Предохранительная гидромуфта Советский патент 1987 года по МПК F16D33/18 

Описание патента на изобретение SU1291755A1

1

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин для защиты на всех режимах элементов привода и исполнительного устройства от чрезмерных перегрузок, а также в приводах машин, работающих в пожароопасной и взрывоопасной среде.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных возможностей за счет введения легкоплавкого сплава между ведущим валом и насосным колесом в кольцевой полости, вынесенной за пределы вспомогательной полости гидромуфты, и установки лопастного вентилятора на ведущем валу муфты.

На фиг. 1 изображена предохранительная гидромуфта; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 , на фиг. 3 - ва- , риант выполнения дискового элемента; на фиг. 4 - предохранительная гидромуфта с тепловой защитой в виде легкоплавкого элемента, расположенного во вспомогательной полости гидромуфты.

Гидромуфта содержит насосное колесо 1, соединенное с корпусом 2 муфты, турбинное колесо 3, соединенное с ведомым валом 4 муфты. Ведущий вал 5 муфты соединяется с насосным колесом 1 через легкоплавкий сплав 6, расположенньш в кольцевой полости 7, образованной крышкой 8 и насосным колесом 1. Дисковый элемент 9 выполнен заодно с валом 5. Уплотнение 10 предотвращает утечку сплава из кольцевой полости 7. При расплавлении легкоплавкого сплава 6 вал 5 вращается вместе с дисковым элементом 9 и лопастным вентилятором 11, жестко закрепленным на валу 5 в подшипниках 12 качения. Пробка 13 предназначена для заливки легкоплавкого сплава в кольцевую полость 7. Отверстия 14, выполненные на ступице турбинного колеса 3, предназначены для перепускания рабочей жидкости из рабочей полости во вспомогательную.

Резервная емкость 15 служит для пополнения рабочей камеры тепловой защиты сплайом до полного ее заполнения, что увеличивает долговечность тепловой защиты, стабилизирует величину, характеризующую прочность связи турбинного колеса 3 с валом 4 посредством сплава 6.

1

J5

20

2917552

Вентилятор 11 установлен на валу насосного колеса 1, являющегося ведущим, для улучшения условий остывания гидромуфты после срабатывания 5 Фепловой защиты.

Выполнение дискового элемента 9 в виде диска с отверстиями 16 или с радиальной перфорацией 17 увеличивает момент, передаваемый от дисково- 0 го элемента 9 к насосному колесу 1 через легкоплавкий сплав 6.

Предохранительная гидромуфта с тепловой защитой, размещенной во вспомогательной полости гидромуфты (фиг. 4), содержит насосное колесо 1, соединенное с ведущим валом 5 и корпусом 2 муфты. Турбинное колесо 3 соединено с ведомым валом 4 муфты через легкоплавкий сплав 6, располо- женньй в кольцевой полости 7, образованной ступицей турбинного колеса 3 и крьш1кой 8. Манжетные уплотнения 10 предотвращают утечку сплава 6. JC Турбинное колесо 3 и крышка 8 при

срабатывании тепловой защиты (расплавлении легкоплавкого сплава 6) вращаются относительно ведомого вала 4 муфты, опираясь на подшипники 12 качения . Легкоплавкий сплав 6 имеет резервную емкость 15. Дисковый элемент 9 выполнен заодно с валом 4. На корпусе муфть выполнены ребра охлаждения. Отверстия 14, выполненные на ступице турбинного колеса 3, предназначены для перепускания рабочей жидкости из рабочей полости во вспомогательную.

Муфта (фиг. 1) работает следующим образом.

40 После разгона ведомого вала 4

гидромуфты до величины, соответствующей расчетному значению скольжения (обычно 3-5%), температура рабочей жидкости начинает увеличиваться до

какой-то определенной величины. После этого тепловой баланс выравнивается, и дальнейшее увеличение температуры рабочей жидкости не происходит. Легкоплавкий сплав 6 при этом также

50 нагревается и происходит некоторое

разупрочнение соединения вала 5 с насосным колесом 1. Легкоплавкий сплав 6 должен быть подобран таким образом, чтобы прочность его при тем- 55 пературе установившегося режима работы гидромуфты была достаточной для передачи крутящего момента с заданным коэффициентом перегрузки от вала 5 к насосному колесу 1.

30

35

в момент внезапной перегрузки, превышающей расчетный момент муфты, турбинное колесо 3 останавливается, а насосное колесо 1 продолжает вращаться. При этом наблюдается быстрое увеличение температуры рабочей жидкости. Разогретая рабочая жидкость из рабочей полости поступает во вспомогательную через отверстия 14, выполненные в ступице турбинного колеса 3, и омывает внутреннюю поверхность насосного колеса 1, образующую вспомогательную полость гидромуфты, которая нагревается практически вместе с рабочей жидкостью. Легкоплавкий 15 па 4) продолжает вращаться, и темпе- сплав 6, расположенньй в кольцевой ратура рабочей жидкости быстро уменьшается вследствие трения стенок муфты о воздух. После устранения

полости 7, также нагревается с не- больщим опозданием. Причем величина отставания нагрева сплава 6 от нагрева жидкости зависит от конструктив- 20 гателя легкоплавкий сплав затверде- ных особенностей муфты и теплопровод- вает и муфта снова восстанавливает

