|
SU1981A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
; |
Авторы
Даты
1985-04-23—Публикация
1983-09-28—Подача