: Изобретение относится к устройствам |для натяжения цепей или ремней, имеющим гидравлический привод, например, для систем распределительных механизмов двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
В дальнейшем описание изобретения доставлено для приводных цепей, но в равной мере может быть отнесено и к зубчатым ремням.
Цель изобретения - обеспечение необходимого натяжения цепи и снижение изно- сов цепи и приводных звездочек путем надежного демпфирования рывков цепи.
Основание, являющееся корпусной деталью ДВС, в котором подвижно установлен
00
со
00
о ю ел
Сл
корпус натяжителя, имеет отверстие, связанное с системой смазки ДВС, а масло из системы смазки ДВС является рабочей жидкостью. Подвижная посадка корпуса гидро- натяжителя в основании позволяет корпусу двигаться вместе с плунжером, что необходимо для работы натяжителл в период запуска и начальной работы ДВС.
Ступенчатый шаговый механизм обеспечивает перемещение плунжера относи- тельно корпуса натяжителя при эксплуатационном растяжении цепи. Введение дополнительного разгрузочного клапана с пружиной большой жесткости обеспечивает подключение для гашения особенно больших рывков цепи, кроме гидроупора, силы пружины большой жесткости.
На фиг. 1 показано гидравлическое натяжное устройство цепи; на фиг. 2 - гидро- натяжитель в увеличенном масштабе.
Устройство действует на менее натянутом участке цепи 1. Натяжение цепи осуще- ствляется в приведенном примере звездочкой 2, ось которой вместе с рычагом 3 может отклоняться относительно непод- вижной оси 4, установленной на основании, т, е. корпусной детали ДВС.
Гидравлический натяжитель имеет корпус 5, установленный на основе подвижной посадки на основании, т. е. в отверстии кор- пусной детали б ДВС. Плунжер 7 с одной стороны связан с корпусом 5 ступенчатым шаговым механизмом, состоящим из проточек 8 специальной формы, выполненной в отверстии корпуса 5, прорези 9 на плунжере и кольца 10, установленного в этой прорези и фиксирующегося в той или иной проточке 8 корпуса 5. С другой стороны плунжер 7 составляет с корпусом 5 плунжерную пару, Торец плунжера 7 взаимодействует с тор- цем рычага 3. Закрытый рабочий объем образуется корпусом 5, плунжером 7, шариковым клапаном 11 и разгрузочным клапаном 12. Шариковый клапан 11 имеет колпачок 13, запрессованный в разгрузоч- ный клапан 12 и имеющий отверстие 14 для прохода масла в рабочую камеру 15 и пружину 16, обеспечивающую прижатие шарика 11 к отверстию 17 в разгрузочном клапане 12, Внутри рабочей камеры 15 име- ется пружина 18 небольшой жесткости, упирающаяся торцами в колпачок 13 и внутренний торец плунжера 7.
Предварительный натяг пружины 18 служит для постоянного прижатия торца плунжера 7 к торцу рычага 3. Разгрузочный клапан 12 поджимается посадочной поверхностью 19 к седлу корпуса 5, выполненному с торца, удаленного от натяжного механизма (2, 3) пружиной 20 большой жес
ткости, предварительный натяг которой обеспечивается гайкой 21, завертываемой на корпус 5 и имеющей хомут 22. Крышка 23 натяжителя болтами 24 закрепляется на основании тена корпусной детали 6. Герметич- ность соединения обеспечивается прокладкой. Корпусная деталь 6 имеет канал 25, связанный с системой смазки ДВС. масло из этого канала проходит в зазор между гайкой 21 и отверстием в корпусной детали 6 (как показано стрелками на фиг. 1 и 2).
Затем масло поступает в объем, закрытый крышкой 23. Под давлением масла клапан 11 открывается, и масло поступает через отверстия 14 в колпачке 13 в рабочую камеру 15, которая при закрытии клапана 11 становится замкнутой и выполняет функцию гидроупора. Между корпусом 5 и плунжером 7 в стороне, обращенной к натяжной звездочке 2, имеется технологическое кольцо 26, обеспечивающее целостность гидро- натяжителя до его установки в отверстии корпусной детали и не оказывающее в дальнейшем влияния на передвижение плунжера 7 в корпусе 5 навстречу звездочке 2, т. к. оно при таком движении вытесняется в канавку 27 плунжера.
Устройство работает следующим образом. Пружина 18 имеет небольшое усилие, обеспечивающее выбор слабины ненагруженной ветви цепи со звездочкой 2, а также перемещение плунжера 7 с кольцом 9 по проточкам 8 в корпусе 5 при износе (вытяжке) деталей привода распределительных валов (цепи, звездочек). Кольцо 9, переходя по проточкам 8 шагового механизма, позволяет перемещаться плунжеру 7 только в направлении звездочки 2, натягивая ненагруженную ветвь цепи.
