СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Советский патент 1974 года по МПК H02K5/24 

Описание патента на изобретение SU426283A1

1

Изобретение относится к области крупного электромашиностроения.

Известны статоры электрических машин, например крупных турбогенераторов, в которых сердечник, собранный из листовых сегментов « скрепленный стяжными, шпильками, установлен во ви|утревне:М корпусе, а последний упруго закреплен по линии опорных лап во внешнем корпусе.

Целью изобретения является снижение шума и вибрации, упрощение конструкции и повышение надежности работы машины.

Для этого сердечник статора снабжен боковыми выступами, опираюшим1ися на упругие элементы, например многослойные резиновые амортизаторы.

Сердечник статора может содержать чередующиеся пакеты с боковыми выступами и без НИХ, а в промежутках между выст1упами могут быть размешены крвпежиые детали, которыми сердечник соединен с упругими элементами.

-На фиг. 1 изображен статор, поперечный разрез; на фи1г. 2 и 3 - два варианта сердечника статора с боковым выступом для опоры на упругие элементы.

Сердечник / статора электрической машины закреплен .в корпусе 2 посредством упругих элементов 3, расположенных по всей длине статора по линиям опорных лап 4. Сердечник снабжен боковыми выступами 5, которыми он опирается на упругие элементы 3, обладающие податливостью как в радиальном, так и в тангенциальном направлениях. В качестве (упругих элементов могут быть применены, на/пример, витые пружины, упругие балочки, но наилучшими характеристиками обладают многослойные резиновые амортизаторы.

Расчеты и изучение экспериментального материала показывают, что резиновые амортизаторы по своим характеристикам превосходят упругие элементы, выполненные из металла, так как обладают меньшим весом и габаритами, лучшими звукоизолирующими свойствам1И, широким диапазоном варьирования жесткости.

Вибрации сердечника :Бследствие амортизирующего эффекта упругих элементов и малой подвижности опорных ла1п статора передаются на корпус 2 и ф|ундамент 6 со значительным ослаблением. Одновременно за счет тангенциальной податливости упругих элементов происходит значительное ослабление динамических вращаюших моментов, передаюшихся от сердечника / к корпусу 2 м фундаменту 6 при коротких замыканиях, включении по методу самосинхронизации и т. д. Упругие ограничители 7 и 5 устанавливаются на случай больших перемещений сердечника при коротком замыкании.

На фиг. 2 изображен боковой выступ 5 сердечника для установки его на ynpiyrHe элементы, сделанный путем соответствующей вырубки сегментов 9 железа статора, расположенных на горизонтальном диаметре сердечника. Выступ может иметь прямоугольную или фигурную форму. Такие выступы могут выполняться не на каждом пакете сердечника. Тогда в промежутках между выступами могут быть размеод,ены крепежные детали, например Шпильки, которыми сердечн1ик соединен с упругими элементами. Вместо штамлованных выступов сердечник может и.меть с двух сторон продольные сварные балки - лапы, скрепленные с сердечником по всей длине замками 10, например, в виде ласточкина хвоста, как это показано на фиг. 3.

Внутренний корпус у сердечника отсутствует. Сердечни1К стягивается нлпильками 11. Расчеты и опыт эксплуатации турбогенераторов показывают, что силы трения между листа ми железа, из которых набирается сердечник, значительно превосходят -необходимые для |уравновешивания дейст1вующих на сердечник статических и динамических нагрузок, тем более, что со временем происходит постепенное оклеивание листов железа по лаковому покрытию. Однако можно пакеты железа склеивать и заранее.

Шпильки 11 представляют собой круглые стержни с резьбой -на концах, иропускаемые в отверстия через всю длину сердечиика или вкладываемые сбоку в пазы на его поверхности. Крепление штилек в пазах в последнем

случае осуществляется, например, путем подгиба выступающих за спинку сердечника концов вентиляционных распорок или установки фимсирующих скобок. Шпильки изолируются

от железа сердечника П)утем обматыва-ния их изоляционной лентой.

Отсутствие внутреннего корпуса также упрощает и облегчает конструкцию статора, исключает контактное трепие .между сердечниКО:М и внутренним корпусом при вибрациях, позволяет уменьщить габа-риты статора и упростить монтаж сердечника в корпусе. При этом --предоставляется возможность конструировапия разъемных статоров и раздельной

транспортировки частей -статора к месту установки.

Предмет изобретения

1.Статор электрической машины, содержащий корпус и собранный из листовых сегментов, скрепленный стяжными шнильками сердечник, упруго закрепленный в корпусе по линии опорных лап, отличающийся тем, что, с целью снижения шума и вибрации, упрощения конструкции и повышения надежности, сердечник снабжен боковыми выступами, опирающи.мися на зпругие элементы, например многослойные резиновые амортизаторы.

2.Статор по п. 1, отличающийся тем, что сердечник содержит чередующиеся 1пакеты с

боковыми выступами и без них, а в промежутках между указанными выст|упами раз-мещены кренежные детали, «оторым,и сердечник соединен с элементами.

П

.1

70

Риг.}

Похожие патенты SU426283A1

название год авторы номер документа
СТАТОР ТУРБОГЕНЕРАТОРА 2008
  • Бабский Евгений Григорьевич
  • Бабский Александр Евгеньевич
  • Редин Дмитрий Геннадьевич
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Кийло Ольга Леонардовна
  • Воеводский Юрий Робертович
RU2377706C1
Устройство упругого крепления сердечника статора электрической машины 1972
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Шкода Геннадий Васильевич
SU445967A1
Статор электрической машины 1980
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Чернявский Владимир Павлович
SU930506A1
Статор электрической машины 1990
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Чернявский Владимир Павлович
  • Антонов Юрий Федорович
SU1780137A1
Статор электрической машины 1983
  • Чижов Вячеслав Филиппович
SU1163420A1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Кузьмин В.В.
  • Ракогон В.Г.
  • Черемисов И.Я.
  • Новиков Я.М.
  • Пенской В.Ф.
RU2011266C1
Статор электрической машины 1972
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Коновалов Борис Леонидович
  • Ирович Валентин Семенович
SU451158A1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2046496C1
Статор электрической машины 1990
  • Иогансен Вадим Игоревич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
  • Чернявский Владимир Павлович
  • Антонов Юрий Федорович
  • Воеводский Юрий Робертович
  • Перчанок Борис Хананович
SU1788553A1
Статор электрической машины 1986
  • Пенской Виталий Федорович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Новиков Яков Михайлович
  • Глидер Евгений Хаймович
SU1314417A1

Иллюстрации к изобретению SU 426 283 A1

Реферат патента 1974 года СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Формула изобретения SU 426 283 A1

SU 426 283 A1

Даты

1974-04-30Публикация

1969-05-05Подача