Изобретение относится к транспортному машиностроению, EI частности к автомобильным механическим коробкам передач с ручным переключением передач.
Цель изобретения - повышение удобсг- ва управления за с етуменьшения амплитуды вибраций рычага переключения передач.
На фиг,1 представлена коробка передач; на фиг.2 - положения рукоятки переключения; на фиг.З-устройство управления коробкой передач, процогьный разрзз; на фиг.4 - то же, поперечный разрез; на фиг 5 - разрез по штифту.
В корпусе 1 (фиг.1) коробки передач установлен первичный зал 2 на подшипнике 3. На поперечном валу 2 выполнена шестео- ня 4. На подшипниках 5 и 6 установлен промежуточный згл 7. Нэ промежуточном валу 7 выполнено, колесо 8. Колесо 8 зацеплено с шестерней 4. На промежуточном валу 7 выполнены шестерне 9-12, каждая из которых зацеплена с шестернями 13, 14, 15 и
16соответственно
Шестерни 13-16 установлены на вторичном валу 17. С шестернями 4, 13, 14, 15 и 16 соединены зубчатые венцы 18, 19, 2С, 21 м 22 соответстЕззнно. На вторичном валу
17закреплены ступицы 23-25. На ступицах 23, 24 и 25 установлены с возможностью осевого перемещения зубчатые муфты 26,
27и 28 соответственно. На зубчатой муфте
28выполнен венец шесте они 29, имеющий возможность зацепления с зубиатым колосом 30. Зубчатое колесо 30 имеет возможность перемещения н,з оси 31.
В пазах муфт 26, 27 и 28 размещены губки вилок 32, 33 и 34 (фиг.З) соответственно. Вилки 32, 33 и 34 закреплены на штоках 35, 36 ч 37 соответственно. Вилки 32, 33 и 34 закреплены на штоиах 35, 36 и 37 болтами 38, 39 и 40 соответственно. На штоке 41 установлена вилка 42, губка которой вхоцит в паз 43, выполненный на зубчатом колене 30. На штоках 35, 36, 37 и 41 закреплены поводки 44, 45, 46, и 47 соответственно. В пазы 48, 49, 50 и 51 поподхов 44, 45, 46 и 47 соответственно может входить рычаг 52 переключения передач (фиг.4),
Рычаг 52 переключения передач размещен в опоре 53, прикрепленной к корпусу 54 устройства управления коробкой передач, к корпусу 1 которого и прикреплен корпус 54. В штоках 35 и 36 размещены толкатели 55 и 56. Между штоками размещены 57- 59. Штоки 35, 36, 37 и 41 сснащены подпружиненными фиксаторами 60, 61, 62 м 53 соответственно, В корпусе 54 размещена пружина 64. Конец 65 пружины 64 размещен в ступенчатом отвергши 66 рычага 52.
Другой конец 67 с возможностью вращения установлен в обечайке 68. Тем самым пружина 64 шарнирно соединена с рычагом 52 и обечайкой 68.
Обечайка 68 установлена в ступенчатом
отверстии 69 корпуса 54. Рычаг 52 прижат пружиной 64 к штифту 70. Штифт 70 (фиг.5) застопорен пальцем 71, размещенным в лы- ске 72. Палец 71 закреплен в поводке 46,
поводке низших передач, где и размещен штифт 70. В поводке 46 размещены предварительно поджатые пружины 73 и 74. Пружины 73 и 74 подобраны так, что торец 75 штифта 70 размещен на уровне торцов 76
поводка 46.
Рычаг 52 снабжен выступом 77. Выступ 77 имеет возможность взаимодействия с закрепленной в корпусе 54 чашкой 78. Рычаг 52 снабжен пружиной 79, опертой на шайбы
80 У-81. Шарнирное соединение пружины 64 с установленной в ступенчатом отверстии 66 обечайкой 68 и рычагом 52, прижатым пружиной 64 к штифту 70, размещенному в поводке 46. застопоренному пальцем 71 и
оснащенному предварительно поджатыми пружинами 73 и 74, при этом торец 75 штифта 70 размещен на уровне торцов 76 поводка 46, и снабженным выступом 77, имеющим возможность взаимодействия с закрепленной в корпусе 54 чашкой 78, в устройстве управления коробкой передач позволит надежно фиксировать рычаг 52 в нейтральном и включенных положениях, поскольку рычаг 52 упруго через соответствующие пружины
взаимодействует с корпусом 54, что повышает удобство управления за счет уменьшения амплитуды вибраций рычага.