В период запуска и начальной работы ДВС, когда каналы системы смазки (25) не заполнены маслом, масла нет и в рабочей камере 15. Нагрузки, передаваемые от рычага 3 на плунжер 7, действуют через кольцо 10 на корпус 5; корпус давит на разгрузочный клапан 12 и демпфирующую пружину 20 с крутой характеристикой жесткости. В результате пружина 20 сжимается, давая возможность переместиться разгрузочному клапану 12, корпусу 5 и плунжеру 7. При снятии нагрузки сила упругости пружины 20 возвращает указанные детали в п режнее положение,
При заполнении каналов системы смазки 25 маслом под давлением масла открывается шариковый клапан 11, и масло заполняет рабочую камеру 15. Нагрузки, передаваемые на плунжер 7, передаются маслу в камере 15, которое под давлением закрывает шариковый клапан 11 и камеру
115, наполненную маслом, становится гидроупором. Нагрузки гасятся в этот момент за счет прохождения масла через зазоры плунжерной пары: корпус 5, плунжер 7. При сня- Т1и нагрузки пружина 18 возвращает плунжер 7 в прежнее положение, а клапан II под давлением масла в системе смазки ДВС открывается.
Если нагрузка на плунжер 7 возрастает ei це больше, плавное гашение нагрузки осу- шествляется дополнительным перепуском мзсла через разгрузочный клапан 12, кото- р )й при очень больших давлениях масла в з мкнутой рабочей камере 15 сжимает пру- ж 1ну 20, отодвигаясь от корпуса 5. В резуль- тг те между корпусом 5 и клапаном 12 образуется зазор, через который проходит часть масла из камеры 15.
При снятии усиленной нагрузки разгрузочный клапан 12 под действием пружины 2С приходит в прежнее положение, т. е. за- кр ывается, Во всех случаях при отсутствии дг вления рычага 3 на плунжер 7, последний пс д действием пружины 18 и давления масла, поступающего из системы смазки через ш фиковый клапан 11, натягивает цепь 1 привода распределительных валов.
: Формул а изо бретени я 1. Гидравлическое устройство натяжо- ни|я цепи или ремня в основном для привода распределительных валов двигателя внутреннего сгорания, действующее внутрь контура цепи или ремня на менее натянутом участке, содержащем основание, механизм натяжения в виде звездочки, шкива или башмака, закрепленных на поворотном рычаге, установленном на основании, гидросистему и гидронатяжитель, состоящий из корпуса с отверстием, размещенного в нем полого плунжера, упирающегося одним торцом в рычаг, полостью которого образована рабочая камера, размещенной в ней рабочей, пружины, обратного шарикового клапана, открытого в рабочую камеру, и разгрузочного клапана с пружиной, сообщающего рабочую камеру с гидросистемой, о тли чающееся тем, что, с целью обеспечения необходимого натяжения цепи или ремня и снижения износа цепи или ремня и приводных звездочек или шкивов путем надежного демпфирования рывков цепи или
ремня, корпус одним концом подвижно установлен на основании, на втором его конце выполнена резьба, разгрузочный клапан поджат пружиной к отверстию корпуса со стороны рабочей камеры, жесткость пружины выбрана больше жесткости рабочей пружины, а второй ее конец предназначен для взаимодействия с основанием, устройство снабжено взаимодействующей с резьбой корпуса гайкой с хомутом для предвэрительного натяжения пружины и ступенчатым шаговым механизмом линейного перемещения, взаимодействующим с плунжером и корпусом.
2. Устройство по п. 1,отличающеес я тем, что в разгрузочном клапане выполнено отверстие, шариковый обратный клапан расположен на разгрузочном клапане и его шарик поджат к отверстию последнего, устройство снабжено запрессованным в
разгрузочный клапан колпачком, имеющим отверстия для подвода рабочей жидкости в рабочую камеру, а пружина обратного клапана оперта на колпачок.
г 21
фи а /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ | 1992 |
|
RU2067232C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1726825A1 |
Впускная система двигателя внутреннего сгорания | 1991 |
|
SU1804570A3 |
ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ | 1999 |
|
RU2154760C1 |
ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ | 2000 |
|
RU2178847C2 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1416721A1 |
ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ | 2003 |
|
RU2255257C2 |
Фильтр для очистки масла | 1979 |
|
SU827121A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1320472A1 |
Фильтр для очистки масла | 1980 |
|
SU929156A1 |
20
XffftfWJ Ј89,
М / / /
/7
Авторы
Даты
1993-08-30—Публикация
1991-06-24—Подача