12
Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестрое- нию, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания для смазки коренных и шатунных подшипников коленчатого вала двигателя.
Целью изобретения является повышение надежности путем улучшения смазки.
На фиг. 1 показана часть двигателя с системой смазки и подшипниками коленчатого вала; на фиг. 2 - типичная диаграмма износа верхнего и нижнего вкладышей коренных подшипников автотракторных двигателей; на фиг. 3 - вид на внутреннюю поверхность верхнего вкладыша подшипника; на фиг;. 4 - сечение А-А на фиг. 3; на фиг. 5 - вид,нижнего вкладьш1а подшипника; на 1ФИГ. 6 - сечение Б-Б на фиг. 5; на фиг.7 - схематическое расположение вращающегося в подшипнике коленчатого вала; на фиг. 8 - динамика износа и появления выступов на шейке вала для неизношенного сопряжения; на фиг, 9 - то же, для изношенного сопряжения для подшипников с нижним вкладышем без канавок; на фиг. 10 - то же, для подшипника с нижним вкладышем, имеющим канавки; на фиг. 11 - зависимость изменения расхода масла Q л/мин через сопряжение коренного подшипника двигателя от частоты вращения вала при различном давлении подаваемого в подшипник масла.
Коленчатый вал 1 установлен так, что шатунная шейка 2 составляет пару трения с шатунным подшипником 3. Смазка к этому сопряжению и другим узлам трения в двигателе подводится от системы смазки по главной масляной магистрали 4, выполненной в корпусе 5 двигателя, через верхний вкладьш 6 каждого коренного подшипника с выполненной в нем маслораспре- делительной канавкой 7 и канал 8, проходящий в коренной шейке 9 коленчатого вала и сообщенный с другими каналами системы смазки двигателя.
Каждый коренной подшипник имеет также нижний вкладьш 10, на внутренней поверхности которого у торцов выполнены по одной дополнительной канавке 1 1 .
На фиг. 2 в микронах даны средние величины износов верхних и нижних вкладышей коренных подшипников.
149382
Наибольший износ имеет нижний вкладьш в сечении В, причем верхний вкладьш в сечении В имеет даже приращение (показано знаком +) толщины 5 относительно номинальной в результате вкрапления в антифрикционный слой твердых частиц из масла. На фиг. 2 видно, что верхний вкладыш оказывается практически неизношенным.
10 В верхнем вкладыше 6 для связи с масляной магистралью выполнено отверстие 12 (фиг. 3 и 4) для подвода масла в маслораспределительную канавку 7. Дополнительные канавки 11 рас15 положены на расстоянии К от торцов нижнего вкладыша 10 коренногЬ подшипника (фиг. 5) и имеют ширину В и глубину h (фиг. 6), Канавки лежат в плоскостях вращения вала.
20 Вращающийся с угловой скоростью uJ (фиг. 7) коленчатый вал 1 показан под действием силы Р и масляного клина в подшипнике смещенным с центра О подшипника в положение 0.
25
35
40
45
50
55
и соответственно минимальный и максимальный зазоры в сопряжении. Образующиеся по мере износа сопряжения на коренной шейке 9 коленчатого вала 1 выступы 12 пока- 30 заны на фиг. 8.
На фиг. 11 сплошной линией показана зависимость расхода масла Q от частоты вращения п для изношенного сопряжения с образовавшимися кольцевыми выступами на шейке вала, а пунктирной - для этого же сопряжения, но с соиишфованными с шейки выступами при различном давлении масла.
Для автотракторных двигателей ширина канавки должна быть принятой
Ь 0,003-0,007 номинального диаметра подшип11ика. Глубина должна составлять h 0,001-0,003 номинального диаметра подпгапника.
При таких соотношениях кйнавки в наименьшей степени оказьгеали влияние на характер истечения масла из сопряжения при первоначальном состоянии вала и вкладышей и на.увеличение среднего удельного давления. В то же время выбранная ширина канавки больше величины допустимого при сборке осевого перемещения вала и размещение канавок на расстоянии К от соответствующего торца, составляющем 0,02 - 0,04 длины вкладыша коренного подшипника, дают возможS i и соответственно ми
нимальный и максимальный зазоры в сопряжении. Образующиеся по мере износа сопряжения на коренной шейке 9 коленчатого вала 1 выступы 12 пока- заны на фиг. 8.
На фиг. 11 сплошной линией показана зависимость расхода масла Q от частоты вращения п для изношенного сопряжения с образовавшимися кольцевыми выступами на шейке вала, а пунктирной - для этого же сопряжения, но с соиишфованными с шейки выступами при различном давлении масла.
Для автотракторных двигателей ширина канавки должна быть принятой
Ь 0,003-0,007 номинального диаметра подшип11ика. Глубина должна составлять h 0,001-0,003 номинального диаметра подпгапника.
