Гидравлическое устройство натяжения цепи или ремня Советский патент 1993 года по МПК F16H7/08 

Описание патента на изобретение SU1838695A3

: Изобретение относится к устройствам |для натяжения цепей или ремней, имеющим гидравлический привод, например, для систем распределительных механизмов двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

В дальнейшем описание изобретения доставлено для приводных цепей, но в равной мере может быть отнесено и к зубчатым ремням.

Цель изобретения - обеспечение необходимого натяжения цепи и снижение изно- сов цепи и приводных звездочек путем надежного демпфирования рывков цепи.

Основание, являющееся корпусной деталью ДВС, в котором подвижно установлен

00

со

00

о ю ел

Сл

корпус натяжителя, имеет отверстие, связанное с системой смазки ДВС, а масло из системы смазки ДВС является рабочей жидкостью. Подвижная посадка корпуса гидро- натяжителя в основании позволяет корпусу двигаться вместе с плунжером, что необходимо для работы натяжителл в период запуска и начальной работы ДВС.

Ступенчатый шаговый механизм обеспечивает перемещение плунжера относи- тельно корпуса натяжителя при эксплуатационном растяжении цепи. Введение дополнительного разгрузочного клапана с пружиной большой жесткости обеспечивает подключение для гашения особенно больших рывков цепи, кроме гидроупора, силы пружины большой жесткости.

На фиг. 1 показано гидравлическое натяжное устройство цепи; на фиг. 2 - гидро- натяжитель в увеличенном масштабе.

Устройство действует на менее натянутом участке цепи 1. Натяжение цепи осуще- ствляется в приведенном примере звездочкой 2, ось которой вместе с рычагом 3 может отклоняться относительно непод- вижной оси 4, установленной на основании, т, е. корпусной детали ДВС.

Гидравлический натяжитель имеет корпус 5, установленный на основе подвижной посадки на основании, т. е. в отверстии кор- пусной детали б ДВС. Плунжер 7 с одной стороны связан с корпусом 5 ступенчатым шаговым механизмом, состоящим из проточек 8 специальной формы, выполненной в отверстии корпуса 5, прорези 9 на плунжере и кольца 10, установленного в этой прорези и фиксирующегося в той или иной проточке 8 корпуса 5. С другой стороны плунжер 7 составляет с корпусом 5 плунжерную пару, Торец плунжера 7 взаимодействует с тор- цем рычага 3. Закрытый рабочий объем образуется корпусом 5, плунжером 7, шариковым клапаном 11 и разгрузочным клапаном 12. Шариковый клапан 11 имеет колпачок 13, запрессованный в разгрузоч- ный клапан 12 и имеющий отверстие 14 для прохода масла в рабочую камеру 15 и пружину 16, обеспечивающую прижатие шарика 11 к отверстию 17 в разгрузочном клапане 12, Внутри рабочей камеры 15 име- ется пружина 18 небольшой жесткости, упирающаяся торцами в колпачок 13 и внутренний торец плунжера 7.

Предварительный натяг пружины 18 служит для постоянного прижатия торца плунжера 7 к торцу рычага 3. Разгрузочный клапан 12 поджимается посадочной поверхностью 19 к седлу корпуса 5, выполненному с торца, удаленного от натяжного механизма (2, 3) пружиной 20 большой жес

ткости, предварительный натяг которой обеспечивается гайкой 21, завертываемой на корпус 5 и имеющей хомут 22. Крышка 23 натяжителя болтами 24 закрепляется на основании тена корпусной детали 6. Герметич- ность соединения обеспечивается прокладкой. Корпусная деталь 6 имеет канал 25, связанный с системой смазки ДВС. масло из этого канала проходит в зазор между гайкой 21 и отверстием в корпусной детали 6 (как показано стрелками на фиг. 1 и 2).

Затем масло поступает в объем, закрытый крышкой 23. Под давлением масла клапан 11 открывается, и масло поступает через отверстия 14 в колпачке 13 в рабочую камеру 15, которая при закрытии клапана 11 становится замкнутой и выполняет функцию гидроупора. Между корпусом 5 и плунжером 7 в стороне, обращенной к натяжной звездочке 2, имеется технологическое кольцо 26, обеспечивающее целостность гидро- натяжителя до его установки в отверстии корпусной детали и не оказывающее в дальнейшем влияния на передвижение плунжера 7 в корпусе 5 навстречу звездочке 2, т. к. оно при таком движении вытесняется в канавку 27 плунжера.

Устройство работает следующим образом. Пружина 18 имеет небольшое усилие, обеспечивающее выбор слабины ненагруженной ветви цепи со звездочкой 2, а также перемещение плунжера 7 с кольцом 9 по проточкам 8 в корпусе 5 при износе (вытяжке) деталей привода распределительных валов (цепи, звездочек). Кольцо 9, переходя по проточкам 8 шагового механизма, позволяет перемещаться плунжеру 7 только в направлении звездочки 2, натягивая ненагруженную ветвь цепи.

