Статор электрической машины Советский патент 1986 года по МПК H02K1/18 H02K5/24 

Описание патента на изобретение SU1234916A1

Изобретение относится к электромашиностроению и касается устройства статора электрической ма1нины с пониженными уровнями вибрации и шума и высокими технологическими, энергетическими и эксплуатационными характеристиками.

Одним из важнейших показателей качества э. юктрической .машины (ЭМ) является уровень вибрации и шума статора.

Вибрация и шум машины оказывают вредное воздействие на окружающую среду, на установленное рядом оборудование и обслуживающий персонал.

Такой же важной проблемой является снижение отходов материалов, достигаемое использование.м малоотходной технологии на базе прогрессивных конструкторских решений.

Цель изобретения - снижения уровня вибрации и шума Kopriyca применительно к статору с сердечником в форме многоугольника.

На фиг. 1 схематически изображен статор с упругими элементами, размещенными но углам сердечника; на фиг. 2 - статор, в которо.м упругие эле.менты расположены на двух противоположных углах; на фиг. 3 - - поперечное сечение сердечника квадратной формы и вписанного в него сердечника круглой формы с наруж1И 1м радиусом.

Статор электрической .iaiHHiiiJ содержит упругие элементы 1 подвески, рал;- щепные (фиг. I) по углам сердечника 2 MI оугол - ной, например, квадратной форм ;д )дсч- ник 2 установлен в корпусе 3 ci aropM. который посредством лап 4 расно. на (Ьун- даменте 5.

bia схеме, изображенной на фиг. I. упругие элементы 1 подвески размен1ены на углах сердечника 2 в местах его максимальной жесткости, и следовательно, минимал;)- ной вибрации. Габариты корпуса 3 стаюра при это.м несколько уве.личиваются. Для статоров, устанавливаемых на .лапы, учитывая, что лапы могут выно.дияться не по всей длине корпуса статора, а только в тех местах, где отсутствуют упругие элементы подвески, размещаемые локально в оп- ределенных местах но длине и окружности сердечника и корпуса, габариты корпуса статора могут быть уменьшены по не посредством выполнения его с лапами, утопленными в корпус по ширине в тех местах, где подвеска отсутствует (например, с лапами только в средней части по длине корпуса или только в концевых частях корпуса). Для макси.мального снижения уров ня вибрации и шума корпуса статора ЭМ упругие элементы подвески сердечника целесообразно сосредоточивать в районе опорных лап корпуса, причем упругие элементы должны обладать податливостью в радиальном и тангенциальном направлениях.

На фиг. 2 показано размендепис упругих элементов 1 подвески на двух нротивопо

0

5

0

0

5

0

5

ЛОЖНЫХ углах сердечника 2 в районе опорных лап 4 корпуса 3 статора, который устанавливается с помощью лап 4 на фундамент (раму механизма) 5, нри этом два других угла сердечика 2 и корпус 3 служат ограничителями перемещений унруго- подвешенного сердечника 2 при воз.можных yziapHbix сотрясениях статора ЭМ с целью исключения повреждения упругих элементов 1. Растояние а между углами сердечника 2 и корпусом 3 (в то.м числе и величина скоса углов сердечика) выбирается, исходя из обеспечения требуемой податливости подвески в нормальных эксплуатационных режимах работы и исключения больших перемещений сердечника при ударах. Для умень- Н1ения габаритов .машины лапы 4 в .местах установки упругих элементов 1 подвески или по всей длине корпуса 3 могут выполняться коробчатыми, как изображено на фиг. 2. Габариты корпуса 3 статора в этом случае апа. югичны таковым нри круглом испол- цепии сердечика.

В тех случаях, когда требования вибрации и нп му статора Э обеспечиваются уверенно, с н.елью снижения уровня вибрации и шума корпуса без увеличения его габаритов упругие элементы подвески могут размешаться на боковьгх поверхностях сердечника статора квадратной формы.

Пунктиром на фиг. 2 показано раз.ме- пгение упругих элементов 1 подвески на боковых поверхностях сердечника 2 в корпусе 3 статора, при этом углы сердечника 2 и корпус 3 используются как О1 раничите- лн неременлепий унру|-оподвещенного в корпусе 3 сердечника 2 при возможных ударных сотрясениях статора для исключения повреждения ynpyi-их э.лемептов 1. Соот- ветствуюши.м образом выбирается расстояние а между уг лами сердечика 2 и корпусом 3.

