Способ Духнина Ю.В. изготовления деки смычкового музыкального инструмента Советский патент 1986 года по МПК G10D1/02 

Описание патента на изобретение SU1215131A1

Изобретение относится к способу изготовления деки смычкового музыкального инструмента.

Цель изобретения - повьппение качества изготовления.

На фиг.1 - 3 изображены контуры нижней скрипичной деки и ее разметка в последовательности повьшения частот, начиная от самого нижнего тона (Фиг,1) .

На фиг,1-3 даны следующие обозначения; 1 - скрипичная дека, 2 -линии минимального звучания (узловые линии соответствующего тона, 3 - зоны прилегающие к узловым линиям, «5 b, с - точки крепления деки при определении фигур звучания соответствующего тона,| А ,Б ,С - зоны максимального звучания (зоны пучности) соответствукяцего тона.

Пример. Производилась акустическая настройка скрипичной нижней деки 1 из клена - явора средней плотности. Для настройки была взята обычная заготовка деки, с которой начинается ее настройка при любом методе В такой заготовке окончательно вьтол нены контур и наружная поверхность. Заготовка имеет толщину 3,5 мм по краям на полосе в 20 мм с плавным увеличением толщины до 8 мм в средней части. Вначале были определены и нанесены на заготовку деки I .узло-; вые линии 2 трех фигур звучания тонов ее собственных частот. Для этой дели, закрепляя заготовку за среднюю точку края верхнего овала (точка «Ч, фиг.1), выстукивали ее обрезиненным молоточком по контуру и затем по всей площади, отмечая линии минимального звучания 2, присущего данной заготовке тона (узловые линии). На фиг.1 показаны узловые линии 2 фигуры, полученной указанным способом, которая обычно соответствует низшему тону свободных колебаний деки. Частота этих колебаний соответствовала ноте ля малой октавы. Подобным образом, закрепляя заготовку в других соответствующих точках на краю, получили в порядке повышения частот фигуры узловых линий для второго тона - фа диез первой .октавы (фиг.2, точкаЬ) и третьего - ля первой октавы (йНг.З, точка С) .

После того, как на деке 1 были отмечены узловые линии 2 фигур звучания, каждого из настраиваемых то

5

0

5

0

5

0

5

0

5

нов. и бьши зафиксированы зти тона, приступили к собственной настройке.

Для настройки этой деки 1 был выбран следующий гармонический ряд: фа малой октавы, квинта к ней, до первой октавы и октава - фа первой октавы.

Между первым и вторым,тонами заготовки получился интервал большая секста, а меяоду первым и третьим - октава, в то время у выбранного гармонического ряда между первым и вторым тонами - квинта, а между первым и третьим - октава. Следовательно, нужно понижать весь ряд системы собственных колебаний, причем второй тон понижать более интенсивно.

Соответственно этому прогнозированию толщина деки была уменьшена в первом приближении равномерно по всей площади., с некоторым усугублением в зонах, прилегающих к узловым линиям 3 второй фигуры (фиг.2) так, что толщина деки 1 в средней части стала равна примерно 7 мм, плавно снижаясь до 3 мм в верхнем овале и до 3,2 в нижнем овале. Промежуточный контроль показал, что система собственных частот изготавливаемой деки опустилась до следующего ряда тонов: фа диез малой октавы, ре первой октавы и фа диез первой октавы, т.е. интервал между первым и вторым тонами сократился до увеличенной квинты, а мезкйу первым и третьим остался прежним (октава}.

Дальнейшее утоньшение деки 1 в зонах, прилегающих к узловым линиям 2 второй фигуры, и осторожное равномерное уменьшение толщины по всей площади с постоянным контролем возбуждаемых тонов позволило опустить весь ряд до выбранного гармонического ряда. При этом толщина деки в .средней части стала около 6,5 мм с плавным понижением до 2,8 мм в верхнем овале и до 3 мм в нижнем овале.

П р и м е р 2. Производилась акустическая настройка скрипичной нижней деки 1 из заготовки, аналогичной заготовке, взятой в примере 1.