В период запуска и начальной работы ДВС, когда каналы системы смазки (25) не заполнены маслом, масла нет и в рабочей камере 15. Нагрузки, передаваемые от рычага 3 на плунжер 7, действуют через кольцо 10 на корпус 5; корпус давит на разгрузочный клапан 12 и демпфирующую пружину 20 с крутой характеристикой жесткости. В результате пружина 20 сжимается, давая возможность переместиться разгрузочному клапану 12, корпусу 5 и плунжеру 7. При снятии нагрузки сила упругости пружины 20 возвращает указанные детали в п режнее положение,

При заполнении каналов системы смазки 25 маслом под давлением масла открывается шариковый клапан 11, и масло заполняет рабочую камеру 15. Нагрузки, передаваемые на плунжер 7, передаются маслу в камере 15, которое под давлением закрывает шариковый клапан 11 и камеру

115, наполненную маслом, становится гидроупором. Нагрузки гасятся в этот момент за счет прохождения масла через зазоры плунжерной пары: корпус 5, плунжер 7. При сня- Т1и нагрузки пружина 18 возвращает плунжер 7 в прежнее положение, а клапан II под давлением масла в системе смазки ДВС открывается.

Если нагрузка на плунжер 7 возрастает ei це больше, плавное гашение нагрузки осу- шествляется дополнительным перепуском мзсла через разгрузочный клапан 12, кото- р )й при очень больших давлениях масла в з мкнутой рабочей камере 15 сжимает пру- ж 1ну 20, отодвигаясь от корпуса 5. В резуль- тг те между корпусом 5 и клапаном 12 образуется зазор, через который проходит часть масла из камеры 15.

При снятии усиленной нагрузки разгрузочный клапан 12 под действием пружины 2С приходит в прежнее положение, т. е. за- кр ывается, Во всех случаях при отсутствии дг вления рычага 3 на плунжер 7, последний пс д действием пружины 18 и давления масла, поступающего из системы смазки через ш фиковый клапан 11, натягивает цепь 1 привода распределительных валов.

: Формул а изо бретени я 1. Гидравлическое устройство натяжо- ни|я цепи или ремня в основном для привода распределительных валов двигателя внутреннего сгорания, действующее внутрь контура цепи или ремня на менее натянутом участке, содержащем основание, механизм натяжения в виде звездочки, шкива или башмака, закрепленных на поворотном рычаге, установленном на основании, гидросистему и гидронатяжитель, состоящий из корпуса с отверстием, размещенного в нем полого плунжера, упирающегося одним торцом в рычаг, полостью которого образована рабочая камера, размещенной в ней рабочей, пружины, обратного шарикового клапана, открытого в рабочую камеру, и разгрузочного клапана с пружиной, сообщающего рабочую камеру с гидросистемой, о тли чающееся тем, что, с целью обеспечения необходимого натяжения цепи или ремня и снижения износа цепи или ремня и приводных звездочек или шкивов путем надежного демпфирования рывков цепи или

ремня, корпус одним концом подвижно установлен на основании, на втором его конце выполнена резьба, разгрузочный клапан поджат пружиной к отверстию корпуса со стороны рабочей камеры, жесткость пружины выбрана больше жесткости рабочей пружины, а второй ее конец предназначен для взаимодействия с основанием, устройство снабжено взаимодействующей с резьбой корпуса гайкой с хомутом для предвэрительного натяжения пружины и ступенчатым шаговым механизмом линейного перемещения, взаимодействующим с плунжером и корпусом.

2. Устройство по п. 1,отличающеес я тем, что в разгрузочном клапане выполнено отверстие, шариковый обратный клапан расположен на разгрузочном клапане и его шарик поджат к отверстию последнего, устройство снабжено запрессованным в

разгрузочный клапан колпачком, имеющим отверстия для подвода рабочей жидкости в рабочую камеру, а пружина обратного клапана оперта на колпачок.

г 21

фи а /

Похожие патенты SU1838695A3

название год авторы номер документа
ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ 1992
  • Поляков Л.М.
  • Москаленко В.И.
  • Миронычев М.А.
RU2067232C1
Двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Миронычев Михаил Андреевич
SU1726825A1
Впускная система двигателя внутреннего сгорания 1991
  • Бугров Валерий Петрович
SU1804570A3
ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ 1999
  • Курманов В.В.
  • Медведев А.А.
RU2154760C1
ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ 2000
  • Медведев А.А.
  • Курманов В.В.
RU2178847C2
Двигатель внутреннего сгорания 1986
  • Луков Леонид Петрович
SU1416721A1
ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ 2003
  • Новиков С.В.
  • Медведев И.А.
RU2255257C2
Фильтр для очистки масла 1979
  • Токарев Вячеслав Иванович
  • Вдовин Сергей Алексеевич
  • Пичугин Виктор Борисович
SU827121A1
Двигатель внутреннего сгорания 1985
  • Луков Леонид Петрович
SU1320472A1
Фильтр для очистки масла 1980
  • Токарев Вячеслав Иванович
SU929156A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 838 695 A3

Реферат патента 1993 года Гидравлическое устройство натяжения цепи или ремня

Формула изобретения SU 1 838 695 A3

20

XffftfWJ Ј89,

М / / /

/7

SU 1 838 695 A3

Авторы

Москаленко Вячеслав Иванович

Даты

1993-08-30Публикация

1991-06-24Подача