Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяжелом машиностроении, например в двухполюсных турбогенераторах и малошумных электродвигателях.
В современных турбогенераторах боль1пой и Г1)едельной мощностей с частотой вращения 3000 (3600) об/мин каждая точка спинки сердечника статора с соединенными с ней элементами совершает в эксплуатации движение по эллипсу с радиальным вибрационным размахом порядка 40-80 мкм и с тангенциальным вибрационным размахом порядка 14-25% радиального. Вследствие этого применяют эластично-жесткое или упругое закрепление (промышленное название подвеска) сердечника статора в корпусе, что и обеспечивало предотвращение разрушения статора.
Известна конструкция статора, в которой применена подвеска сердечника, содержащая аксиально протяженные размещенные попарно вдоль ребер статора пружинные элементы, закрепленные консольно концами к корпусу статора, а серединами - к стяжным стержням сердечника, т.е. симметричноконсольно 1.
Известна также конструкция, где применена сосредоточенная аксиально-консольная подвеска, которая значительно затрудняет протекание энергии радиальной и тангенциальной составляющих вибрации сердечника на корпус статора посредством упругой деформации пружинного элемента,каждого пружинного участка, функционирующего аналогично двум консолям с соединенными свободными концами. Статическая вертикальная осадка аксиально-консольной подвески, являющейся по действию упругоупругой составляет величину порядка 1,10- 1,25 мм в турбогенераторах типа ТВВ-800-2, ТЗВ-800-2. Коэффициент виброизолирования - отношение размаха радиальной составляющей вибрации сердечника и корпуса статора - составляет величину порядка 4,0-16 2.
Однако в этих конструкциях имеет место нежелательное пропускание подвеской относительно больщого потока энергии радиальной составляющей вибрации при значительной трудоемкости ее изготовления.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является конструкция статора электрической мащины, которая содержит опорные балки с сердечником в каркасе и элементы крепления с корпусом. Тангенциальные полосы имеют статическую вертикальную деформацию, т.е. осадку сердечника с обмоткой в корпусе статора или осадку статора обмотанного относительно лап корпу„а, величиной порядка 0,04-0,01 мм и ее тангенциальная жесткость больше на 2-3 порядка жесткости в радиальном направлении, поэтому она практически не затрудняет протекание вибрационной энергии тангенциальной составляющей вибрации спинки сердечника и каркаса на корпус или от сердечника и корпуса на лапы 3. Однако увеличение Биброизолируюших свойств известной конструкции практически невозможно, поскольку увеличение податливости аксиальных пружинных элементов ограничено условием прочности при восприятии ударов внезапного короткого
замыкания.
Цель изобретения - уменьщение передачи тангенциальной составляющей вибрации от сердечника на корпус.
5 Указанная цель достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащем корпус, на боковых сторонах которого по длине установлены элементы подвески для закрепления сердечника, имеющие тангенциальные полосы, каждая из которых имеет в своей средней части на поперечной оси симметрии отверстие, по обе стороны .которого выполнены по два щлица, образуюших шейки на продольной оси симметрии, при этом между каждой из концевых частей полосы и
5 шейкой имеется отверстие, диаметр которого не меньше ширины шейки, а ширина шейки меньше длины отверстия в средней части полосы.
При этом число тангенциальных полос на боковых сторонах сердечника может от0 личйться одно от другого по крайней мере на одну.
На фиг. 1 показан статор, частичный продольный разрез; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез; на фиг. 3 - тангенциальная полоса, вид спереди; на фиг. 4 - то же,
вид сбоку.
В корпусе 1 электрической машины, имеющем внутри продольно размещенные опоры 2 с тангенциальными углублениями 3 прямоугольного профиля поперечного сечения и
0 плоским дном, закреплен сердечник 4, имеющий две балки-упоры 5 с тангенциальными углублениями 6, например с прямоугольным профилем поперечного сечения, с помощью одинарных тангенциальных полос 7 с прямоугольным профилем поперечного сечения.
Каждая полоса 7, функционирующая как шатун, имеет концевые части 8, размещенные в углублении 3 опоры 2 и в углублении 6 балки 5. К концевым частям 8 примыкают пружинные щарниры 9, изгибаемые попеQ речно при эксплуатации. Размещенная между шарнирами 9 утолщенная средняя часть 10 полосы 7 на широкой грани у каждого пружинного шарнира 9 имеет отверстие 11. Центр части 10 имеет поперечное радиально направленное отверстие 12 Ш,елевидной формы, по обе стороны которого выполнены четыре краевых шлица 13 радиально направленных, например, подтреугольной формы, образующие с отверстием 12 две щейки 14, две балки 15 и две перемычки 16, и с отверстиями 11 - по два суженных участка 17, функционирующих как балки. Отверстия 11 предназначены для уменьшения концентрации механических напряжений в серединах шарниров 9 напротив шеек 14. Среди размеш,енных между каждой опорой 2 и упором 5 полос 7 не меньше двух из них взаиморасположены под углом в диапазоне 60-120° и под углом в диапазоне 30-60° к оси статора. Наклонное размеаХение пар полос 7 нужно для восприятия ими монтажно-транспортных эксплуатационных водействий. Для уменьшения поперечного смешения сердечника 4 при эксплуатационном воздействии ротора, ось симметрии которого практически эксцентрична оси сердечника 4, в корпусе 1 опоры 2 с концами 8 полос 7 взаимно сближают.
