Изобретение относится к области машиностроения, в частности к области тракторостроения, и может найти применение в транспортных и тяговых средствах. Известна конечная передача транспортного средства, содержащая трехзвенный планетарный редуктор, одно звено которого связано с выходным ва лом трансмиссии транспортного средства, второе - со ступицей движителя, а третье звено - посредством гидравлического амортизационного узла, связанного с неподвижным элементом транспортного средства 1. Недостатком этой конечной передачи является сложность конструкции. Кроме того, ее демпфирующий узел не обеспечивает аккумулирования энергии колебаний (она просто гасится пр дросселировании) и требует дополнительного отбора мощности от двигателя транспортного средства на привод гидронасосов, причем этот выбор МОЩНОСТИ увеличивается при увеличении сопротивления передвииению в связи с необходимостью создания большого давления в напорной магистрали, что ухудшает тяговые и топливоэкономические показатели машины. Применение эластичного привода ведущих колес позволяет не только повысить долгрвечность силовой передачи и движителя благодаря стабилизации нагрузочного режима, но и повысить производительность машинно-тракторных агрегатов, уменьшить расход горючего на единицу выполненной работы, улучшить условия труда механизаторов, снизить разрушение почвы ходовым аппаратом вследствие уменьшения буксования. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения аккумулирования энергии при больших амплитудах нагрузок. Цель достигается тем, что конечная передача снабжена дополнительным
амортизационным узлом в виде дисковой фрикционной муфты с устройством регулирования степени сжатия ведущего и ведомого элементов муфты, связанных соответственно с неподвижным элементом транспортного средства и третьим звеном планетарного редуктора, а гидравлический амортизационный узел выполнен в виде гидроцилиндра с подпружиненным поршнем, при этом шток и цилиндр связаны посредством шарниров соответственно с третьим звеном планетарного редуктора и неподвижным элементом транспортного средства, а в поршне гидроцилиндра выполнено дроссельное отверстие.
На фиг,1 приведена схема конечной передачи транспортного тягового средства-, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - устройство для дополнительного демпфирования размахов колебаний вала-ступицы.
Конечная передача транспортного и тягового средства состоит из валаступицы 1, на которой смонтирован, например, планетарный редуктор, состоящий из установленной на полуоси 2 солнечной шестерни 3, находящейся в зацеплении посредством сателлитов А водила 5 с установленной неподвижно на валу-ступице 1 и воспринимающей реактивный момент эпици1О1ической шестерней 6. Опорой планетарного ряда служит водило 5, корпус которого установлен на подшипниках 7,на валу-ступице 1 и связан с диском колеса 8 трактора. Вал-ступица 1 телескопически установлена на подшипниках 9 в картере моста 10 и связана с ним через амортизационный узел 11 посредством рычагов 12 и 13 установленных при помощи, например, винтов I соответственно на валу-ступице 1 и картере моста 10.
Амортизационный узел 11 представляет собой, например, гидроцилиндр, кррпус которого закреплен с возможностью поворота на осях 15, например, на рычаге 13, и шток 16 связан с рычагом 12, при этом поршень цилиндра имеет калиброванные отверсти и подпружинен.
Фланцы картера моста 10 и валаступицы 1 охватываются состоящей из двух частей крышкой 17, прикрепленной, например, к фланцу картера моста 10 винтами 18. (Условие ох95736 . 4
ватывания крышкой 17 фланца моста 101 не является обязательным).
Для дополнительного демпфирования размахов колебаний вала-ступицы 1
5 в крышке 17 со стороны фланца валаступицы 1 могут быть установлены тормозные колодки 19, каждая из которых снабжена фрикционной накладкой 20 и штоком 21,. имеющим опорную шайбу
10 22„ Шток 21 насквозь проходит внутри стакана, состоящего из двух частей 23 и .
Часть 23 стаканаснабжена наружным буртиком-25 и установлена в крышis ке 17, а часть стакана 2k снабжена внутренним буртиком 2б и установлена на резьбе 27 на части 23 стакана. Между тормозной колодкой 13 и буртиком 26 части 2 стакана установлена
20 цилинщрическая пружина сжатия 28, а между валом-ступицей 1 и картером моста 10 установлено манжетное уплотнение 29..