Эффект снижепия уровня вибрации и ujy- ма статора ЭМ с упругонодвен енным сердечником квадратной формы при обеспечении В1з1соких технологических, эне 1гетических и эксплуатационных показателей и характеристик достигается следуюпги.м образом. Для пояснения cyniHOCTH этого яв.чения нриводит- ся схема (фиг. 3) поперечного сечения сердечника квадратной формы и круглой формы с наружным радиусом R;s вписанной в этот квадрат.

Спинка сердечника кру мой формы имеет одинаковую высоту h по окружности сердечника и онре.челяется как

,(1)

где R:-. - радиус по дну пазов сердечника. Радиус по середине спинки сердечника круглой формы

Ro R,. + h/2 R.-- h/2.(2)

В случае, если сердечник квадратной формы спинка имеет неременную высоту по окружности сердечника, достигая максимального значения на углах квадратного сердечника и минимального hmi.., равного высоте спинки круглого сердечника h hniVn на боковых поверхностях его

В рассматриваемом случае при скругле- НИИ углов сердечника на общую площадь 6% от площади квад,рата

hmax V2(l-VO,06/4)Ra - R.

l,24Ra - Rz (3)

т.е. увеличение высоты спинки по сравнению с круглым сердечником составляет Ahmax 0,24Ra, ЧТО весьма существенно.

При расчете магнитной индукции в спинке сердечника квадратной формы и эффективного значения вибрации сердечника используется приведенное значение высоты спинки

hn(hmax + hm,n),12Rr.-R.h (4)

и приведенное значение радиуса по середине высоты спинки

Ron Ro +ЛЬ RH,(5)

гдеЛЬп 0,12Ra - увеличение высоты спин-

ки.

Наружный радиус эквивалентного сердечника, круглой формы

R., R. + h R. .(6)

Увеличение высоты спинки сердечника снижает величину магнитной индукции в спинке, повышает жесткость сердечника, улучшает условия его ох.таждения. Благодаря снижению магнитной индукции в спинке у.меньшаются потери в стали, увеличивается КПД машины, уменьшается на.магни- чивающий ток в асинхронных .машинах и ток возбуждения в синхронных, в силу чего снижается нагрев обмоток и увеличивается их срок службы, уменьшаются ние магнитные поля, излучаемые машиной, снижается вибрация сердечника, обусловлен- ная магнитострикцией.

Определим во сколько раз возрастает изгибная жесткость сердечника квадратной формы по сравнению с круглым сердечником. Учитывая, что hn h + ДНп, R™, Ro + uhn/2 и + h/2 при одинаковых длинах и материале сердечников после выполнения преобразований получим

CnfC (0,945 + 0,11 R.Vh)- 2, l (7), где Сп и С - соответственно приведенная статическая жесткость сердечника квадратной формы и статическая жесткость сердечника круглой фор.мы, (величина Ra/h 3 соответствует мошным турбогенераторам). По диагональным осям, проходящим через углы сердечника квадратной фор- мы, его жесткость еще выше, чем определенная по формуле (7).

Вибрации сердечника ЭМ вызываются в основном радиальными переменными магнитными сила.ми, действующими на расточку сердечника статора, и совпадают с ними по фазе. Амплитуды радиального и тангенциального вибрационных перемещений сердечника при изгибиых колебаниях под дейст

вием радиальных переменных мапщтных сил определяются в виде

1+Зт-1 PoRo(n) .. .

т;7 - 1

т--1 С(п)

l+3m- l P,iRn(n),. m(m--l) C(n)

(8)

(9)

О

0

5 о

Q

5

5

где m - порядок колебаний, (n)/ /12Ro(n); PO - амплитуда радиальной силы; Кч - коэффициент динамичности.

Как видно из выражений (7)-(9) при увеличении жесткости сердечника соответственно уменьшаются его вибрация и шум, причем в случае сердечника квадратной формы амплитуды вибрационных перемещений боковых поверхностей такого сердечника меньше, чем наружной поверхности сердечника круглой формы, вписанной в этот квадрат, а амплитуды вибрационн1 1х перемещений углов квадратного сердечника в свою очередь меньше, чем боковых поверхностей его.

Размещение упругих элементов между наружной поверхностью сердечника и корпусом - упругая подвеска сердеч1П ка в корпусе статора позволяет существенно снизить уровень вибрации, передаваемой от сердечника к корпусу статора, па величину коэффициента передачи вибрации Кп. характеризующего эффективность подвески. Амплитуда вибрационного перемещения корпуса в этом случае HBXO.IHTCH по формуле

.(10)

Величина коэффициента К опреде.пястся податливостью упругих элементов подвески и составляет обычно око.ю 0,4. что дает снижение вибрации корпуса по сравнению с сердечником в 2,5 раза или 8 дБ. Соответственно снижается уровсн1 воздушно1ч) 1пума. создаваемого ко;1еблк) HOBCJIX- ностью корпуса статора.

