Изобретение относится к восстановлению или ремонту изделия, в частности к способам восстановления изношенных подшипниковых сопряжений коленчатых валов, и может применяться при восстановлении подшипников двигателей внутреннего сгорания и компрессоров.
Известен способ восстановления подшипников сопряжений без шлифовки шеек вала путем замены изношенных вкладышей на новые увеличенной толш;ины, при котором в коренном подшипнике заменяют верхний и нижний вкладыши с антифрикционным слоем, на новые увеличенной толщины за счет изменения внутреннего диаметра 1. Однако известный способ основан на необходимости полной замены комплекта вкладышей подшипников на новые увеличенной толшины. После такой замены происходит интенсивная приработка нового вкладыша к изношенной шейке вала и, как следствие, более быстрое увеличение зазора в сопряжении и снижение его ресурса. Известен способ ре.монта подшипников путем увеличения наружных или внутренних размеров деталей накаткой за счет вытеснения металла из отдельных рабочих поверхностей 2.
Недостатком этого способа является его трудоемкость, так как накатку производят на изношенной части поверхности, образовавшиеся ячейки заполняют антифрикционным сплавом, а затем производят механическую обработку до номинального размера отверстия втулки подшипника.
Цель изобретения - упрошение ремонта подшипника.
Поставленная цель достигается те.м, что соглано способу ремонта разъемного коренного подшипника скольжения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания путем пластической деформации накаткой с вытеснение.м металла из отдельных рабочих поверхностей, накатку производят на рабочей поверхности ненагруженной зоны вкладыша с образованием круговых выступов в плоскости вращения вала.
На фиг. 1 показаны износы коренной щейки коленчатого вала и его подшипника; на фиг. 2 - схематичное изображение верхнего в.чладыша коренной шейки с выдавленными рядами выступов на поверхности антифрикционного слоя.
Сопряжение содержит коренную шейку 1, верхний 2 и нижний 3 вкладыши, с нанесенным на внутреннюю поверхность их антифрикционным слоем.
Под действием приложенных сил (Р) и вращения (W) вала в эксплуатации происходит износ преимущественно только нижнего вкладыша при почти равномерном износе шейки вала (фиг. 1). Отсутствие износа верхнего вкладыша обеспечивает воз.можность поднятия антифрикционного слоя на величину, равную суммарному износу (UB) шейки вала 1 и (U;,) нижнего вкладыша 3.
Поднятие антифрикционного слоя осуществляется путем выдавливания части его
над поверхностью вкладыша и образования выступов 4 в несколько рядов с одинаковым шагом между ними по обе стороны от места подвода масла 5 в подшипник (фиг. 2).
Такое выполнене способа восстановления подшипников позволяет использовать ста рые вкладыши, нижний - без обработки, а верхний - после технологически несложной операции выдавливания части антифрикционного слоя. Кроме того, исключается нериод приработки шейки вала к нижнему
вкладышу, что обеспечивает оптимальные условия работы сопряжения и снижает интенсивность изнашивания eiO деталей.
Пример. Проводилось восстановление коренного подшипника коленчатого вала
0 двигателя ЗИЛ-375 в такой последовательности: снималась крышка коренного подшипника вместе с нижним вкладышем и вынимался верхний вкладыш из постели блока двигателя; замерялась величина износа шейки вала, которая составила 0,04 мм; замерялась толщина нижнего вкладыща и определялся его износ в средней части, величина которого составила 0,022 мм; суммарная величина износа в сопряжении составила 0,062 мм; верхний вкладыш устанавливался в специальное приспособление,
позволяющее создавать определенное усилие на рабочий орган и производить обкатку им рабочей поверхности вкладыща в плоскости вращения вала.
Рабочий орган в виде ролика имел четыре кольцевых выступа с углом при верщине о1 60° и тагом между ними S 1 мм (фиг. 2), что обеспечило подъем антифркционного слоя по краям каждой канавки в виде выступов. Высота образовавщихся выступов составила в среднем 45 мкм от
О поверхности антифрикционного слоя. Сборка производилась в обратной последовательности.
Такое восстановлене верхних вкладышей
подшипников обеспечило повышение дав5 ления масла в системе смазки на прогретом
двигателе с 0,4 до 2,2 кГс/см, что вполне
отвечает требования.м эксплуатации.
Проведенное испытание на лабораторной установке коренного подщипнка двигателя ЗИЛ -130, восстановленного путем поднятия антифркционного слоя верхнего вкладыша, показало, что сокращение расхода масла (Рл) через сопряжение после восстановления составило 16%по сравнению с расходом масла через это же сопротивление до его восстановления.
Предлагаемый способ восстановления подщипников может быть применен как для подшипников номинального, так и ремонтных размеров, для которых не изготовляются комплексы подшипников + 0,05 мм, всех марок двигателей, имеющих на внутренней поверхности вкладышей антифрикционный слой: Этот способ сокраш.ает затраты на запасные комплекты подшипников и продлевает ресурс подшипниковых сопряжений и двигателя в целом. Он не требует применения сложного оборудования и может быть осуществлен без снятия двигателя с автомобиля непосредственно в автопредприятии с помощью несложного приспособления.
Использование предлагаемого способа создает значительный технико-экономический эффект как за счет сокращения расхода запасных вкладышей, так и за счет увеличения межремонтного ресурса двигателей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ восстановления подшипников скольжения коленчатого вала | 1990 |
|
SU1754390A1 |
Способ электрохимико-механической приработки коренных шеек коленчатого вала | 2018 |
|
RU2690133C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1214938A1 |
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин | 2020 |
|
RU2739657C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН | 2018 |
|
RU2691259C1 |
Способ восстановления коленчатых валов | 1989 |
|
SU1636168A1 |
СПОСОБ ДАГИСА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ | 1991 |
|
RU2082579C1 |
ОБКЛАДКА ШЕЙКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2228469C2 |
Способ восстановления изношенных деталей | 1985 |
|
SU1368151A1 |
Способ восстановления шеек стальных коленчатых валов | 2017 |
|
RU2652609C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА РАЗЪЕМНО ГО КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА двигателя внутреннего сгорания путем пластической деформации накаткой с вытеснением металла из отдельных рабочих поверхностей, отличающийся тем, что, с целью упрощеня ремонта, накатку производят на рабочей поверхности ненагруженной зоны вкладыша с образованием круговых выступов в плоскости вращения вала. (Л ю со 00 1чЭ
.2
4
-5
Фиг. 2
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Щадричев В | |||
А | |||
Ремонт отечественных автомобилей | |||
Машгиз, М.-Л., 1952, с | |||
Приспособление к тростильной машине для прекращения намотки шпули | 1923 |
|
SU202A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Неугодов П | |||
С | |||
Восстановление деталей колесных и гусеничных машин | |||
Воениздат | |||
М., 1959, с | |||
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU105A1 |
Авторы
Даты
1984-11-15—Публикация
1982-05-07—Подача