Изобретение относится к ремонтным работам, в частности к способам восстановления подшипников скольжения подвижных сопряжений, работающих в жидкой смазке.
Известен способ восстановления подшипников скольжения путем поднятия изношенного слоя детали нлкаткой за счет вытеснения металла из отдельных участков рабочей поверхности с последующим за- полнением образовавшихся yr/ублений антифрикционным материалом.
Недостатком этого споссба является невысокие контактная жесткости и износостойкостьнаносим госпо антифрикционного материала, вследствие чего деталь имеет заведомо пониженный послеремонтный ресурс, что сказывается на сроках эксплуатации двигателя в целом.
Известен также способ ремонта коренного подшипника cкoльжe ия коленчатого
вала двигателей внутреннего сгорания путем поднятия антифрикционного слоя накаткой ненагруженной (неизношенной) зоны вкладыша в плоскости вращения вала.
Этот способ лишен недостатка, указанного выше, так как позволяет использовать при эксплуатации остаточный слой антифрикционного покрытия и не требует дополнительного нанесения материала на изношенную часть подшипника.
Недостаток вышеуказанных и других аналогичных способов в том, что в процессе эксплуатации при изнашивании поверхностей трения в сопряжении подшипник- шейка вала увеличивается зазор, вследствие чего ухудшается смазывание деталей, так как масло, подаваемое через масляное отверстие, вместо попадания в зону трения, уходит в зазор между ненагруженной частью подшипника и шейкой вала.
ч| СЛ
СА) Ю
О
Цель изобретения - повышение после- чремонтного ресурса сопряжения подшипник-шейка вала путем удержания слоя смазки между трущимися поверхностями.
Поставленная цель достигается тем, что антифрикционный слой неизношенной зоны подшипника поднимает на его толщину крайние канавки накатывают по изношенной и неизношенной зонам в виде замкнутых кольцевых полостей, а рядом расположенные канавки заполняют клеевым материалом, который после полимеризации приобретает упругие свойства.
Кроме того, остальные круговые канавки накатывают по симметричным винтовым линиям от краев к центру подшипника по направлению вращения вала.
На фиг.1 показан продольный разрез сопряжения подшипник-шейка вала после некоторого периода послеремонтной эксплуатации; на фиг.2 - разрез А - А на фиг.1.
Сопряжение содержит шейку 1 коленчатого вала (не показан), подшипник, состоящий из верхнего (неизношенного) вкладыша 2 и нижнего (изношенного) вкладыша 3 с нанесенным на их внутреннюю поверхность антифрикционным слоем (не показан). На поверхности неизношенной зоны 4 подшипника накатаны круговые впадины, заполненные упругим материалом 5, и пустые кольцевые б, а также пустые винтовые 7.
В процессе эксплуатации происходит изнашивание шейки 1 вала и нижнего (в основном) вкладыша 3. При этом под действием силы Р между шейкой 1 и верхним вкладышем 2 образуется зазор И, через который поступающее из масляного отверстия 8 масло вытекает наружу вместо того, чтобы смазывать трущиеся зойы сопряжения. Участки поверхности шейки 1 вала , располагающиеся напротив пустых кольцевых канавок 6, при эксплуатации не изнашиваются и на шейке 1 вала образуются кольцевые выступы 9, перекрывающие зазор И и препятствующие вытеканию масла. Кроме того, упругий материал, расположенный в канавках 5, прижимается к шейке 1 вала в течение периода изнашивания всего слоя антифрикционного материала на вкладыше 3, что также препятствует вытеканию масла через зазор И. Выполнение канавок 7 винтовыми от краев к центру вкладыша 2 создает при вращении шейки 1 эффект мас- лосгонной резьбы, направляя движение масла по канавкам к центру подшипника.
Такое комплексное сочетание способов замедления вытекания масла через зазор И обеспечивает большее его
поступление в зону трения, чем снижает интенсивность изнашивания вала и вкладышей и увеличивает в целом послеремонтный ресурс двигателей.
