Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом Советский патент 1985 года по МПК F01P3/20 F02B29/04 

Описание патента на изобретение SU1153091A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к силовым установкам транспортных средств, а именно к системам охлаждения турбонаддувных двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения - повышение эффективности работы системы.

На фиг. 1 представлена схема системы охлаждения; на фиг. 2 - радиатор этой системы, обший вид; на фиг. 3 - вариант выполнения радиатора с дополнительными трубками.

Система содержит радиатор 1, в нижнем и верхнем бачках которого установлены перегородки 2-7 (фиг. 2), разделяющие бачки радиатора на полости 8 и 9 и дополнительные цолости 10-15 (фиг. 2).

Полость 8 нижнего бачка радиатора 1 соединена с входным патрубком 16 (фиг. 1) циркуляционного насоса 17, выходной трубопровод 18 которого соединен с рубашкой охлаждения блока 19 цилиндров, связанной трубопроводом 20 с полостью 15 верхнего бачка радиатора 1. Полость 9 нижнего бачка радиатора 1 соединена патрубком 21 (фиг. 2) и трубопроводом 22 (фиг. 1) с водовпускным каналом 23 жидкостной полости охладителя 24, водовыпускной канал 25 которого соединен трубопроводом 26 с входным патрубком 16 циркуляционного насоса 17.

Выходной трубопровод 18 насоса 17 соединен трубопроводом 27 с одной из дополнительных полостей 10 верхнего бачка радиатора 1. Перегородки 3 и 4 нижнего бачка последовательно смещены по ходу движения охлаждающей жидкости относительно соответствующих предыдущих перегородок верхнего бачка. Перегородки 2 и 7 расположены напротив друг друга, т.е. выполнены без смещения. В перегородках 5 и 6 установлены терморегулируемые клапаны 28 и 29. Входной патрубок 30 воздущной полости охладителя 24 связан с турбокомпрессором 31, а выходной патрубок 32 - с впускным коллектором 33 двигателя.

В одном из вариантов выполнения радиатора 1 (фиг. 3) в полостях 11 и 13 установлены дополнительные отводящие патрубки 34 и 35 для образования дополнительных контуров охлаждения с различной температурой охлаждающей жидкости.

При работе двигателя нагретая в рубашке охлаждения блока 19 цилиндров жидкость насосом. 17 подается в полость 15 верхнего бачка радиатора 1. Охлажденная жидкость поступает в полость 8 нижнего бачка радиатора, откуда - во входной патрубок 16 насоса 17. При этом часть охлажденной в радиаторе 1 жидкости отводится от входного трубопровода 18 насоса 17 по трубопроводу 27 в полость 10 верхнего бачка радиатора и последовательно проходит дополнительные полости 11 -14 и 9 верхнего

и нижнего бачков радиатора 1, охлаждаясь при этом до температуры более низкой, чем ее температура в полости 8, куда жидкость поступает непосредственно из верхней полости 15. Наиболее охлажденная жидкость из полости 9 по трубопроводу 22 подается в водовпускной канал 23 охладителя 24. Из водовыпускного канала 25 последнего .жидкость по трубопроводу 26 подается к входному патрубку насоса 17.

В период запуска двигателя на режимах холостого хода и частичных нагрузок глубокое охлаждение наддувочного воздуха с точки зрения достижения лучшей экономичности осуществлять нецелесообразно.

5 На этих режимах работы температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя ниже, чем на режимах работы, близких к номинальному. Положение терморегулируемых клапанов 28 и 29 зависит от температуры охлаждающей жидкости на выходе

0 из двигателя.

При работе двигателя на режиме номинальной мощности они находятся в закрытом положении.

При переходе двигателя с более нагруженных режимов на режимы холостого хода и частичных нагрузок снижается температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, открываются терморегулируемые клапаны 28 и 29 и жидкость из полости 10, минуя полости 11 и 13, проходит по полостям 12, 14, 9 и далее по трубопроводу 22 в водовпускной канал 23 жидкостной полости охладителя 24.

После подогрева двигателя в период запуска или после перехода двигателя на режимы работы, близкие к номинальному,

повышается температура охлаждаюшей жидкости на выходе из двигателя, закрываются клапаны 28 и 29 и жидкость из полости 10 снова последовательно проходит полости 11-14 и 9, глубоко охлаждается и подается в водовпускной канал охладителя 24. Так как температура охлаждающей жидкости постепенно снижается по мере ее прохождения от полости к полости, то при отводе ее через патрубки 34 и 35 из полостей 11 и 13 образуются дополнительные контуры

5 с различной температурой жидкости, которая подается для охлаждения других агрегатов, например, в теплообменники масла гидротраисмиссий и коробок перемены передач.

Система охлаждения позволяет осуществлять многоступенчатое и более глубокое охлаждение жидкости, подаваемой в охладитель наддувочного воздуха, а также автоматическое регулирование охлаждения над5 дувочного воздуха на режимах пуска и частичных нагрузок двигателя.

