1
Изобретение относится к области крупного электромашиностроения.
Известны статоры электрических машин, например крупных турбогенераторов, в которых сердечник, собранный из листовых сегментов « скрепленный стяжными, шпильками, установлен во ви|утревне:М корпусе, а последний упруго закреплен по линии опорных лап во внешнем корпусе.
Целью изобретения является снижение шума и вибрации, упрощение конструкции и повышение надежности работы машины.
Для этого сердечник статора снабжен боковыми выступами, опираюшим1ися на упругие элементы, например многослойные резиновые амортизаторы.
Сердечник статора может содержать чередующиеся пакеты с боковыми выступами и без НИХ, а в промежутках между выст1упами могут быть размешены крвпежиые детали, которыми сердечник соединен с упругими элементами.
-На фиг. 1 изображен статор, поперечный разрез; на фи1г. 2 и 3 - два варианта сердечника статора с боковым выступом для опоры на упругие элементы.
Сердечник / статора электрической машины закреплен .в корпусе 2 посредством упругих элементов 3, расположенных по всей длине статора по линиям опорных лап 4. Сердечник снабжен боковыми выступами 5, которыми он опирается на упругие элементы 3, обладающие податливостью как в радиальном, так и в тангенциальном направлениях. В качестве (упругих элементов могут быть применены, на/пример, витые пружины, упругие балочки, но наилучшими характеристиками обладают многослойные резиновые амортизаторы.
Расчеты и изучение экспериментального материала показывают, что резиновые амортизаторы по своим характеристикам превосходят упругие элементы, выполненные из металла, так как обладают меньшим весом и габаритами, лучшими звукоизолирующими свойствам1И, широким диапазоном варьирования жесткости.
Вибрации сердечника :Бследствие амортизирующего эффекта упругих элементов и малой подвижности опорных ла1п статора передаются на корпус 2 и ф|ундамент 6 со значительным ослаблением. Одновременно за счет тангенциальной податливости упругих элементов происходит значительное ослабление динамических вращаюших моментов, передаюшихся от сердечника / к корпусу 2 м фундаменту 6 при коротких замыканиях, включении по методу самосинхронизации и т. д. Упругие ограничители 7 и 5 устанавливаются на случай больших перемещений сердечника при коротком замыкании.
На фиг. 2 изображен боковой выступ 5 сердечника для установки его на ynpiyrHe элементы, сделанный путем соответствующей вырубки сегментов 9 железа статора, расположенных на горизонтальном диаметре сердечника. Выступ может иметь прямоугольную или фигурную форму. Такие выступы могут выполняться не на каждом пакете сердечника. Тогда в промежутках между выступами могут быть размеод,ены крепежные детали, например Шпильки, которыми сердечн1ик соединен с упругими элементами. Вместо штамлованных выступов сердечник может и.меть с двух сторон продольные сварные балки - лапы, скрепленные с сердечником по всей длине замками 10, например, в виде ласточкина хвоста, как это показано на фиг. 3.
Внутренний корпус у сердечника отсутствует. Сердечни1К стягивается нлпильками 11. Расчеты и опыт эксплуатации турбогенераторов показывают, что силы трения между листа ми железа, из которых набирается сердечник, значительно превосходят -необходимые для |уравновешивания дейст1вующих на сердечник статических и динамических нагрузок, тем более, что со временем происходит постепенное оклеивание листов железа по лаковому покрытию. Однако можно пакеты железа склеивать и заранее.
Шпильки 11 представляют собой круглые стержни с резьбой -на концах, иропускаемые в отверстия через всю длину сердечиика или вкладываемые сбоку в пазы на его поверхности. Крепление штилек в пазах в последнем
случае осуществляется, например, путем подгиба выступающих за спинку сердечника концов вентиляционных распорок или установки фимсирующих скобок. Шпильки изолируются
от железа сердечника П)утем обматыва-ния их изоляционной лентой.
Отсутствие внутреннего корпуса также упрощает и облегчает конструкцию статора, исключает контактное трепие .между сердечниКО:М и внутренним корпусом при вибрациях, позволяет уменьщить габа-риты статора и упростить монтаж сердечника в корпусе. При этом --предоставляется возможность конструировапия разъемных статоров и раздельной
транспортировки частей -статора к месту установки.
Предмет изобретения
1.Статор электрической машины, содержащий корпус и собранный из листовых сегментов, скрепленный стяжными шнильками сердечник, упруго закрепленный в корпусе по линии опорных лап, отличающийся тем, что, с целью снижения шума и вибрации, упрощения конструкции и повышения надежности, сердечник снабжен боковыми выступами, опирающи.мися на зпругие элементы, например многослойные резиновые амортизаторы.
2.Статор по п. 1, отличающийся тем, что сердечник содержит чередующиеся 1пакеты с
боковыми выступами и без них, а в промежутках между указанными выст|упами раз-мещены кренежные детали, «оторым,и сердечник соединен с элементами.
П
.1
70
Риг.}
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 2008 |
|
RU2377706C1 |
Устройство упругого крепления сердечника статора электрической машины | 1972 |
|
SU445967A1 |
Статор электрической машины | 1980 |
|
SU930506A1 |
Статор электрической машины | 1990 |
|
SU1780137A1 |
Статор электрической машины | 1983 |
|
SU1163420A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2011266C1 |
Статор электрической машины | 1972 |
|
SU451158A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2046496C1 |
Статор электрической машины | 1990 |
|
SU1788553A1 |
Статор электрической машины | 1986 |
|
SU1314417A1 |
Даты
1974-04-30—Публикация
1969-05-05—Подача