Пример, Проводили восстановление
коренного подшипника коленчатового вала двигателя ЗИЛ-130. Подшипник (верхний и нижний вкладыши в сборе) закрепляли во втулке-оправке, зажимали патрон соосно
шпинделю токарного станка и накатывали крайние кольцевые канавки. Затем смещали ось подшипника относительно оси шпинделя в сторону нижнего вкладыша и накатывали по одной круговой и симметричные винтовые канавки с каждой стороны. Глубина канавок составляла 0,8 мм, высота выступов -0,4 мм. Инструмент - подпружиненная оправка с коническим алмазным наконечником с радиусом при вершине 0,2 мм
и углом конуса 90°.
Затем круговые канавки, расположенные рядом с крайними кольцевыми, обезжиривали ацетоном и заполняли эластомером марки Укреплен ПФЛ-035.
Сборку подшипника с валом производили после полимеризации эластомера. При сборке излишне выдавленный металл анти фрикционного слоя сминался, а эластомер в канавках сжимался вследствие упругости.
Проведенные на лабораторной установке испытания коренных подшипников, восстановленных вышеприведенным способом, показали, что расход масла через подшипниковое сопряжение после восстановления
снизился по сравнению с расходом масла через подшипниковые сопряжения до восстановления примерно на 35%.
Такое восстановление подшипников обеспечило повышение давления масла в
системе смазки подогретого двигателя при
т.м 80 + °С с 0,4 до 3,0 кг/см2 при 800
об/мин, что отвечает требованиям эксплуатации.
Предлагаемый способ восстановления позволяет восстанавливать работоспособность сопряжений коленчатый вал - подшипник без применения специального технологического оборудования в условиях
даже небольших автопредприятий.
Способ может быть применен как при восстановлении изношенных подшипников, так и при изготовлении новых. Он позволит повысить ресурс отремонтированных
и новых двигателей, сократить расходы на запасные части.
Предлагаемый способ может быть применен для всех гладких подшипниковых со- пряжений, работающих в условиях принудительного подвода смазки к трущимся поверхностям, что значительно расширит область его использования. Формула изобретения 1. Способ восстановления подшипников скольжения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в поднятии антифрикционного слоя неизношенной зоны накатыванием круговых канавок с образованием по краям каждой из них выступов выдавленного металла в плоскости вращения вала, отличающийся тем, что, с целью повышения послеремонтного ресурса сопряжения подшипник - шейка вала путем удержания слоя смазки между
трущимися поверхностями, антифрикционный слой неизношенной зоны подшипника поднимают на его толщину, крайние канавки накатывают по изношенной и неизношенной зонам в виде замкнутых кольцевых полостей, а рядом расположенные канавки заполняют клеевым материалом, который после полимеризации приобретает упругие свойства.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что остальные канавки накатывают по симметричным винтовым линиям от краев к центру подшипника в направлении вращения вала.
15
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ ремонта разъемного коренного подшипника скольжения коленчатого вала | 1982 |
|
SU1123827A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1214938A1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ФОРСИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011499C1 |
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин | 2020 |
|
RU2739657C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН | 2018 |
|
RU2691259C1 |
Коленчатый вал | 1990 |
|
SU1739097A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МОТОРНО-ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ ЛОКОМОТИВОВ | 2007 |
|
RU2386058C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ | 2006 |
|
RU2310015C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА КРИВОШИПНОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ С ИЗНОШЕННЫМИ ШАТУННЫМИ И КОРЕННЫМИ ШЕЙКАМИ | 1995 |
|
RU2090332C1 |
Четырехтактный,четырехцилиндровый рядный двигатель внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1393950A1 |
Использование: для ремонта подшипников скольжения машин, в частности, при восстановлении подшипников скольжения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: заключается в поднятии антифрикционного слоя на его толщину накатыванием круговых канавок на поверхности неизношенной зоны подшипников, крайние канавки накатывают по изношенной и неизношенной зонам в виде замкнутых кольцевых полостей, а рядом расположенные канавки заполняют клеевым материалом, который после полимеризации приобретает упругие свойства Остальные канавки накатывают по симметричным винтовым линиям от краев к центру подшипника в направлении вращения вала. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
/
Л-Л.
Фиг. 2
Способ ремонта разъемного коренного подшипника скольжения коленчатого вала | 1982 |
|
SU1123827A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-08-15—Публикация
1990-04-24—Подача