Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, может быть применено в устройствах для измерения натяжения приводного элемента (цепи,ремня) механизма газораспределения дви- гателя внутреннего сгорания и является усовершенствованием устройства по основному авт. св. № 1038657.
Цель изобретения - повышение надежности работы путем обеспечения надежного закрытия буферной полости натяжителя.
На фиг. 1 изображен натяжитель, разрез; на фиг. 2 и 3 - варианты выполнения противоударной буферной полости А натяжителя и утолшенной части стержня.
Натяжитель содержит корпус 1, во внут- ренней полости которого установлен подпружиненный плунжер 2, в дне 3 которого выполнен выступ 4 (фиг. 2) или без выступа (фиг. 3), стержень 5, снабженный утолщением 6 с торцом 7, гайку 8, разрезное кольцо 9. Шайба 10 снабжена наклонной поверхностью 11 и выполнена ступенчатой по внутреннему диаметру, причем больший диаметр ступенчатой поверхности охватывает утолщение 6 стержня 5. Пружина 12 плунжера 2 одним концом упирается в торец выступа 4 или в дно 3, а другим вхо- дит в глухое отверстие утолщения 6 стержня 5. Пружина 13 стержня 5 одним концом опирается о ступенчатую шайбу 10, а другим - в корпус 1 натяжителя. В корпусе 1 одним из известных способов выполнен канал 14 с отверстием 15 для подвода жидкости (масла) в его внутреннюю полость. Корпус 1 натяжителя крепится на корпусе двигателя (не показан).
Поверхность утолщенной части 6 стержня 5, которую охватывает ступенчатая шай- ба 10, выполнена сферической, что позволяет щайбе поворачиваться относительно оси стержня на больший угол и перпендикулярно поджиматься к дну 3 плунжера 2 независимо от несоосности стержня (угол 6). В ступенчатой шайбе 10 выполнена кольце- вая поверхность 16 или выполнена проточка
17 (фиг. 2 и 3), т. е. конструктивно организована площадь, на которую давит жидкость со стороны полости А (поверхности 16 и 17 могут отсутствовать).
Натяжитель работает следующим образом.
Жидкость (масло) через канал 14 и отверстие 15 попадает в корпус 1 натяжителя. Под воздействием колебаний приводного элемента (цепи, ремня) плунжер 2 совершает возвратно-поступательное движение в корпусе 1. При этом, при движении плунжера 2 вглубь корпуса 1 дно 3 плунжера 2 приближается к кольцевой поверхности 16 шайбы 10, выступ 4 плунжера 2 входит во внутрь шайбы 10, создается вытесняемый поток жидкости, в результате чего торец 3 плунжера 2 безударно, через масляный кольцевой клин, контактирует с поверхностью 16.
При отсутствии выступа 4 плунжера 2 (это можно допустить с целью упрощения изготовления плунжера) торец 3 через масляную пленку с ударом контактирует с кольцевой поверхностью 16. Благодаря сферической поверхности утолщенной части 6 стержня 5 шайба развертывается на нужный угол и беззазорно поджимается к торцу 3 плунжера 2. Полость А надежно закрывается. При совместном движении плунжера 2 и шайбы 10 вглубь корпуса 1 в полости А возникает давление жидкости, и масло через кольцевую щель AS из полости А перетекает в полость В за счет чего осуществляется демпфирование колебательного импульса приводного элемента.
При отходе приводного элемента плунжер 2 выходит из корпуса 1, при этом шайба 10 под воздействием силы пружины 13 не передает толчок на плунжер 2 за счет гидравлического сопротивления выхода жидкости из полости В.
Таким образом, осуществляется демпфирование собственной частоты движущихся частей деталей натяжителя и повышается надежность его работы в целом.
f7
Фиг.
Составитель О. Климов
Редактор А. ШандорТехред И. ВересКорректор С. Черни
Заказ 3977/26Тираж 880Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Натяжитель приводного элемента механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания по авт. св. № 1038657, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения надежного закрытия буферной полости, наружная поверхность утолщенной части стержня выполнена сферической. (Л IN9 1 сл 00 ю Фиг.
Успокоитель колебаний весов | 1974 |
|
SU493651A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Натяжитель Никишковых приводного элемента механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания | 1978 |
|
SU1038657A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-07-23—Публикация
1984-10-31—Подача