(54) КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО
1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано и конечных передачах транспортных и тяговых средств.
Известна конечная передача транспортного средства, содержащая трехзвенный планетарный редуктор, одно звено которого связано с выходным валом трансмиссии транспортного средства, второе - со ступицей движителя, а третье связано с возможностью поворота с неподвижным элементом транспортнрго средства через амортизационнный узел, содержащий упругий элемент 1.
Недостатком известного устройства является то, что им не обеспечивается аккумулирование-энергии колебаний при больших амплитудах нагрузок.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем аккумулирования энергии при больших амплитудах нагрузок.
Поставленная цель достигается тем, что в конечной передаче транспортного средства амортизационный узел дополнительно включает в себя по меньшей мере один упор и один копир, связанный с упругим элементом, который жестко закреплен на неподСРЕДСТВА
вижном элементе транспортного средства, при этом упомянутый упор закреплен на третьем звене планетарного редуктора с возможностью вращения и взаимодействия G упомянутым копиром.
Кроме того, упомянутый упор может
быть выполнен в виде ролика или кулачка.
На фиг. 1 изображена схема конечной
передачи транспортного средства; на фиг. 2разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - ва10 риант установки амортизационного узла; на фиг. 4 -вариант установки копира и упругого элемента в корпусе передачи. Конечная передача транспортного средства (фиг. 1 и 2) содержит корпус 1 с трехзвенным планетарным -редуктором,
15 состоящим из установленной на полуоси 2 солнечной шестерни 3 (одно звено), находящейся в зацеплении посредством сателлитов 4 и водила 5 (-второе звено) с установленной с возмбжностью поворота эпициклической шестерней 6 (третье звено), воспринимающей реактивный момент планетарного ряда и передающей его корпусу Г через амортизационный узел, представляющий собой упор 7 и копир 8, жестко связанный с упругим элементом 9. Опорой
планетарного ряда в этом случае служит корпус водила 5, установленный на подшипниках 10 и соединенный с ведущей звездочкой или диском колеса 11 транспортного средства.
Упор 7 может быть выполнен в виде кулачка или ролика, установленного на подшипнике 12 на оси 13 (фиг. 3). Копир 8 представляет собой вогнутую стальную пластину, во впадине которой размещен упор 7. Упругий элемент 9, выполненный из эластомерного материала, например резины, прквулканизирован к копиру 8 или вставлен в его ребра 14 (фиг. 4), обеспечивающие жесткое соединение и являющиеся одновременно предохранителями упругого э.яемента от чрезмерной деформации.
Конструктивно эпициклическая шестерня 6 может быть установлена в подшипнике 15 скольжения и взаимодействовать с корпусом 1 через один амортизационный узел или быть установленной в корпусе 1 с зазором и опираться только на три и более амортизационные узла, равномерно установленные по окружности.
При установке упоров 7 на эпициклической щестерне 6 упругий элемент 9 с копиром 8 жестко устанавливается с помощью болтов 16 в корпусе 1. А при установке упоров на корпусе 1 (не показано) упругий элемент 9 с копиром 8 жестко монтируется на эпициклической щестерне 6. Кроме болтов 16 для жесткого крепления упругого элемента 9 в корпусе 1 или на эпициклической щестерне 6 может быть выполнен паз 17, в который и устанавливается упругий элемент 9.
Копир 8 с упругим элементом 9 может быть выполнен также и в виде гнутой рессоры, одним концом шарнирно закр епленной на корпусе 1, а другим опирающимся на него.
С целью повышения надежности и энергоемкости целесообразно амортизирующие узлы устанавливать по обе стороны относительно плоскости симметрии эпициклической шестерни 6 (фиг. 3).
В корпусе 1 целесообразно выполнять крышки 18 (фиг. 4). Это позволит производить быструю замену копира 8 и упругого элемента 9 без разборки конечной передачи, а следовательно, и возможность регулирования и изменения закона взаимодействия эпициклической щестерни 6 с корпусом 1. Регулирование жесткости упругого элемента 9 можно получить, например, различной затяжкой болтов 16 и прижимной пластиной 19, установленной на этих болтах.
Конечная передача транспортного средства работает следующим образом.
Крутящий момент от полуоси 2 через планетарный ряд передается колесу 11. При этом эпициклическая шестерня 6 поворачивается в корпусе 1 передачи до тех пор, пока не уравняются ее реактивный момент с усилиями деформации упругих
элементов 9. После снятия действия крутящего момента или уменьщения его величины упругие элементы 9, воздействуя через копиры 8, роликовые упоры 7, подшипники 12 и оси 13 на эпициклическую шестерню 6,
возвращают ее в первоначальное положение, отдавая тем самым запасенную в них энергию.
Демпфирование колебаний эпициклической щестерни 6 осуществляется за счет внутренних потерь (гистерезиса) в упругих
элементах 9, а в случае выполнения копира 8 в виде рессоры - за счет трения между листами рессоры и ее свободно установленного конца о корпус передачи.
Таким же образом происходит снижение
пиковых нагрузок и аккумулирование энергии колебаний в конечной передаче транспортного средства, а следовательно, и связанной с ней трансмиссии при действии на Них переменного момента сопротивления качению колеса 11.
В результате аккумулирования энергии
пиковых нагрузок в упругих элементах 9
и последующего возврата ее в трансмиссию
повышается средняя скорость движения
5 трактора.
Использование предлагаемой конструкции конечной передачи позволит существенно снизить динамическую нагруженность трансмиссии в моменты разгона, неустановившегося движения, а также при режимах работы с большими нагрузками и тем самым повысить ее долговечность, улучшить экономические показатели за счет повышения средней скорости движения бла5 годаря отдаче энергии, запасенной в упругих элементах при уменьшении момента сопротивления движению транспортного средства.
Формула изобретения
1. Конечная передача транспортного средства, содержащая трехзвенный планетарный редуктор, одно звено которого свя5 зано с выходным валом трансмиссии транспортного средства, второе - со ступицей движителя, а третье с возможностью поворота - с неподвижным элементом транспортного средства через амортизационный узел, включающий в себя упругий элемент, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем аккумулирования энергии при больших амплитудах нагрузок, амортизационный узел дополнительно включает в себя по
5 меньшей мере один упор и один копир, связанный с упругим элементом, который жестко закреплен на, неподвижном элементе транспортного средства, при этом упомянутый упор закреплен на третьем
звене планетарного редуктора с возможностью вращения и взаимодействия с упомяйутым копиром.
2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что упомянутый упор выполнен в виде ролика.
3. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что упомянутый упор выполнен в виде кулачка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3757608, кл. 74-801, 1973 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Конечная передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1063650A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1985 |
|
SU1230875A1 |
Привод колеса транспортного средства | 1985 |
|
SU1303449A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1979 |
|
SU895736A1 |
Конечная передача транспортного средства | 1986 |
|
SU1391977A1 |
Привод колеса транспортного средства | 1986 |
|
SU1342761A1 |
Трансмиссия гусеничной машины | 1988 |
|
SU1527072A1 |
КОЛЕСНЫЙ РЕДУКТОР | 1998 |
|
RU2143350C1 |
Конечная передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1063651A1 |
Колесно-шагающий движитель | 1980 |
|
SU908646A1 |
А -А
Сриг.г
Авторы
Даты
1983-01-30—Публикация
1981-08-25—Подача