При таких соотношениях кйнавки в наименьшей степени оказьгеали влияние на характер истечения масла из сопряжения при первоначальном состоянии вала и вкладышей и на.увеличение среднего удельного давления. В то же время выбранная ширина канавки больше величины допустимого при сборке осевого перемещения вала и размещение канавок на расстоянии К от соответствующего торца, составляющем 0,02 - 0,04 длины вкладыша коренного подшипника, дают возмож3
ность оптимально использовать рабочую длину подшипника и обеспечивают образование кольцевого высту-- па на шейке вала на величину, предельно допустимую в эксплуатации износа вала.
Двигатель работает следующим образом.
При вращении коленчатого вала 1 в узлах трения, в частности в паре шатунная шейка 2 - шатунный подшипник 3, расходуется масло, поступающее к этому сопряжению и другим узлам (подшипники распредвала, коро- иысла клапанов и др. не показаны) от системы смазки двигателя по главной масляной магистрали 4 в корпусе 5 через верхний вкладыш 6 каждого коренного подшипника. Через масло- распределительную канавку 7 масло попадает в зазор подшипника и по каналу 8 в коренной шейке 9 к другим узлам трения. Под действием вращения с угловой скоростью и) и нагрузки Р, а также образующегося между шейкой 9 вала и разъемными вкладьш1а- ми 6 и 10 масляного клина центр вала 1 смещается относительно центра О подшипника в положение 0. При этом в зоне нижнего вкладьпиа 10 образуется минимальный зазор SfJ (фиг. 7), равный толщине масляной пленки, а в зоне верхнего вкладыша 6 образуется
14938
максимальный зазор Snasi- P зазор происходит истечение масла из сопряжения. По мере износа деталей сопряжения (вкладыша 10 и шейки ,9 вала -1) 5 зазор ,увеличивается (фиг.8М),
расход масла возврастает и при дости- |жении значительных величин износа падение давления масла в системе смазки двигателя достигает предель10 ных величин, после чего двигатель поступает на капитальный ремонт.
При работе двигателя с неизношенным подшипником с канавками 11 на нижнем вкладьш1е 10 зазоры и условия
5 смазки такие же, как в известных двигателях (фиг. 8 Н б).
По мере работы двигателя в коренном подшипнике происходит износ участков шейки 9 вала и нижнего вкладыша
20 10 между канавками 11, но не изнашиваются участки шейки 9, лежащие в плоскостях канавок 11 на нижнем вкла- дьш1е. За счет этого на шейке 9 вала образуются кольцевые выступы 13
25 (фиг. 10).
Эти .выступы препятствуют истечению масла из сопряжения, обеспечивая поддержание давления масла в системе в течение более продолжительной на2Q работки, чем в известных двигателях. Это улучшает также работу других сопряжений, смазываемых под давлением, что также способствует увеличению ресурса двигателя.
Фиг. 2
/4
иё.5
A- A
ff6
/
«g. 10
/
5
.AiXliAI ASSS
Фмг. 5
j Вa
Фиг,6
п
10
Фиг.7
О
J
У7777ХУ77Г
SS
XZZZAVZZA a
l xssjbs::
н
V7//AY//7A
ff
ESS3ES3
10
Фцг.В
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ восстановления подшипников скольжения коленчатого вала | 1990 |
|
SU1754390A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН | 2018 |
|
RU2691259C1 |
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин | 2020 |
|
RU2739657C1 |
Способ ремонта разъемного коренного подшипника скольжения коленчатого вала | 1982 |
|
SU1123827A1 |
Способ электрохимико-механической приработки коренных шеек коленчатого вала | 2018 |
|
RU2690133C1 |
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДОТКАЗНОГО СОСТОЯНИЯ ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2021 |
|
RU2782036C1 |
Четырехтактный,четырехцилиндровый рядный двигатель внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1393950A1 |
Составной коленчатый вал | 2021 |
|
RU2751470C1 |
Коленчатый вал | 1990 |
|
SU1739097A1 |
Способ автоматизированной диагностики износа и прогнозирования ресурса ДВС | 2021 |
|
RU2775050C1 |
f uz,9
Y///A 7/7A 3
SS3
/
У/77ЛУ77
Фиг. 10
д Jt
пиц.
2,7
20 7w2
2,3
f,5
f,5
ff((7Sf7 7 (7 iffOO 1600
ФlfS. 11
Редактор М. Горват
Составитель В. Лобанов
Техред М.НадьКорректорМоДемчик
Заказ 896/48 Тираж 501Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, 1-35, Раушская наб.э Д« /5
Фи-пиал ППП Патент, г. Ужгород,ул. Проектная, 4
i.5KrclcM
Z.
Юрковский И.М., Трлпыгин В.А | |||
Автомобиль КАМАЗ | |||
М.: ДОСААФ СССР, 1975, с, 40-41. |
Авторы
Даты
1986-02-28—Публикация
1984-06-27—Подача