При том же выбранном гармоническом ряде промежуточный контроль показал, что система собственных частот изготавливаемой деки опустилась до следующего ряда тонов: фа малой октавы с некоторым понижением, до первой октавы с некоторым повы фа первой октавы.

,шением и фа первой октавы, т.е. первый тон опустился ниже выбранного

При утоньшении деки 1 в зонах А (фиг.) первый тон был поднят до чистого фа малой октавы, второй опустился до чистого до первой октавы и третий остался фа первой октавы.

Таким образом, утоньшение деки в зонах пучности первого тона позволило заниженный тон поднять до требуемого, в результате чего дека бьша настроена на выбранный гармонический ряд.

Раздельная настройка по каждому из тонов системы собственных частот дает возможность автоматизировать процесс гармонической настройки дек. С помощью применения ЭВМ, датчиков контроля возбуждаемых колебаний и обратной связи в системе управления исполнительным органом обработки создаются условия для массового, промьгашенного производства смычковых инструментов высокого класса.

Изобретение повьшает качество изготовления деки.

Формула изобретения

Способ изготовления деки смычкового музыкального инструмента, заключающийся в ее разметке и последующей настройке посредством уменьшения толщины, отличающийся тем, что, с целью повышения качества изготовления, разметку деки осуществляют

посредством нанесения узловых линий игур звучания по меньшей мере трех тонов собственных частот в последовательности повьш1ения их частот, при этом з еньшение толщины деки осуществляют до совпадения частоты тона каж-. дои фигуры звучания с частотой соот- ветствующего тона выбранного гармонического ряда.

Похожие патенты SU1215131A1

название год авторы номер документа
Способ настройки гармонической темперации 2016
  • Волков Владислав Владимирович
RU2695740C1
Музыкальный инструмент 1989
  • Павлишин Валерий Александрович
SU1778778A1
АЛЬТ 2003
  • Сафронов А.Е.
  • Нейфах Е.А.
RU2253909C2
Коробочка 2016
  • Люткус Владимир Кузьмич
  • Рощупкин Андрей Валерьевич
RU2626982C2
"Даурай" инструмент музыкальный струнный смычковый 2023
  • Чирг Даур Юсуфович
RU2816636C1
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ЗАПИСИ ЗВУКА И СТАЦИОНАРНЫЙ НОСИТЕЛЬ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИНТОНИРОВАНИЮ БИКАМЕРАЛЬНОЙ ГАММЫ 2000
  • Пай Вилфред Т.
RU2234745C2
СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Брайнин Валерий Борисович
RU2075785C1
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ МОНТИРОВКИ СМЫЧКОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА 2000
  • Данилкин М.Ю.
RU2181508C1
Пластинчатая кастаньета с заданным звучанием 2016
  • Люткус Владимир Кузьмич
RU2637180C1
Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте 1987
  • Иванов Виктор Захарович
SU1622890A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 215 131 A1

Реферат патента 1986 года Способ Духнина Ю.В. изготовления деки смычкового музыкального инструмента

Изобретение позволяет повысить качество изготовления деки сьшчково- го музыкального инструмента. Разметку деки I осуществляют посредством нанесения узловых линий фигур звучания по меньшей мере трех тонов собственных частот, последовательно повышают их частоты. Уменьшение толврлгы деки I осуществляют до совпадения частоты тона каждой фигуры звучания с частотой соответствующего тона выбранного гармонического ряда. 3 ил. i W ю сд оо (риг. 1

Формула изобретения SU 1 215 131 A1

фиг. 2

ВНИИПИ Заказ 909/57 Тираж 359 Подписное Филиал ШШ Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

фиг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1215131A1

Горлов A.M., Леонов А.Н
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
- М.: Легкая индустрия, с
Капельная масленка с постоянным уровнем масла 0
  • Каретников В.В.
SU80A1

SU 1 215 131 A1

Авторы

Духнин Юрий Васильевич

Даты

1986-02-28Публикация

1983-10-20Подача