Создание дополнительных контуров охлаждения с различной температурой охлаждающей жидкости позволяет повысить тепловую эффективность других агрегатов системы охлаждения.

Таким образом, обеспечение в системе охлаждения более глубокого охлаждения наддувочного воздуха, регулирование степени его охлаждения, создание оптимальных температурных режимов в теплообменниках

,20

масла термотрансмиссий, коробки перемены передач и т.п. позволяет повысить эффективность ее работы, приводит к повышению экономичности двигателя, снижению теплонапряженности деталей цилиндро-поршневой группы двигателя, к повышению надежности работы двигателя и всего транспортного средства.

Похожие патенты SU1153091A1

название год авторы номер документа
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1982
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Белькевич Владимир Георгиевич
  • Козловский Иван Иванович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Тимофеев Владимир Егорович
  • Коваль Иван Андреевич
  • Еременко Борис Степанович
  • Русаков Альберт Израилевич
  • Антонов Павел Андреевич
  • Манилов Георгий Валерьевич
SU1054557A1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Кустарев Юрий Степанович
  • Куликов Владимир Николаевич
  • Белькевич Владимир Георгиевич
  • Козловский Иван Иванович
  • Мещеряков Владимир Александрович
  • Фрейман Юрий Иосифович
  • Тимофеев Владимир Егорович
  • Бузинов Евгений Борисович
  • Русаков Альберт Израилевич
  • Вазенмиллер Александр Робертович
SU1183697A1
Двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Кирин Владимир Степанович
SU1772368A1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Липатов В.Е.
  • Деревенцев С.Г.
  • Мещеряков В.А.
  • Рабинков Б.И.
  • Дурманов А.С.
  • Собченко Б.С.
  • Лесовицкий И.В.
  • Русаков А.И.
RU2027871C1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Богомольный Ефим Соломонович
  • Шутков Евгений Алексеевич
  • Черток Евсей Борисович
SU1779757A1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С НАДДУВОМ 1992
  • Рагузин А.Р.
  • Горбунов Е.С.
  • Петриченко М.Р.
RU2049922C1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Пожидаев Владимир Михайлович
SU1390396A1
ЖИДКОСТНОЙ ОХЛАДИТЕЛЬ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Семенов Александр Алексеевич
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Алимов Игорь Владимирович
  • Титов Александр Сергеевич
RU2583483C1
Двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Рагузин Андрей Рэмович
  • Горбунов Евгений Стефанович
  • Петриченко Михаил Романович
  • Власов Яков Яковлевич
  • Иванков Виктор Александрович
SU1800069A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Черток Евсей Борисович
  • Горин Владимир Иванович
  • Рачков Станислав Робертович
  • Родионов Игорь Николаевич
  • Новиков Александр Михайлович
  • Бондаренко Леонид Маркович
RU2282043C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 153 091 A1

Реферат патента 1985 года Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом

1. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ -ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ТУРБОНАДДУВОМ, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий рубащку охлаждения и радиатор, снабженный нижним и верхним бачками, циркуляционный насос, всасывающий патрубок которого соединен с нижним бачком радиатора, а напорный - с рубащкой охлаждения двигателя, и охладитель наддувочного воздуха, подключенный через свои водовпускной и водовыпускной каналы к контуру циркуляции охлаждающей жидкости, причем в нижнем бачке радиатора установлена перегородка, разделяющая его на две полости, первая из которых соединена с всась1вающим патрубком насоса, а вторая - с водовпускным каналом охладителя наддувочного воздуха, водовыпускной канал которого подключен к всасывающему патрубку насоса, отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности путем обеспечения оптимальных температурных режимов, нижний и верхний бачки радиатора снабжены дополнительными перегород, ками, причем первая перегородка верхнего бачка установлена напротив первой перегородки нижнего бачка, образуя замкнутую секцию радиатора, а другие перегородки верхнего бачка, начиная с второй, смещены относительно перегородок нижнего бачка с образованием канала, последовательно свя(Л зывающего полости верхнего и нижнего бачков, и часть перегородок снабжена отверстиями с перепускными клапанами, а первая замкнутая полость верхнего бачка радиатора соединена с напорным патрубком центробежного насоса, образуя напорный контур охлаждения, включающий охладитель наддувочного воздуха. сд 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, со о ;о что перепускные клапаны выполнены терморегулируемыми по температуре охлаждающей жидкости.

Формула изобретения SU 1 153 091 A1

г 3 /3

9 21Фиг. г

15

/4

/2

V///

Фиг. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1153091A1

Авторское свидетельство СССР по заявке № 3455859/25-06, кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 153 091 A1

Авторы

Куликов Владимир Николаевич

Кустарев Юрий Степанович

Мещеряков Владимир Александрович

Липатов Владимир Евгеньевич

Тимофеев Владимир Егорович

Дмитриев Владимир Петрович

Таммор Владимир Владимирович

Бузинов Евгений Борисович

Антонов Павел Андреевич

Вазенмиллер Александр Робертович

Духовный Рафаил Гершонович

Русаков Альберт Израилевич

Даты

1985-04-30Публикация

1983-11-17Подача