Конечная передача транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B60K17/32 

Описание патента на изобретение SU895736A1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к области тракторостроения, и может найти применение в транспортных и тяговых средствах. Известна конечная передача транспортного средства, содержащая трехзвенный планетарный редуктор, одно звено которого связано с выходным ва лом трансмиссии транспортного средства, второе - со ступицей движителя, а третье звено - посредством гидравлического амортизационного узла, связанного с неподвижным элементом транспортного средства 1. Недостатком этой конечной передачи является сложность конструкции. Кроме того, ее демпфирующий узел не обеспечивает аккумулирования энергии колебаний (она просто гасится пр дросселировании) и требует дополнительного отбора мощности от двигателя транспортного средства на привод гидронасосов, причем этот выбор МОЩНОСТИ увеличивается при увеличении сопротивления передвииению в связи с необходимостью создания большого давления в напорной магистрали, что ухудшает тяговые и топливоэкономические показатели машины. Применение эластичного привода ведущих колес позволяет не только повысить долгрвечность силовой передачи и движителя благодаря стабилизации нагрузочного режима, но и повысить производительность машинно-тракторных агрегатов, уменьшить расход горючего на единицу выполненной работы, улучшить условия труда механизаторов, снизить разрушение почвы ходовым аппаратом вследствие уменьшения буксования. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения аккумулирования энергии при больших амплитудах нагрузок. Цель достигается тем, что конечная передача снабжена дополнительным

амортизационным узлом в виде дисковой фрикционной муфты с устройством регулирования степени сжатия ведущего и ведомого элементов муфты, связанных соответственно с неподвижным элементом транспортного средства и третьим звеном планетарного редуктора, а гидравлический амортизационный узел выполнен в виде гидроцилиндра с подпружиненным поршнем, при этом шток и цилиндр связаны посредством шарниров соответственно с третьим звеном планетарного редуктора и неподвижным элементом транспортного средства, а в поршне гидроцилиндра выполнено дроссельное отверстие.

На фиг,1 приведена схема конечной передачи транспортного тягового средства-, на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - устройство для дополнительного демпфирования размахов колебаний вала-ступицы.

Конечная передача транспортного и тягового средства состоит из валаступицы 1, на которой смонтирован, например, планетарный редуктор, состоящий из установленной на полуоси 2 солнечной шестерни 3, находящейся в зацеплении посредством сателлитов А водила 5 с установленной неподвижно на валу-ступице 1 и воспринимающей реактивный момент эпици1О1ической шестерней 6. Опорой планетарного ряда служит водило 5, корпус которого установлен на подшипниках 7,на валу-ступице 1 и связан с диском колеса 8 трактора. Вал-ступица 1 телескопически установлена на подшипниках 9 в картере моста 10 и связана с ним через амортизационный узел 11 посредством рычагов 12 и 13 установленных при помощи, например, винтов I соответственно на валу-ступице 1 и картере моста 10.

Амортизационный узел 11 представляет собой, например, гидроцилиндр, кррпус которого закреплен с возможностью поворота на осях 15, например, на рычаге 13, и шток 16 связан с рычагом 12, при этом поршень цилиндра имеет калиброванные отверсти и подпружинен.

Фланцы картера моста 10 и валаступицы 1 охватываются состоящей из двух частей крышкой 17, прикрепленной, например, к фланцу картера моста 10 винтами 18. (Условие ох95736 . 4

ватывания крышкой 17 фланца моста 101 не является обязательным).

Для дополнительного демпфирования размахов колебаний вала-ступицы 1

5 в крышке 17 со стороны фланца валаступицы 1 могут быть установлены тормозные колодки 19, каждая из которых снабжена фрикционной накладкой 20 и штоком 21,. имеющим опорную шайбу

10 22„ Шток 21 насквозь проходит внутри стакана, состоящего из двух частей 23 и .

Часть 23 стаканаснабжена наружным буртиком-25 и установлена в крышis ке 17, а часть стакана 2k снабжена внутренним буртиком 2б и установлена на резьбе 27 на части 23 стакана. Между тормозной колодкой 13 и буртиком 26 части 2 стакана установлена

20 цилинщрическая пружина сжатия 28, а между валом-ступицей 1 и картером моста 10 установлено манжетное уплотнение 29..

В случае неподрессоренного картера моста 10 корпус амортизационного узла 11 может устанавливаться непосредственно на раме транспортного и тягового средства.

Колесный или бортовой редуктор

30 транспортного и тягового средства может быть связан с картером моста и содержать дополнительную вал-шестер ню, одним концом связанную с полуосью, а другим - со ступицей колеса. Работает конечная передача транспортного и тягового средства следующим образом.

Крутящий момент от полуоси 2 через планетарный ряд передается колесу 8. При этом вал-ступица 1 поворачивается на подшипниках 9 в картере моста 10 до тех пор, пока не уравняются упругий момент амортизационного узла 11 и реактивный момент вала-ступицы 1, При снятии действия крутящего момента

амортизационный узел 11 возвращает вал-ступицу 1 в первоначальное полоцение.

