1
Изобретение относится к магаиност- роению, в частности к коробкам пере дач многоскоростных приводов.
Цель изобретения - уменьшение габаритов и металлоемкости коробки за счет уменьшения величины рабочего хода штока механизма управления переключением,,
На фиг. 1 изображена коробки пере даШ разрез по валам; на фиг. 2 - развертка поверхности штока механизма управления с управляющими канав s f.
ка-ми; на фиг, 3 - разрез А-А на фиг, 1; на фиг о 4 - разрез на фиг,, 1; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг, 1; на фиг. 6 - вид Г на фиг. 1; на фиг, 7 - вид Д на фиг. 5. Коробка передач содержит входной вал 1 с установленными на нем непод вижно зубчатыми колесами 2-5. На пустотелом выходном валу 6 свободно установлены зубчатые колеса 7, 8, 9 и lOj которые могут соединяться с валом 6 с помощью муфт свободного хода, СОСТОЯ1ДИХ из звездочек 11, пружин 12 и шариков 13. Выключение муфт блокированием шариков 13 в отжатом положении осуществляется в:илками 14. Внутри пустотелого вала 6 установлен шток 15 с возможностью перемещения вдоль оси вала. От проворачивания шток удерживается штифтом 16 в продольном отверстии 17 пустотелого . вала 6. На поверхности штока 15 выполнены управляющие канавки 18, 19,
20и 21, в которые входят концами закрепленные в вилках 14 штифты 22, Последние могут перемещаться в окружном направлении в пределах, ограниченных радиальными прорезями 23 и профилем управляющих канавок Знак + на фиг. 2 обозначает разблокированное состояние шариков муфт свободного хода, а знак - - заблоки рованное. Механизм управления таким образом включает шток 15 и вилки 14,
.взаимодействующие с канавками 18, 19, 20 и 21 ,штока 15 посредством штифтов 22,
Коробка передач работает следующим образом.
Переключение скоростей осуществляется перемещением штока 15 вдоль оси пустотелого вала 6. При этом конфигурация канавок 18, 10, 20 и
21определяет положение взаимодействующих с ними штифтов 22, а следовательно, и вилок 14. Так (фиг, 1) коробка скоростей находится в положе378241
НИИ V4, а вилка 14 колеса 7 - в положении +, т.е. не воздействует на шарики 13, которые, заклиниваясь, обеспечивают надежное соединение 5 колеса 7 с валом 6. Вилки 14 колес 8,
9и 10 находятся в положении -, воздействуя на шарики 13 и выталкивая их из клинового зазора, блокируют последние, разъединяя тем самым
to врашдющлеся колеса с валом.
При перемещении штока 15 в положение О канавка 18 воздействует на штифт 22, заставляя вилку 14 поворачиваться по часовой стрелке 15 (фиг, 2 и 4). При этом пальцы вилки 14 выталкивают шарики 13 из клинового зазора, блокируют их, переводя муфту свободного хода в режим холостого хода и разъединяя тем са- 20 мым колесо 7 с валом 6,
Ви-пки остальных муфт колес 8, 9 и
10остаются в положении -, Таким образом выходной вал 6 переведен в нейтральное положение,
25 При дальнейшем движении штока 15 в положение VI вилка 14 колеса 10 поворачивается под воздействием канавки 21 в положение +, освобождая шарики 13, которые, заклинива30 ясь, соединяют колесо с валом, ос- тальшле вилки остаются в положении -. Выходной вал вращается в противоположную сторону со скоростью, оп- редегтяемой положением VI штока 15.
,, При перемещении штока в положение V2 вилка колеса 9 переходит в положение +. При этом колесо 9 соединяется с валом 6. Так как скорость вращения колеса 9 больше скорости
.Q колеса 10, то последнее вращается вхолостую независимо от положения вилки его муфты. Поэтому вилка колеса 10 может оставаться в положеНИИ +.
.. При перемещении штока в положение V3 вилка колеса 8 поворачивается в положение +, обеспечивая соединение колеса 8 с валом 6, который начинает вращаться с большей скоростью, определяемой положением V3 штока 15, Колеса 9 и 10 при этом вращаются вхолостую независимо от положения вилок их муфт.
Управляющие канавки штока могут быть спрофилированы различным образом и расположены по всему периметру диаметрального сечения штока в зависимости от принятой кинематической схем)1 коробки.
50
5
О V2 О V2 О V2
j ч
О V2
V
Фиг. 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для переключения и блокировки ступеней коробки передач | 1987 |
|
SU1703507A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ СНЕГОБОЛОТОХОДА | 2023 |
|
RU2810806C1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1260605A1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ | 2005 |
|
RU2297338C1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА | 2000 |
|
RU2212874C2 |
Автоматическая коробка передач | 1977 |
|
SU1060509A1 |
Коробка передач | 1956 |
|
SU108743A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1463526A1 |
УЗЕЛ ПЕРЕДНЕЙ ЧАШКИ С РЕВЕРСИВНЫМ МЕЖОСЕВЫМ ДИФФЕРЕНЦИАЛОМ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА СО СДВОЕННЫМИ ОСЯМИ, СИЛОВАЯ ЦЕПЬ ДЛЯ ТАКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СО СДВОЕННЫМИ ОСЯМИ | 2011 |
|
RU2577417C2 |
11
п
Cptl&.
фае.З
фи9,476
cpus.6
I
1 15
/:
Z
/
23
(pU9.7
Редактор Т. Митейко
Составитель В. Сергеев Техред О.Гортвай
Заказ 3271/37Тираж 880Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, .Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор А. Обручар
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИКАТКИ ГИДРОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1992 |
|
RU2018600C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-06-15—Публикация
1984-03-29—Подача