С целью уравнивания эксплуатационных механических напряжений число тангенциальных полос на боковых сторонах сердечника различно по крайней мере на одну.
Статор электрической машины функционирует следуюшим образом.
Масса обмотанного сердечника сжимает полосы 7 и создает статическую деформацию (осадку) подвески, например, турбогенератора мощностью 800 МВт величиной в диапазоне 0,25-0,4 мм. Радиальная составляюшая вибрации создает в каждой полосе 7 колебательные поворотные перемещения его тела между шейками шарнирами 9. Тангенциальная составляющая вибрации создает в каждой полосе 7 поперечные колебательные изгибные деформации балок 15 и 17, каждая из которых функционирует аналогично четырем консолям, соединенным попарно вершинами. Эти колебательные перемещения частей полос 7 препятствуют протеканию по ним вибрационной энергии на корпус, обусловливая этим увеличение коэффициента виброизолирования до величины порядка 10-32.
Технические преимущества изобретения в сравнении с известной машиной состоят 5 в уменьшении в 10-100 раз протекающего на корпус или лапы статора потока вибрационной энергии вследствие увеличения коэффициента виброизолирования до величины порядка 10-32, что обеспечивает практически безвибрационное состояние турбогенераторной зоны фундамента турбоагрегата, причем ожидаемое вибрационное состояние фундамента лучше, чем состояние фундамента под турбогенераторами типа ТВВ с аксиально-консольными подвесками; уве5 личенин резонансной частоты сердечника изза предельного ослабления кинематической вибрационной связи между ним и корпусом и отсутствия радиального обжатия сердечника; отсутствие каркаса и возможности уменьщения площадей поперечных сечений коль0 цевых стенок корпуса и стяжных стержней сердечника.
Ожидаемый экономический эффект, который может быть получен в результате использования предлагаемого технического
5 решения: ослабление кинематической вибрационной связи в статоре турбогенератора позволяет осушествить обоснованное уменьшение наружного диаметра и массы его сердечника с соответствующим удешевлением изготовления на величину порядка 4,00 6,3%; уменьшение протекания вибрационной энергии к корпусу статора обуславливает расчетное уменьшение расхода толстолистовой стали и объема весьма трудоемких машинных и ручных сварочных швов с удешевлением изготовления на величину порядка 10%;
предельное уменьшение притекающей к фундаменту турбоагрегата вибрационной энергии от сердечника статора уменьшает величину и ускоряет возникновение стабилизированного состояния осадки фундамента на неплотных или обводненных грунтах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор турбогенератора | 1972 |
|
SU479197A1 |
Статор турбогенератора | 1976 |
|
SU637918A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1971 |
|
SU306596A1 |
Устройство для крепления статора электрической машины | 1981 |
|
SU1003255A1 |
Статор электрической машины | 1976 |
|
SU773833A1 |
Статор электричекой машины | 1976 |
|
SU636743A1 |
Статор электрической машины | 1980 |
|
SU930506A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1994 |
|
RU2088025C1 |
Статор электрической машины | 1984 |
|
SU1234916A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1969 |
|
SU426283A1 |
1. СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий корпус, на боковых сторонах которого по длине установлены элементы подвески для закрепления сердечника, имеющие тангенциальные полосы, отличающийся тем, что, с целью уменьшения вибрации, передаваемой от сердечника на корпус, каждая тангенциальная полоса имеет в своей средней части на поперечной оси симметрии отверстие, по обе стороны которого выполнены по два щлица, образующих шейки на продольной оси симметрии, при этом между каждой из концевых частей полосы и шейкой имеется отверстие, диаметр которого не меньше ширины шейки, а ширина шейки меньше длины отверстия в средней части полосы. 2. Статор по п. 1, отличающийся тем, что число тангенциальных полос на боковых сторонах сердечника отличается одно от другого по крайней мере на одну. О5 оо 4; 1C
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ОПТИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ СВЯЗИ С ИЗМЕНЯЮЩЕЙСЯ МОДОЙ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2199141C2 |
Приспособление для съемки жилетно-карманным фотографическим аппаратом со штатива | 1921 |
|
SU310A1 |
Способ изготовления алюминиевого экрана для кинематографа | 1925 |
|
SU1940A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Промывной клапан для туалетов и т.п. приборов | 1925 |
|
SU1953A1 |
Авторы
Даты
1985-06-23—Публикация
1983-02-18—Подача