Демпфирование размахов колебаний вала-ступицы 1 осуществляется за

5.0 счет гидравлического сопротивления жидкости амортизационного узла 11 и за счет поджатия пружиной 28 тормозной колодки 19 к фланцу вала-ступицы 1. Усилие поджатия регулируется

.55 взаимным положением мастей 23 и 2 стакана.

Таким же образом происходит снижение пиковых нагрузок в конечной передаче трактора, а следовательно, yt связанной с ней трансмиссии, и пр действии на них переменного момента сопротивления качению колеса 8. Использование указанной конструк ции конечной передачи трактора поз.воляет существенно снизить динамиче кую нагруженность трансмиссии трактора в моменты разгона, неустановив шегося движения, а также при режима работы с большими нагрузками и тем самым приведет к повышению долговеч ности, трансмиссии, улучшению мощностных и экономических показателей трактора. Амортизационный узел валаступицы содержит гидроцилиндр, поршень которого кинематически связан с упругим элементом, например, пружиной сжатия, и имеет калиброванное отверстие. Этот амортизатор обладает свойствами аккумулятора энергии и демпфера колебаний нагруз ки. В конструкции применен дополнительный гаситель колебаний фрикционного типа для того, чтобы амортизирующий узел включался в работу не при всех величинах действующего на вал-ступицу крутящего момента, а только начиная с величин, ограничиваемых коэффициентом трения покоя, между поверхностями фрикционного элемента и вала-ступицы и вели чиной усилия прижатия фрикционного элемента. Это повышает долговечност амортизационного узла и не требует точного расчета и регулирования в процессе работы дросселирующего 36« отверстия (его выполняют в этом случае с большей величиной). Формула изобретения Конечная передача транспортного средства, преимущественно трактора, содержащая трехзвенный планетарный редуктор, одно звено которого связано с выходным валом трансмиссии транспортного средства, второе - со ступицей движителя, а третье звено посредством гидравлического амортизационного узла связано с неподвижным элементом транспортного средства, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения аккумулирования энергии при больших амплитудах нагрузок, она снабжена дополнительным амортизационным узлом в виде дисковой фрикционной муфты с устройством регулирования степени сжатия ведущего и ведомого элементов муфты, связанных соответственно с неподвижным элементом транспортного средства и третьим звеном планетарного редуктора, а гидравлический амортизационный узел выполнен в виде гидроцилиндра с подпружиненным поршнем, при этом шток и цилиндр последнего связаны посредством шарниров соответственно с третьим звеном планетарного редуктора и неподвижным элементом транспортного средства, а в поршне гидроцилиндра выполнено дроссельное отверстие. Источники информации принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 5598А9, кл. В 60 К 17/32, 1975 (прототип).

Похожие патенты SU895736A1

название год авторы номер документа
Конечная передача транспортного средства 1981
  • Ефимов Алексей Дмитриевич
SU992256A1
ВЕДУЩИЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Усс Иван Никодимович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Стасилевич Андрей Григорьевич
  • Жичко Олег Иванович
  • Васильев Юрий Алексеевич
  • Ключников Алексей Владимирович
RU2460651C1
Конечная передача транспортного средства 1982
  • Ефимов Алексей Дмитриевич
SU1063650A1
ВЕДУЩИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Усс Иван Никодимович
  • Мелешко Михаил Григорьевич
  • Стасилевич Андрей Григорьевич
  • Ермаленок Валерий Генрихович
  • Клышко Александр Николаевич
RU2468936C2
ВЕДУЩИЙ МОСТ С ПОДВЕСКОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРАКТОР С УКАЗАННЫМ МОСТОМ 2002
  • Вудс Террил Уэйн
  • Бауман Деннис Аарон
  • Кизлик Мервин П.
  • Леммон Норман Фредерик
  • Гисманн Кендалл Ли
  • Петерсон Аарон Джеймс
  • Шмитц Джордж Ник
  • Космицки Петер Алан
  • Шутте Джо Л.
  • Александер Уильям Гай
  • Шафер Кристофер Алан
  • Джефри Деннис Ли
  • Браун Джефри Кал
RU2277050C2
Трансмиссия секционной колесной машины, преимущественно трактора с шарнирно-сочлененной рамой 2022
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семенов Александр Георгиевич
  • Шэнь Юньфэн
RU2796857C1
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 2012
  • Смирнов Геннадий Владимирович
RU2518136C2
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР 2004
  • Ханакин Владимир Васильевич
  • Русанов Александр Иванович
  • Мироненко Вячеслав Петрович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2267432C2
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Писаревский В.М.
  • Брагар В.В.
  • Котиев Г.О.
  • Смирнов А.А.
  • Сачивец В.В.
  • Шигаев А.Д.
RU2163209C1
Конечная передача транспортного средства 1985
  • Ефимов Алексей Дмитриевич
  • Короткевич Александр Викентьевич
  • Лабко Семен Леонидович
  • Кохан Виталий Федорович
SU1230875A1

Иллюстрации к изобретению SU 895 736 A1

Реферат патента 1982 года Конечная передача транспортного средства

Формула изобретения SU 895 736 A1

SU 895 736 A1

Авторы

Дьяченко Владимир Алексеевич

Ефимов Алексей Дмитриевич

Асябрик Иван Михайлович

Афанасьев Николай Иванович

Даты

1982-01-07Публикация

1979-06-25Подача