Изобретение относится к машиностроению, в частности к области гид родинамических передач, и предназна чено преимущественно для, использова ния-в приводе вентилятора и отсоса пьши моторной установки наземного . транспортного средства, при этом предполагается либо система охлажде ния /с двумя вентиляторами, один из которых совместно с эжектором выпол няет и функцию пылеудаления из циклонного воздухоочистителя, либо используют отдельный вентилятор отсос пыли. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения вращения турбинного кол са по заданному закону. На фиг. 1 изображена схема гидро динамической муфты; на фиг, 2 - гра фики режимов работы различных гидро муфт, используемых в приводах, вентилятора транспортных машин. Гидромуфта содержит насосное кол со 1, установленное на приводном от двигателя валу, турбинное колесо 2, вал которого кинематически |СВЯзан с нагрузкой (например, вентилятором кожух 3 со сквозными отверстиями 4 жестко по периферии связан с насосным колесом 1. Кожуж 3 с лопастным насосом 1 образует внутреннюю рабочую полость гидромуфты, а лопастное турбинное колесо 2 установлено внутри кожуха в указанной полости, Особеннрстью конструкции является наружная чаша 5, прижатая к кожуху 3 с помощью пружин 6 и образукщая с. ней герметичную полость опорожнения благодаря установке в кожухе уплотнений 7 и 8. Уплотнение установлено также между фланцем насосного колеса и выходным валом 9. Плость гидромуфты, состоящая из суммарного объема рабочей полости и полости опорожнения, через заправочное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой (не показано), заполнена рабочей жидкостью (маслом). Гидромуфта работает следующим образом. После запуска двигателя насосное колесо 1 гидромуфты получает вращение, и начинается передача мощности стурбинного колеса 2 на вентилятор (не показан) благодаря циркуляции масла .в коЛесах 1 и 2. Выбранньй размер гидромуфты (активный диаметр D ) обеспечивает при этом скольжение в гидромуфте порядка 3-5%, а объем заправленного в гидромуфту масла определяет нижнюю границу циркулирующего потока масла-диаметром Dg. При этом вся поверхность лопаток колес 1 и 2 взаимодействует с потоком жидкости, что полностью реализуеТ энергоемкость гидромуфты. Пружины 6 удерживают чашу 5 в прижатом . положении, поскольку центробежного давления масла, прошедшего через сквозные отверстия 4 и воздействующего на чашу 5, недостаточно для определения усилия предварительного поджатия.пружин. При повьшении частоты вращения вала двигателя и соответственно насосного колеса 1 до определенного значения чаша 5 начинает перемещаться под повьипенным давлением масла в осевом направлении, а масло через отверстия 4 перетекатьв увеличивающийся объем полости опорожнения, между кожухом 3 и. чашей 5. При этом свободная поверхность циркулирующего потока начинает подниматься по радиусу ив пределе, когда чаша 5 переместится на полный ход (пунктир на фиг. 1) и примет форму показанную пунктиром между насосным 1 и трубинным 2 колесами, поскольку при этом лопатки колес взаимодействуют .с циркулирующим потоком только частью своей поверхности, гидромуфта ограничивает рост мощности на нагрузке (колесо вентилятора)и переходит на большее скольжение. При снижении частоты вращения вала двигателя и насо.сного колеса 1 центробежное давление масла на чащу 5 уменьшается и она под действием пружин возвращается в исходное положение, весь объем масла перемещается в рабочую полость и гидромуфта выходит на начальное скольжение 3-5%. Мевду крайними положениями чаши 5 происходит непрерывное изменение передаточного отношения в гидромуфте, т.е. осуществляется процесс автоматического регулирования.. . Наружные вращающиеся детали гидромуфты (не показаны) должны быть оребрены для облегчения теплосъема и улучшения циркуляции охлаждающего воздуха. При максимально допустимых частотах вращения колеса вентилятора, равных п, график изменения частоты
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулируемая гидродинамическя муфта | 1986 |
|
SU1368534A1 |
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ | 2006 |
|
RU2353834C2 |
ПУСКО-ТОРМОЗНАЯ ПРОТОЧНАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА | 1971 |
|
SU425007A1 |
Пуско-тормозная проточная гидродинамическая муфта | 1975 |
|
SU547571A2 |
Гидродинамическая муфта | 1979 |
|
SU821810A1 |
РЕГУЛИРУЕМАЯ ГИДРОМУФТА С БЛОКИРОВКОЙ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2659150C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2288383C2 |
Гидродинамическая муфта преимущественно для наземных транспортных средств | 1983 |
|
SU1151729A1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1216387A1 |
Предохранительная гидромуфта | 1984 |
|
SU1291755A1 |
ГИДРОЛИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН, содержащая насосное колесо, закрепленное на ведущем валу, турбинное колесо, закрепленное на ведомом валу, и кожух с уплотнением его внутренней полости, причем кожух закреплен на периферии Г насосного колеса, в его внутренней полости размещено турбинное колесо, а насосное и турбинное колеса установлены с возможностью образования круга циркуляции при их взаимодействии друг с другом по максимальному размеру их активного диаметра, о т- личающаяся тем, что с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения вращения турбинного колеса автоматически по заданному закону, она снабжена подпружиненной чашей, концентрично установленной на кожухе с возможностью осевого перемещения относительно последнего, причем в обращенной к турбинному колесу стенке кожуха равномерно по окружности и на уровне активного диаметра насосного и турбинного колес выполнены сквозные отверстия. Од 1Й1
Гавриленко Б.А., Семичастнов И.Ф | |||
Гидродинамические муфты и трансформаторы | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ приготовления строительного изолирующего материала | 1923 |
|
SU137A1 |
Алексапольский Д.Я | |||
Гидродинамические передачи | |||
Машгиз, 1963, стр | |||
Приспособление для соединения пучка кисти с трубкою или втулкою, служащей для прикрепления ручки | 1915 |
|
SU66A1 |
Авторы
Даты
1985-08-23—Публикация
1983-09-29—Подача