Изобретение относится к машиностроению, в частности к тракторостроению, и может быть применено в конечных передачах транспортных и тяговых средств.
Цель изобретения - обеспечение урав- новешивания усилий на центральных колесах при больших нагрузках и упрощение монтажа планетарного ряда.
На фиг. 1 представлена конечная передача; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вариант установки третьего зве- на; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3.
Конечная передача транспортного средства содержит корпус 1 с трехзвенным планетарным редукторо.м, состоящим из выполненной заодно с ведущим валом 2 солнечной шестерни 3 {одно звено), находящейся в зацеплении посредством сателлитов 4 и водила 5 (второе звено) с установленной между корпусом 1 и кольцевым элементом 6 с возможностью осевого и радиального перемещения эпициклической шестер- ней 7 (третье звено). При этом кольцевой элемент 6 жестко соединен с корпусом 1 и несет на себе предварительно сжатые в тангенциальном направлении упругие элементы 8, выполненные в виде винтовых пружин или из эластомера в виде блоков. Эпици- клическая шестерня 7 взаимодействует с этими упругими элементами 8 также в тангенциальном направлении.
Указанное взаимодействие эпициклической шестерни 7 через амортизационный узел, включающий кольцевой элемент б и упругие элементы 8, с корпусом 1 наиболее просто можно осуществить если на боковой поверхности кольцевого элемента 6 выполнены продольные ребра 9, в виде кольцевых секторов, в промежутках между ними помещены предварительно сжатые в тангенциальном направлении упругие элементы 8, с установленными по их концам опорными пластинами 10. На боковой поверхности эпициклической шестерни 7 также выполнены продольные ребра 11 в виде кольцевых секторов. Эти продольные ребра 11 помещены между продольными ребрами 9 с возможностью взаимодействии через опорные пластины 10 с упругими элементами 8. Для надежной работы амортизационного узла передачу следует выполнять так, чтобы упругие элемен- ты в радиальном направлении были размещены между корпусом 1 и кольцом 12,установленным между буртиком 13, выполненным на кольцевом элементе 6, и корпусом I.
Эпициклическая шестерня 7 имеет возможность свободного перемещения в осевом направлении за счет установки ее с зазорами между кольцевым элементом б и корпусом 1, а возможность свободного радиального ее перемещения обеспечивается зазорами между ребрами 9 и 11.
Предлагаемое конструктивное выполнение упругого узла позволяет уравновесить
0 5
5
5
0
0
усилия на центральных колесах при передаче больших нагрузок и упрощает монтаж и демонтаж планетарного ряда.
Работа упругих элементов только в тангенциальном направлении позволяет наиболее эффективно аккумулировать энергию при больших колебаниях нагрузки.
Конечная передача транспортного средства работает следующим образом.
Крутящий момент от выполненной заодно с ведущим валом 2 солнечной шестерни 3 через сателлиты 4 и водило 5 передается движителю. При этом эпициклическая шестерня 7 поворачивается вокруг своей оси относительно кольцевого элемента б и корпуса 1 до тех. пор, пока не уравняется ее реактивный момент с усилиями деформации упругих элементов 8. Свободное перемещение эпициклической шестерни 7 (при изменении величины передаваемого крутящего момента к передаче движения звеньев конечной передачи) в осевом и радиальном направлении способствует более равномерному нагру- жению сателлитов 4 и центральных колес (солнечной 2 и эпициклической 7).
После снятия действия крутящего момента или уменьшения его величины упругие элементы 8, воздействуя через опорные пластины 10 на ребра 11 эпициклической шестерни 7, возвращают ее в первоначальное положение, отдавая тем самым запасенную в них энергию.
Таким же образом происходит снижение пиковых нагрузок и аккумулирование энергии колебаний в конечной передаче транспортного средства, а следовательно, и в связанной с ней трансмиссии при действии на них переменного момента сопротивления со стороны движителей.
В результате аккумулирования энергии пиковых нагрузок в упругих элементах 8 и последующего возврата ее в трансмиссию повышается средняя скорость движения транспортного средства и улучшаются его топливно-экономические показатели.
Так как эпициклическая шестерня имеет возможность свободного перемещения в радиальном и осевом направлениях, обеспечивается уравновещивание усилий на центральных колесах планетарного ряда как при малых, так и при больших нагрузках.
В представленном на фиг. 3 и 4 варианте выполнения конечной передачи упругие элементы 8 установлены в плоскости планетарного ряда, при этом ребра 9 на кольцевом элементе 6 и ребра I1 на эпициклической шестерне 7 выполнены на их радиальных поверхностях. Конечная передача работает аналогичным образом. Она более сложна в монтаже упругого узла и хуже уравновешивает усилия на центральных колесах, однако в сравнении с вариантом, представленным на фиг. 1 и 2, она имеет меньшие металлоемкость и габариты в осевом направлении.
9 12
фиг
б-В
Ю
Фаг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Конечная передача транспортного средства | 1981 |
|
SU992256A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1063650A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1986 |
|
SU1391977A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1979 |
|
SU895736A1 |
Планетарный редуктор силовой установки | 2017 |
|
RU2655968C1 |
Конечная передача транспортного средства | 1987 |
|
SU1482831A1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2136512C1 |
Планетарная коробка передач | 2017 |
|
RU2646982C1 |
ПРИВОД ПОВОРОТА | 2007 |
|
RU2328442C1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2153424C2 |
Патент США № 3757608, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-05-15—Публикация
1985-01-30—Подача