В случае неподрессоренного картера моста 10 корпус амортизационного узла 11 может устанавливаться непосредственно на раме транспортного и тягового средства.
Колесный или бортовой редуктор
30 транспортного и тягового средства может быть связан с картером моста и содержать дополнительную вал-шестер ню, одним концом связанную с полуосью, а другим - со ступицей колеса. Работает конечная передача транспортного и тягового средства следующим образом.
Крутящий момент от полуоси 2 через планетарный ряд передается колесу 8. При этом вал-ступица 1 поворачивается на подшипниках 9 в картере моста 10 до тех пор, пока не уравняются упругий момент амортизационного узла 11 и реактивный момент вала-ступицы 1, При снятии действия крутящего момента
амортизационный узел 11 возвращает вал-ступицу 1 в первоначальное полоцение.
Демпфирование размахов колебаний вала-ступицы 1 осуществляется за
5.0 счет гидравлического сопротивления жидкости амортизационного узла 11 и за счет поджатия пружиной 28 тормозной колодки 19 к фланцу вала-ступицы 1. Усилие поджатия регулируется
.55 взаимным положением мастей 23 и 2 стакана.
Таким же образом происходит снижение пиковых нагрузок в конечной передаче трактора, а следовательно, yt связанной с ней трансмиссии, и пр действии на них переменного момента сопротивления качению колеса 8. Использование указанной конструк ции конечной передачи трактора поз.воляет существенно снизить динамиче кую нагруженность трансмиссии трактора в моменты разгона, неустановив шегося движения, а также при режима работы с большими нагрузками и тем самым приведет к повышению долговеч ности, трансмиссии, улучшению мощностных и экономических показателей трактора. Амортизационный узел валаступицы содержит гидроцилиндр, поршень которого кинематически связан с упругим элементом, например, пружиной сжатия, и имеет калиброванное отверстие. Этот амортизатор обладает свойствами аккумулятора энергии и демпфера колебаний нагруз ки. В конструкции применен дополнительный гаситель колебаний фрикционного типа для того, чтобы амортизирующий узел включался в работу не при всех величинах действующего на вал-ступицу крутящего момента, а только начиная с величин, ограничиваемых коэффициентом трения покоя, между поверхностями фрикционного элемента и вала-ступицы и вели чиной усилия прижатия фрикционного элемента. Это повышает долговечност амортизационного узла и не требует точного расчета и регулирования в процессе работы дросселирующего 36« отверстия (его выполняют в этом случае с большей величиной). Формула изобретения Конечная передача транспортного средства, преимущественно трактора, содержащая трехзвенный планетарный редуктор, одно звено которого связано с выходным валом трансмиссии транспортного средства, второе - со ступицей движителя, а третье звено посредством гидравлического амортизационного узла связано с неподвижным элементом транспортного средства, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения аккумулирования энергии при больших амплитудах нагрузок, она снабжена дополнительным амортизационным узлом в виде дисковой фрикционной муфты с устройством регулирования степени сжатия ведущего и ведомого элементов муфты, связанных соответственно с неподвижным элементом транспортного средства и третьим звеном планетарного редуктора, а гидравлический амортизационный узел выполнен в виде гидроцилиндра с подпружиненным поршнем, при этом шток и цилиндр последнего связаны посредством шарниров соответственно с третьим звеном планетарного редуктора и неподвижным элементом транспортного средства, а в поршне гидроцилиндра выполнено дроссельное отверстие. Источники информации принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 5598А9, кл. В 60 К 17/32, 1975 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Конечная передача транспортного средства | 1981 |
|
SU992256A1 |
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2460651C1 |
Конечная передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1063650A1 |
ВЕДУЩИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2468936C2 |
ВЕДУЩИЙ МОСТ С ПОДВЕСКОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРАКТОР С УКАЗАННЫМ МОСТОМ | 2002 |
|
RU2277050C2 |
Трансмиссия секционной колесной машины, преимущественно трактора с шарнирно-сочлененной рамой | 2022 |
|
RU2796857C1 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2012 |
|
RU2518136C2 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2267432C2 |
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2163209C1 |
Конечная передача транспортного средства | 1985 |
|
SU1230875A1 |
Авторы
Даты
1982-01-07—Публикация
1979-06-25—Подача