Изобретение относится к тормозам преимущественно колесных транспортных средств, обеспечивающим при торможении передачу части энергии, накопленной транспортным средством при разгоне аккумулирующей пружины.
Цель изобретения - упрощение управления тормозом,
Па фиг,1 схематично изображен тормоз трансггортного средства j на фиг.2 механизм привода и фиксации поводковой вплки. .
На неподвижной оси 1 подвески 2 слева неподвижно закреплен опорный диск 3, в котором подвижно в осевом направлении установлен нажимной диск 4, снабженный рабочими цилиндрами 5 и оттормаживающими пружинами 6. Затормаживаемый элемент 7 тормоза совместно с обоймой 8 р е- версивной обгонной муфты 9 образует дифференциальный механизм, у которого оси 10 сателлитов 11 жестко связаны с ободом 12 колеса 13, а зубчатые венды 14 и 15 закреплены соответствеппо на элементе 7 и обойме 8. Методу затормаживаемым элементом 7 п обоймой 8 установлены две спиральные пружины 16 и 17. Наружный конец спиральной пружины 16 закреплен на затормаживаемом элементе 7, а внутренний - на промежуточном элементе 18, установленном на оси I с возможностью свободного вращения. Наружньй конец пру- ла1ны 17 закреплен на промежуточном элементе 18, а внутренний на корпусе 19 обоймы 8,
Ступица 20 обгонной муфты 9 на оси 1 подвески 2 закреплена жестко. Корпус поводковой В1тки 21 обгонной муфты 9 установлен на оси 1 с возможностью вращения. Поводковая вилка 21 снабжена механизмом 22 для фиксации ее положения относительно обоймы 8 и механизмом 23 для перевода поводковой в1-шки 21 из положения 1-1 (фиг.2) в положение 11 - И , и наоборот. Механизм состоит Из пружины 24 и шарика 25, взаимодействующего с лунками 26 и 27 на обойме 8 обгонной муфты 9,
При движении транспортного средства вперед поводковая вилка 21 шариком 25, входящим в лунку 26, удерживается в положении I -1 , указанном на фиг.2, а детали механизма 23 находятся п положении, изображенном на фиг.1. Для изменения
12160542
направления движения транспортного средства служит рычаг 28, одновременно воздействующий на штангу 29, перемещая ее в направлении сжатия 5 пружины 30. Штанга 29 при этом, обкатываясь по ролику 31 и смещаясь вниз, сначала может вводить в зацепление колодку 32, снабженную фрикционной накладкой 33, с 10 венцом 34 поводковой вилки 21, а
0
5
0
пружины 24 шарика 25, переводит вилку 21 в положение 1 (фиг. 2). В конце своего хода в направлении сжатия пружины 30 штанга 29 благодаря наличию 35 под действием пружины 36 может смещаться вверх, обеспечивая выход колодки 32 из зацепления с венцом 34 поводковой .вилки 21.
Здесь приведен лишь один из вариантов исполнения механизма 23 для перевода поводковой вилки 21 из положения Г-.1 соответствующего движению транспортного средства вперед, в положение 1 - (f , соответствующее движению транспортного средства назад. Могут быть и другие варианты исполнен1|я механизма 23, в которых, например, венец 34 и колодка 32 могут быть выполнены зубггатыми для повышения надежности зацепления.
Источником рабочей жидкости для рабочих тормозных цилиндров 5 слу- жит главный Тормозной цилиндр 37 с педалью 38. Последняя снабжена упором 39, предназначеиньм для удержания педали 38 в нажатом положении, например, во время стоянки транспортного средства.
Тормоз действует следующим образом.
При нажатии на педаль 38 (фиг.1) жидкость из главного тормозного цилиндра 37 по гидропроводу 40 поступает в тормозные цилиндры 5, поршни 41 которых, перемещаясь, перемещают диск 4 в сторону затор- мaж вaeмoгo элемента 7, последний останавливается, а сателлиты 11 начинают вращаться на осях 10, обкатываясь по неподвижному зубчатому венцу 14 и увеличивая частоту вращения зубчатого венца 15. Ускоренному вращению последнего обгонная муфта 9 при этом не препятствует, так как поводковая вилка 21 при этом находится в положении I - Г
5
0
5
0
5
3
(фиг,.). При вращении зубчатого венца 15 и связанной с ним ступицы 19 относительно неподвижного элемента 7 происходит закручивание связанных с ним спиральных пружин 16 и 17, 1Синетическая энергия движущегося транспортного средства при этом переходит в потенциальную энергию прулшн 16 и 17. В случаях, когда после полного использования возможностей пружин 16 и 17 скорост транспортного средства не снижается до нуля, затормаживаемьй элемент 7 и нажимной диск 4 работает как тормоз обычного (традиционного дискового или колодочного) тормоза, т.е. со скольжением элементов трения один относительно другого.
При опускании педали 38 тормоза после остановки или после неполного торможения (подтормаживания) транспортное средство получает дополнительное ускорение за счет энергии, накопленной в пружинах 16 и 17, Освобожденный от действия нажимного диска 4 элемент 7 под действием пружин 16 и 17 приходит в ускоренное вращательное движение, а зубчатый венец 15, связанньп с
160544
обоймой 8 обгонной ъгуфты 9, остается неподвижным.
Сателлиты 11 при этом, обма- тьгоаясь по неподвижному зубчатому
5 венцу 15, через оси Ю передают дополнительный крутящий момент ободу 12 колеса 13,
Принцип действия тормоза и управление им при дв1гаении транспорт10 ного средства назад ничем не отличается от описанного выше.
Как видно из описания, любое торможение транспортного средства путем нажатия на педаль 38 приво15 дит к закручиванию пружин 16 и 17, а отпускание педали 38 связано с приведением транспортного средства в движение. Из этого следует, что разгрузку aккy fyлиpyющeгo элемента
20 (пружин 16 и 17) можно произвести в заданном месте (например, перед длительной в гараже), либо, вьтесив транспортное средство и сняв предохранитель 39, отпустить
25 педаль тормоза, либо, въехав на стоянку с вьпслюченным двигателем при отпущенной педали 38 - с использованием ручного тормоза (не показан).
30
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
ВЕЛОСИПЕД (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2404901C2 |
Веломобиль | 1990 |
|
SU1838171A3 |
РЕГУЛИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСКОВОГО ТОРМОЗА | 2009 |
|
RU2506469C2 |
Двухколесный велосипед | 1989 |
|
SU1754561A1 |
Устройство для автоматического останова швейной машины при заданном положении иглы | 1974 |
|
SU556206A1 |
Транспортное средство,приводимое в действие мускульной силой человека | 1986 |
|
SU1371940A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРИВОДИМОЕ В ДЕЙСТВИЕ МУСКУЛЬНОЙ СИЛОЙ ЧЕЛОВЕКА | 1991 |
|
RU2017647C1 |
РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2318572C2 |
ВЕЛОСИПЕД РЕЕЧНЫЙ ГОНОЧНЫЙ | 2011 |
|
RU2477240C2 |
п г
Редактор Е.Папп
Составитель В.Ляско Техред Т. Дубинчак
Заказ 949/22 Тираж 648Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ШШ Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор Е.Рошко
Тормоз транспортного средства | 1983 |
|
SU1180281A1 |
Авторы
Даты
1986-03-07—Публикация
1984-07-20—Подача