перегрузки и выключения электродвиности ее деталей. При достижении температурой сплава некоторой расчетной величины он расплавляется и разрывается связь между валом 5 и насос,ным колесом 1 . Вращается только вал 5 с дисковым элементом 9 и лопастным вентилятором 11. Потребление мощности резко падает, так как отсутствует передача крутящего момента от двигателя к исполнительному механизму (не показаны). Температура рабочей жидкости начинает уменьшаться за счет обдувания корпуса 2 муфты вентилятором 11. Легкоплавкий сплав 6 находится в расплавленном состоянии, так как трение внутренних слоев сплава, возникающее при вращении дискового элемента 9 в кольцевой полости 7, влечет за собой возникновение тепла, достаточного для поддержания сплава в расплавленном состоянии.

917554

Работа муфты (фиг. 4) аналогична работе муфты (фиг. 1). При расплавлении легкоплавкого сплава турбинное колесо 3 вращается вместе с с насосным колесом 1, не вращая ве- домьш вал 4. Сплав 6 при этом остается в жидком состоянии. Манжетные уплотнения 10 надежно предотвращают утечки сплава- из рабочей камеры 10 тепловой запщты. Потребление мощности резко падает, так как отсутствует передача крутящего момента от двигателя к исполнительному механизму, вся муфта (кроме ведомого вагателя легкоплавкий сплав затверде- вает и муфта снова восстанавливает

перегрузки и выключения электродви

свою работоспособность.

Формула изобретения

Предохранительная гидромуфта, содержащая насосное колесо, установленное на ведущем валу, турбинное колесо, установленное на ведомом валу, и элемент для тепловой защиты в виде легкоплавкого сплава, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных возможностей, она снабжена дисковым элементом, установленным на одном из валов, и крышкой, установленной в выполненной в ступице одного из колес кольцевой расточке с образованием кольцевой полости, при этом кольцевая полость заполнена легкоплавким сплавом, а дисковый элемент расположен с зазором в указанной полости.

16

Фиг.д

Похожие патенты SU1291755A1

название год авторы номер документа
Блокируемая гидромуфта 1988
  • Гавриленко Владимир Константинович
  • Загоруйко Аркадий Петрович
  • Леусенко Анатолий Васильевич
  • Осипов Вениамин Анатольевич
SU1539416A1
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ 2006
  • Кузин Рудольф Фазгамович
  • Бесхлебников Борис Александрович
  • Иванов Александр Игоревич
  • Ломаев Анатолий Николаевич
  • Борисов Константин Алексеевич
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
  • Козловский Анатолий Юрьевич
RU2353834C2
Разгонно-реверсивная гидромуфта 1981
  • Зарх Ион Сидорович
  • Агапова Алла Вениаминовна
SU985505A1
Пусковая гидромуфта 1984
  • Зарх Ион Сидорович
  • Войтова Нина Витальевна
SU1249224A1
Пусковая гидромуфта 1983
  • Зарх Ион Сидорович
  • Войтова Нина Витальевна
  • Пальцева Эрита Александровна
SU1177569A1
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРУЕМАЯ ИЗМЕНЕНИЕМ НАПОЛНЕНИЯ 2012
  • Ахияртдинов Эрик Минисалихович
RU2523338C2
Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта 1982
  • Мурин Алексей Викентьевич
  • Осипов Вениамин Анатольевич
SU1075027A1
Гидромуфта 1990
  • Сорокин Василий Иванович
  • Сорокин Виктор Васильевич
  • Сорокина Виктория Дмитриевна
  • Зотова Людмила Григорьевна
SU1739122A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1984
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1284856A1
БЛОКИРУЕМАЯ ГИДРОМУФТА 1972
  • Иностране Джон Билтон
  • Иностранна Фирма Флуидрайв Энджиниэринг Компани Лимитед
SU360794A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 291 755 A1

Реферат патента 1987 года Предохранительная гидромуфта

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в приводах машин для предохранения их от перегрузок. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик. Для этого в ступице насосного колеса 1 гидромуфты выполнена кольцевая полость (КП) 7. КП закрыта крьш1кой 8 и заполнена легкоплавким сплавом 6. В КП с зазором размеш;ен дисковьй элемент (ДЭ) 9, выполненный заодно с ведущим валом 5. Возможно выполнение КП в ступице турбинного колеса 3 и крепление ДЭ на ведомом валу 4. Возможно выполнение ДЭ в виде диска с отверстиями или перфорацией. При перегрузке температура рабочей жидкости во зрастает. Легкоплавкий сплав 6 расплавляется и рабочее колесо начинает независимо вращаться. 4 ил. с S (О к ;о СП СП

Формула изобретения SU 1 291 755 A1

Составитель И.Лукина Редактор О.Юрковецкая Техред Л.Сердюкова

Заказ 218/37 Тираж 812Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Корректор Л.Патай

SU 1 291 755 A1

Авторы

Мурин Алексей Викентьевич

Осипов Вениамин Анатольевич

Волчков Евгений Михайлович

Сивчиков Геннадий Иванович

Ермоленко Михаил Викторович

Шабалин Петр Владимирович

Даты

1987-02-23Публикация

1984-12-03Подача