Устройство управления коробкой передач функционирует при воздействии водителя на рычаг 52 переключения передач. Водитель, выбрав нужную передачу, обеспечивает соединение какой-либо из шестерен 13-16 с вторичным валом 17. В этом случае произойдет передача вращения от
первичного вала 2 к вторичному валу 17 и будет обеспечена передача момента между этими валами. Кроме того, валы 2 и 17 могут быть блокированы. При перемещении колеса 30 по оси 31 и зацеплении ее с
шестернями 29 и 82 будет осуществлено противовращение валов 2 и 17.
Изменение передач водитель осуществляет рычагом 52, элемент которого входит в один из пазов 48, 49, 50 и 51 соответствующего поводка 44, 45, 46 и 47. Продольным перемещением рычага 52 обеспечивается перемещение соответствующего штока 35, 36, 37 и 41 и, соответственно, вилок 32, 33, 34 и 42.
При выборе передач на рычаг 52 воздействуют усилия пружин 64, 73 и 74, при этом для выбора низших передач следует преодолеть дополнительные усилия при сжатии пружин 73 и 74. При выборе передачи задне- го хода рычаг 52 получает осевое перемещение вниз. Выступ 77 смещается вниз и при перемещении рычага 52 к поводку 47, поводку заднего хода, выступ 77 смещается к чашке 78. При снятии усилия водителя на рычаг 52 он перемещается вверх под действием пружины 79, что обеспечивает фиксацию рычага 52.
Таким обоазом за счет шаонионого соединения пружины 64 с обечайкой 68 и рычагом
52, прижатым пружиной 64 к штифту 70, поджатому пружинами 73 и 74 и снабженному выступом 77, взаимодействующего с чашкой 78, позволяет надежно фиксировать рычаг52 в нейтральном и включенном поло- жениях, что обеспечивает удобство управления, при этом легко производить демонтаж рычага 52, поскольку поворотом обечайки 68 освобождается пружина 64, которая в связи с этим не теряет упругих свойств.
Формула изобретения Устройство управления коробкой передач, содержащее корпус, в котором размещен установленный с осевой подвижностью и подпружиненный вдоль своей оси относительно корпуса рычаг переключения передач, несущий на своем конце головку, закрепленные на установленных с осевой подвижностью штоках поводки с пазами для размещения головки рычага переключения передач при выборе и включении передачи, при этом рычаг переключения передач выполнен с выступом, имеющим возможность взаимодействия с закрепленной в корпусе чашкой и поджат в плоскости выбора передач в сторону боковой стенки корпуса пружиной, концы которой шарнирно связаны с элементом крепления на корпусе и дополнительным выступом на указанном рычаге в зоне его головки, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства управления за счет уменьшения амплитуды вибраций рычага переключения передач, оно снабжено размещенным в одном из крайних поводков в плоскости выбора передач штифтом, установленным в расточке поводка с осевой подвижностью и подпружиненным относительно поводка, при этом торец штифта размещен в плоскости торцов поводка и введен в контакт с головкой рычага переключения передач при нейтральном положении последнего.
cvi
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссия транспортного средства | 1989 |
|
SU1740203A1 |
АВТОМОБИЛЬ В.С.ГРИГОРЧУКА | 1998 |
|
RU2147528C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1463526A1 |
Автомат для отгибки зацепов пружин растяжения | 1989 |
|
SU1641491A1 |
ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2011069C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2253781C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ | 2003 |
|
RU2304245C2 |
Механизм управления поворотом гусеничного трактора | 1985 |
|
SU1311988A1 |
Двухрежимная трансмиссия транспортного средства | 1989 |
|
SU1708669A1 |
МОТОРНОЕ СУДНО В.С.ГРИГОРЧУКА | 1998 |
|
RU2132797C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - повышение удобства управления за счет уменьшения амплитуды вибраций рычага переключения передач. В устройстве пружина 64 шарнирно соединена с обечайкой 68 и рычагом 52, прижатым пружиной 64 к штифту 70, размещенному в поводке 46, застопоренному пальцем и оснащенному предварительно поджатыми пружинами. При этом торец штифта размещен на уровне торцов поводка, рычаг 52 снабжен выступом 77, имеющим возможность взаимодействия с закрепленной в корпусе 54 чашкой 78. 5 ил.
Механизм управления раздаточной коробкой передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1115931A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1991-07-07—Публикация
1988-04-28—Подача