Для статора ЭМ с сер.Ю ппчком многоугольной, например, квадратно ) формы уровень вибрации и П1ума корпус;) в от.чичпе от статоров с сердечником круглой (|1ормы зависит от места размещения на квадратном сердечике . э,1ементов подвески.

В предлагаемой конструкции статора ЭЛ при размеп1епии упругих элементов подвески на боковых поверхностях квадратного сердечника вибрация и Hiy.M корпуса статора (станины) за счет большей жесткости сердечника снижаются не менее, чем в 2 раза (на 6дБ) по сравнению со статором с сердечником круг.юй формы, вписанной в данный квадрат, и подвеской одинаковой эффективности. В размещения упругих э.ме- ментов подвески па уг лпх многоугольного сердечника в местах его максима..ьпой жесткости при той же эфсЬектиБиостп подвески уровень вибрации и ппма корнуса статора

(ciaiiHiibi) уменьшается в еще большей степени (не менее, чем в 3 раза или на 10 дБ). Технико-экономический эффект от внедрения предлагаемого изобретения состоит в снижении уровня вибрации и шума корпуса статора (станины) ЭМ, в новышении ее надежности и долговечности, в защите окружающей среды и обслуживающего персонала от вредного воздействия вибрации и 1Н) ма, в обеспечении высоких технологических, энергетических и эксплуатационных показателей и характеристик машины.

Формула изобретения

. Статор электрической машины, содержащий корпус с размещенным в нем сердечником статора и упругими элементами подвески, отличающийся тем, что, с целью снижения уровня вибрации и шума корпуса применительно к статору с сердечником в форме многоугольника, упругие элементы подвески установлены по углам сердечника.

2. Статор по п. 1, отличающийся тем, что упругие элементы подвески установлены на двух противоположных углах сердечника.

Похожие патенты SU1234916A1

название год авторы номер документа
Способ гашения вибраций и шума статора электрической машины переменного тока 1982
  • Арончук Лазарь Исаакович
  • Терешонков Владимир Алексеевич
SU1197009A1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1969
SU426283A1
Статор электрической машины 1983
  • Чижов Вячеслав Филиппович
SU1163420A1
Статор электрической машины 1990
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
  • Чернявский Владимир Павлович
  • Антонов Юрий Федорович
  • Воеводский Юрий Робертович
  • Перчанок Борис Хананович
SU1788553A1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО СБОРКИ 2018
  • Дорошенко Александр Николаевич
  • Тишин Александр Метталинович
RU2682895C1
ТОРСИОННАЯ ПРУЖИНА 2013
  • Крамской Николай Алексеевич
  • Лукин Александр Сергеевич
  • Чуканин Юрий Павлович
  • Щербаков Владимир Иванович
  • Аксенов Дмитрий Викторович
RU2534288C1
Статор электрической машины 1980
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Чернявский Владимир Павлович
SU930506A1
Статор электрической машины 1990
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Чернявский Владимир Павлович
  • Антонов Юрий Федорович
SU1780137A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1997
  • Коваль-Лесков Александр Вадимович
  • Билоненко Николай Иванович
RU2148885C1
СТАТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА 2008
  • Бабский Евгений Григорьевич
  • Бабский Александр Евгеньевич
  • Редин Дмитрий Геннадьевич
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Кийло Ольга Леонардовна
  • Воеводский Юрий Робертович
RU2377706C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 234 916 A1

Реферат патента 1986 года Статор электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на снижение уровня вибрации и шума корпуса статора с сердечником в форме многоугольника. Упругие элементы 1 подвески статора размешены по углам сердечника 2, т.е. в местах его максимальной жесткости, а следовательно, и минимальной вибрации. I з.п. ф-лы, 3 ил. i (Л го со 4 со Ci (. 7

Формула изобретения SU 1 234 916 A1

фиг. 2

фиг.. 3

Редактор Ю. Срреда Заказ 270.3/55

(Л1с|-;пягге.чь Ф. Пидольекая И. Ве|)есКорректор . 11емчик

Тираж В31Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий

I 1303.5, .ocквa, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1234916A1

Вибрация энергетических машин
Справочное пособие/Под ред
Н
В
Григорьева
М.: Машиностроение, Л.О., 1974, с
Прибор для периодического прерывания электрической цепи в случае ее перегрузки 1921
  • Котомин А.А.
  • Пашкевич П.М.
  • Пелуд А.М.
  • Шаповалов В.Г.
SU260A1

SU 1 234 916 A1

Авторы

Терешонков Владимир Алексеевич

Даты

1986-05-30Публикация

1984-01-13Подача