Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для привода механизма газораспределения двигателей внутреннего сгорания.
По основному авт.ев,№ 1038657 известен натяжитель приводного элемента механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания, содержащий корпус, во внутренней полости которого установлен подпру- жиненньй плунжер с внутренним углублением и размещенный в плунжере подпружиненный стержень, снабженный утолщением и шайбой, установленной на стержне, при этом корпус снабжен каналом для подвода жидкости в его внутреннюю полость, а шайба выполнена ступенчатой по внутреннему диаметру, причем больший диаметр ступенчатой поверхности охватывает утолщение стержня с образованием кольцевого зазора.
Известное устройство позволяет снизить шум и повысить надежность привода за счет демпфирования колебаний приводного элемента.
Однако стержень при фиксировании вследствие неточности изготовления деталей и консольного зажатия устанавливается со смещением относительно оси корпуса, что приведет к недостаточно плотному контакту шайбы и плунжера в момент закрытия буферной полости, а следовательно, к неполному ее закрытию, что снижает эффективность работы натяжи- теля.
Целью изобретения является повышение эффективности путем обеспечения надежности закрытия буферной полости.
Для достижения поставленной цели в натяжителе приводного элемента механизма газораспределения . двигателя внутреннего сгорания по авт.св. № 1038657 кольцевой зазор между поверхностью утолщения стержня и поверхностью ступенчатой шайбы с большим диаметром выполнен с понижением, в радиальном направлении по длине стержня в сторону свободного торца утолщения, причем поверхность утолщения стержня выполнена в виде конуса, большее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения, причем поверхг ность ступенчатой шайбы с большим
1218212г
диаметром выполнена в виде конуса, меньшее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения.
5 На фиг. 1 показан, натяжитель, осевое сечение; на фиг. 2 - вариант выполнения утолщенной части стержня; на фиг. 3 - то же, ступенчатой шайбы; на фиг. 4 - схема, изобра10 жающая максимально допустимый разворот шайбы по основному авторскому свидетельству; на фиг. 5 - взаимодействие деталей с учетом несоосности стержня на угол i по основ15 ному авторскому свидетельству.
Натяжитель содержит корпус 1, во внутренней полости которого установлен подпружиненный плунжер 2, в дне 3 которого выполнено углубле20 ние с торцом 4, стержень 5, снаб- женньй утолщением 6 с торцом 7, гайку 8, кольцо разрезное 9. Шайба
10снабжена наклонной поверхностью
11и выполнена ступенчатой по внут- 25 реннему диаметру, причем поверхность
шайбы с большим диаметром охватывает утолщение 6 стержня 5. Пружина 12 плунжера 2 одним концом опирается в торец углубления, а другим входит 30 вглухое отверстие утолщения 6 стержня 5. Пружина 13 стержня 5 одним концом опирается в ступенчатую шайбу 10, а другим - в корпус 1 натяжителя. В корпусе 1 выполнен канал 14 с отверстием 15 для подвода жидкости (масла) в его внутреннюю полость. Корпус 1 натяжителя крепится на корпусе двигателя (не показан).
Кольцевой зазор 16 между утолщением 6 стержня 5 и поверхностью ступенчатой шайбы 10 с большим диаметром выполнен с понижением в радиальном направлении по длине стержня 5 в сторону свободного торца 7 утолптонмя ft.
Выполнение кольцевого зазора 16 конструктивно можно выполнить двумя вариантами: поверхность утолщения стержня вьтолнена в виде конуса, большее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения, поверхность ступенчатой шайбы с большим диаметром выполнена в виде конуса, меньшее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения.
Натяжитель работает следующим образом.
35
40
45
55
3
Жидкость (масло) через канал 14 и отверстие 15 попадает в корпус 1 натяжителя. Под воздействием колебаний приводного элемента (цепи, ремня) Плунжер 2 совершает возвратно-поступательное движение в корпусе 1. При этом движении плунжера 2 вглубь корпуса 1 торец 3 плунжера -2 приближается к конусной поверхности
Iшайбы 10 и безударно, через масляный кольцевой клин торец 3 плунжера контактирует с конусной поверхностью
IIшайбы 10. Полость А закрывается
и при совместном движении плунжера 2 и шайбы 10 вглубь корпуса 1 в полости А возникает давление жидкости и масло через кольцевую щель из полости А перетекает в камеру В, за счет чего осуществляется демпфирование колебательного импульса при18212.
водного элемента. При отходе приводного элемента плунжер 2 выходит из корпуса, при этом шайба 10 под воздействием силы пружины 13 не передает 5 толчок на плунжер 2 за счет гидравлического сопротивления выхода жидкости из полости Во Осуществляется демпфирование собственной частоты движущихся частей деталей натяжи- 10 теля.
Выполнение утолщенной части стержня 5 или поверхности ступенчатой шайбой 10 с большим диаметром в )5 виде конуса позволяет шайбе в момент контакта с плунжером развернуться на больший угол, что обеспечивает надежное закрытие буферной полости А и повьш1ает эффективность работы 20 натяжителя.
i/г. 2
/
фиг.ъ
y/w///y /// m7/ A
Фиг Л
11
1. Натяжитель приводного элемента механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания по авт.св. № 1038657, отличающийся тем, что, с целью по- вьшения эффективности путем обеспечения надежного закрытия буферной полости, кольцевой зазор между поверхностью утолщения стержня и поверхностью ступенчатой шайбы с большим диаметром выполнен с понижением в радиальном направлении по длина стержня в сторону свободного торца утолщения. 2.Натяжитель по п. 1, отличающийся тем, что поверхность утолщения стержня выполнена в виде конуса, большее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения. 3.Натяжитель по п. 1, отл и- чающийся тем, что поверхность ступенчатой шайбы с большим диаметром выполнена в виде конуса, меньшее основание которого расположено со стороны свободного торца утолщения. (Л . 11 16 10 5J7 фиг. 1 /4 ff I I учччлУччУ КУУ X) tsD I Г f %/t-- l/ « /
ВНИИПИ Заказ 1121/48 Тираж 880 Подписное Филиал ШШ Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Натяжитель Никишковых приводного элемента механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания | 1978 |
|
SU1038657A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-03-15—Публикация
1983-11-29—Подача