Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях автомобилей средней и большой грузоподъемности, а также в трансмиссиях дорожностроительных машин.
Цель изобретения - расширение диапазона коробки передач путем увеличения количества передач заднего хода без увеличения количества шестерен и штоков вилок переключения передач.
На фиг. 1 изображена, коробка передач, общий вид; на фиг. 2 - схема защепления шестерен заднего хода на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - механизм переключения заднего хода.
Коробка передач содержит входной 1, промежуточный 2 и выходной 3 валы ,. а также промежуточный вал 4 заднего хода, установленные на подшипниках 5-11.
На входном валу I вьшолнены за одно целое шестерня 12. На промежуточном валу 2, кроме жестко установленных шестерен 13 - 17, выпо°л- нена на подшипниках 18 с распорной втулкой 19 ведомая шестерня 20 привода промежуточного вала, которая может быть соединена с валом управляемой зубчатой муфтой 21.
На выходном валу 3 выполнены на подшипниках шестерни 22-26, соединенные с валом синхронизаторами 27 и 28 и зубчатой муфтой 29.
В узел заднего хода, кроме промежуточного вала 4 заднего хода и подшипников 10 и 11, непосредственно входят промежуточные шестерни 30 и 31. Из них передняя шестерня 30, установленная на подшипниках качения или скольжения, задняя шестерня 31, вьтолненная за одно целое с валом 4, могут быть соединены в один блок управляемой зубчатой муфтой 32. При этом передняя шестерня 3 входит в зацепление с шестерней 12 первичного вала, задняя шестерня 31 с шестерней 13 высшей передачи промежуточного вала.
В механизм переключения заднего хода, вьтолненного с использованием схемы 4-х звеиного механизма с поступательно двизкущими звеньями входит випка предварительного переключения передач заднего хода, состоящая из рычага 33 и непосредственно
двухрожковой вилки 34, вертитсального ползуна 35, соединенного в нижней части рычагом вилки с помощью шатуна 36, а в верхней - с рукояткой 37
предварительного включения передачи заднего хода, расположенной в кабине.
Соединение рукоятки 37 с ползуном 35 осуществляется посредством
рычагов 38 и 39 и штоков 40-42, выполненных применительно к автомо- билю с кабиной над двигателем.
Рычаг 33 вилки установлен со свободой осевого перемещения на штоке 43
одной из вилок 44 переключения передач.
Двухрожковая вшпГа 34 установлена на оси 45, закрепленной крепежной пластиной 46.. Соединение рычага 33 с вилкой 34 осуществляется штифтом 47, запресованным в головку вилки. Вертикальный ползун имеет фиксатор 48.
Коробка передач имеет рычаг 49 переключения передач прямого и заднего хода.
Балы установлены в картере 50 с верхней крьш1кой 51.
Устройство работает следзтощим образом.
Соединение одной из шестерен 12, 22 - 26 с выходным валом с помощью синхронизаторов 27 и 28 и зубчатой муфты 29 обеспечивает получение шести передач прямого хода. При
зтом необходимым является положение зубчатых муфт 21 и 32, соответствующих соединению шестерни 20 привода промежуточного вала с валом и разъединению между собой промежуточных шестерен 30 и 31 заднего хода.
Для включения передачи заднего хода необходимо вначале разъединить шестерню 20 привода промежуточного вала с валом при одновременном соединении в один блок промежуточных шестерен 30 и 31 заднего хода. При этом происходит перемена направления вращения промежуточного вала 2 в связи с передачей движения от первичного вала на промежуточный через промежуточный блок шестерен. Последующее соединение одной из шестерен 23 - 26 . с выходным валом за- вершает образование четырех передач заднего хода.
Для этого необходимо посредством; рукоятки 3 предварительного включе
31207825
ния заднего хода и связанных с ней кием переключения зубчатых муфт 21
рычагов 38 и 39 и штоков 40 и 41 сдвинуть ползун 35 в верхнее положение, в результате чего под действием шатуна 36 вилка 34 перемещается вправо с соответствующим обеспечеи 32. После зтого рычагом 48 необх димо включить одну из четырех низших передач, соответствующих соеди 5 нению с выходным валом шестерен 26 25, 24 и 23.
кием переключения зубчатых муфт 21
и 32. После зтого рычагом 48 необходимо включить одну из четырех низших передач, соответствующих соеди- нению с выходным валом шестерен 26, 25, 24 и 23.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1463526A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1207824A1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1156933A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2094678C1 |
Устройство управления коробкой передач | 1988 |
|
SU1661010A1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ | 2005 |
|
RU2297338C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1073137A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ | 2020 |
|
RU2753023C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1654040A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1976 |
|
SU770862A1 |
12
30,31
го
2В it
гз г
фт.З
45
Редактор Е.Копча
Составитель А.Серх Техред О.Ващишина
Заказ 149/21 . Тираж 648Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул.Проектная,4
Корректор Т.Колб
Авторы
Даты
1986-01-30—Публикация
1984-10-02—Подача