Изобретение относится к автотракторной промышленности и может быть использовано, например, в источниках питания для автомоби лей и тракторов. Известны источники питания с различными схемами защиты аккумуляторной батареи и разряда на цепь обмотки возбуждения при неработающем двигателе. Большинство первых практических схем предусматривали использование замка зажига1ШЯ для защиты батареи от разряда 1). Ввиду недостатков указанных схем в последнее время для защиты используют полупро водниковые элементь. Но это ограничивает возможность начального возбуждения генератора и, связано с необходимостью подачи от батареи начального тока на обмотку возбужде ния генератора в момент запуска, так как са мовозбуждение генераторов переменного тока затруднено. Начальный ток обычно подается через сопротивление или лампочку. Известен источник питания, в котором защ та аккумуляторной батареи от разряда осущест вляется применением четырех злементов - диод сопротивления, лампочки и выключателя. В момент запуска при замыкании выключателя ток подаётся от аккумуляторной батареи в обмотку возбуждения через сопротивление, лампу и далее через регулятор напряжения. Сопротивление подбирается ограничивающим начальный ток до необходимой величины 2. Однако при включенном выключателе и нера ботающем . двигателе батарея разряжается начальным током. Известна схема заидаты аккумуляторной батареи от разряда путем подключения цепи воз буждения между нулевым выводом обмотки статора и минусовой щиной группы силовых вентилей (3J. Данная схема требует дополнительных устройств для обеспечения начального возбуждения, кроме того, обмотка возбуждения должна рассчитываться на половинное напряжение бортовой сети. Известен источник питания с двумя выход) ными обмотками на два выходных напряжения, одна обмотка которого служит для питания регулятора напряжения и обмотки возбуждения а вторая - для питания потребителей. В момент запуска генератора ток в обмотку возбуждения от аккумуляторной батареи подается через сопротивление и лампочку 4. К недостаткам данного источника относится сложность исполнения из-за наличия двух трехфазных выпрямителей и двух обмоток, кроме того, при отсутствии батареи самовозбуждение генератора невозможно. Описанные схемы чащиты батареи от разряда на цепь обмотки Возбуждения генератора при неработающем двигателе требуют, для надежного возбуждения генератора применения дополнительных громоздких устройств, и при отсутствии аккумуляторной батареи на автомобиле самовозбуждение генератора практически не происходит. Наиболее близким к изобретению является источник питания, содержащий генератор переменного тока с выпрямителем, регулятор напряжения, аккумуляторную батарею. Защита аккумуляторной батареи от разряда осуществляется с помощью трех дополнительиьгх диодов, образующих дополнительный выпрямитель, злектрически не связанный с акуумуляторной батареей, от которого питается обмотка возбуждения генератора. Начальное возбуждение генератора в схеме осуществляется путем включения лампочки накаливания и сопротивления между плюсом основного и плюсом дополнительного выпрямителей, через которые в момент пуска генератора подается начаШьный ток в обмотку возбуждения 5). Однако для защиты батареи от разряда требуется применение дополнительных устройств, а регулирование напряжения ведется по напряжению на дополнительном выпрямителе, которое отличается от основного. Цель изобретения - упрощение защиты аккумуляторной батареи источника питания от разряда на цепь обмотки возбуждения генератора при неработающем двигателе при условии обеспечения самовозбуждения генератора на низких оборотах. noctaвлeннaя цель достигается тем, что в источнике питания, содержащем генератор переменного тока с выпрямителем, регулятор напряжения и аккумуляторную батарею, во входную часть регулятора напряжения введено защитное устройство, цепь управления которого подключена к нулевой точке обмотки статора генератора, а обмотка возбуждения генератора и выходная часть регулятора на 1ряжения подсоединены к положительному выходному зажиму источника питания. На фиг. 1 представлена злектрнческая схема источника питания; на фиг. 2 - 4 ее варианты. Источник питания содержит генератор 1 переменного тока с выпрямительным блоком, регулятор 2 напряжения с раздельными входом (клемма Б) и выходом (клеммы Б и DI), выключатель 3 зажигания, аккумуляторную батарею 4, устройство 5, цепь управления которого подключена к нулевой точке обмотки статора 6. В качестве устройства 5 могут 3 быть использованы: геркон (фиг. 1), тиристо (фиг. 2), оптрон (фиг. 3) и транзистор (фиг. 4). При неработающем двигателе и включенном зажигании аккумуляторная батарея 4 не разр жается на обмотку возбуждения генератора (ОВГ), так как цепь управления устройства (например, геркона) обесточена и его контак ты разомкнуты. При запуске двигателя и вращении ротора генератора за счет остаточного магнетизма происходит нарастание ЭДС генератора. Цепь управления герконом получает питание, его контакты замыкаются, и обмотка возбуждени генератора подключается к аккумуляторной батарее. В результате происходит надежное возбуждение генератора. 144 Таким образом, в предлягаемом мсшчинкв питания разряд аккумуляторной Гкилрсп на цепь обмотки возбуждения генератора при неработающем двигателе полностью исклк1чсн за счет введения в схему устройства, срабатывающего только при вра1даю1цсмся с определенной частотой роторе генератора. Применяя такой источник питания, можно обойтись без выключателя зажигания, подключив провод непосредственно к плюсу генератора. Применение источника питания согласно изобретению, на автомобилях (например, ВАЗ -2105) позволит осуществить надежную защиту аккумуляторной батареи от разряда при неработающем двигателе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Источник питания | 1979 |
|
SU824369A1 |
Источник питания | 1976 |
|
SU650161A1 |
Источник питания | 1977 |
|
SU639117A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ШУНТОВОГО ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1969 |
|
SU235156A1 |
Автотракторная генераторная установка | 1980 |
|
SU928599A1 |
Устройство для электропитания автономных объектов | 1975 |
|
SU584421A1 |
Система электроснабжения для автомобилей | 1979 |
|
SU855858A1 |
Система регулирования напряжения генератора переменного тока | 1971 |
|
SU353644A1 |
Система электроснабжения автотракторного электрооборудования | 1981 |
|
SU1003249A1 |
Источник питания | 1980 |
|
SU930492A1 |
ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ, содержащий генератор переменного тока с выпрямителем, регулято|з напряжения и аккумуляторную батарею, р. т р и ч а ю щ и и. с я тем, что, с целью упрощения защиты аккумуляторной батареи от разряда на цепь обмотки возбуждения при неработающем двигателе при условии обеспечения самовозбуждения генератора на низких оборотах, во входную часть регулятора напряжения введено защитное устройстйо,цепь управления которого подключена к нулевой точке обмотки статора генератора, а обмотка возбуждения генератора и выходная часть регулятора напряжения подсоединены к положительному выходному зажиму источника питания. (Л КнасрузЖ СП О)
Фиг.2
Авторы
Даты
1985-05-23—Публикация
1983-02-02—Подача