Изобретение относится к устройствам для переключения и блокировки многоступенчатых коробок передач, в частности механических транспортных средств, включающих р ычаг управления переключением передач, органы выбора передам жилками переключения, скользящими муфтами включения зубчатых колес коробки передач и элементы блокировки.
Известные устройства для переключения и блокировки содержат в качестве органа переключения несколько самостоятельных штоков переключения, установленных подвижно в картере коробки передач и управляющих отдельными муфтами переключения посредством вилок переключения, прочно свя- занных со штоками переключения. Положение и взаимное блокирование самостоятельных ползунов переключения обеспечивается при помощи блокирующих элементов, создаваемых стопорными штифтами, для которых в картере коробки передач созданы особые направляющие. Выбор ползуна переключения для включения конкретной ступени коробки передач выполняет следующий стержень выбора, соединенный с рычагом переключения передач, Устройства этого вида состоят из большого количества частей, предьявляют большие требования к помещению и производству и имеют большую массу. Отдельные элементы управления при монтаже также необходимо взаимно регулировать.
Недостатками устройства являются ограниченные функциональные возможности за счет возможности управления только двумя вилками переключения и недостаточная надежность в работе за счет наличия нескольких сопряженных трущихся деталей: направляющая труба, полый вал и размещенные в нем подвижные валы крепления вилок.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение, надежности.
Указанная цель достигается тем, что вал переключения установлен в направляющей трубе с возможностью осевого перемещения и поворота вокруг оси, и связан с рычагом управления, а направляющая труба жестко закреплена в корпусе и на ней подвижно установлены головки вилок переключения, на которых выполнены направляющие пазы для взаимодействия с ограничительными штифтами вала через окна направляющей трубы.
На фиг. 1 изображено устройство в нейтральном положении, продольный разрез; на фиг. 2 - устройство для включения определенной ступени с блокированием остальных ступеней коробки передач, поперечный разрез: на фиг. 3 - разрез А А на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез Б- Б на фиг 2: на фиг. 5 - разрез В В ид фиг. 2.
Направляющая труб-- 1 с отверстиями 19, ограничивающими аксиальное и радиальное движение направляющих, штифтов 10, а тем самым одновременно и движение вилок 8 переключения, на сдном конце рас0 положена в крышке 2 коробки передач, а на другом конце в стенке 3 коробки передач. В направляющей трубе подвижно установлен вал переключения 4, в котором выполнены в осевом направлении пазы 18 для блокиру5 ющего шарика 15 и установлены радиально направпяющие штифты 10 для направления головки 7 вилок 8 переключения. Вал 4 переключения управляется рычагом переключения (не показан) шток 5 включения
0 и палец 6 переключения. На направляющей трубе 1 установлены вилки 8 переключения, в головкчх 7 которых выполнены фасонные направляющие 9 для направляющих штифтов 10. Направляющие штифты 10,
5 вставленные в вал 4 переключения, снабжены от выпадения предохранительными патронами 11, надетыми на головки 7 вилок 8 переключения, и снабжены предохранительными кольцами 12. Положение ступе0 ней и нейтральное положение фиксируются на валу переключения 4 посредством арре- тирущих пазов 13 и обычной пружинящей защелкой 14, закрепленной на направляющей трубе 1. Аксиальное движение вилок
5 переключения 8 блокируется согласно переключению отдельных ступеней блокирующими шариками 15, которые размещены в отверстиях 16 направляющей трубы 1 и радиальных канавках 17 головки 7 вилок 8
0 переключения, а при переключении отдельных ступеней оси вдавливаются в канавки 18 в валу 4 переключении.
Устройство работает следующим образом.
5Поворотом штока Ь включения с пальцем 6 переключений повернется вал 4 переключения Е направлении оси выбора требуемой ступени. Одновременно соответствующий направляющий штифт 10 заска0 кивает в фасонную направляющую 9 головки 7 вилки 8 переключения. При движении штока 5 включения с пальцем 6 переключения в соответствующем направлении переместится вал 4 переключения в на5 правлении оси. Одновременно блокирующий шарик 15 заскочит в канавку 18 в валу 4 переключения, чем разблокируется вилка 8 переключения требуемой ступени для переключения, а блокирующие шарики 15 остальных вилок переключения 8 выдавлишаются в радиальные пазы 17 в головках 7 пилок 8 переключения, чем блокируют движение вилок 8 пеоеключения, которые в пыборе или переключении ступеней не учэ- сгвуют. Движением вала 4 переключения в направлении оси направляющий штифт 10. который движется вместе с валом 4 переключения, передвинемся вилкой 8 переключения в выбранном направлении, чем включится требуемая ступень. Ограничение положения или правильная установка прикосновения для выбора ступеней коробки передач обеспечигается сотрудничеством арретирующих канавок 13 на валу 4 переключения и гибкой ззиуялкой 14, укрепленной на направляющей трубе 1.
Устройство позволяет повысить количество блокируемых вилок переключения до трех и снизить износ трущихся деталей. Формула изобретения Устройство для переключения и блокировки ступеней коробки передач преимущественно для автомобилей, содержащее корпус, рычаг управления, размещенную в корпусе направляющую трубу с окнами для элементов блокировки, связанные с ней вилки переключения с головками и механизм блокировки, отличающееся тем,
что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения надежности в работе оно снабжено установленным в направляющей трубе с возможностью осевого
перемещения и поворота вокруг оси валом переключения, связанным с рычагом управления с закрепленными на нем радиально расположенными на расстоянии друг от друга вдоль оси ограничительными штифтами, а направляющая труба жестко закреплена в корпусе и на ней подвижно установлены голоеки вилок переключения, при этом в головках вилок выполнены направляющие пазы для их взаимодействия с
ограничительными штифтами вала переключения через окна направляющей трубы, а механизм блокировки включает в себя выполненные на внутренних поверхностях головок вилок переключения кольцевые
проiочки, соответствующие им продольные пазы, смещенные относительно друг друга на угол, равный углу поворота вала переключения между его отдельными передачами, а в направляющей трубе выполнены
отверстия для размещения блокирующих шариков между пазами вала переключения и кольцевыми проточками вилок переключения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ДЛЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2384776C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1999 |
|
RU2162797C2 |
Устройство управления синхронизированным механизмом переключения передач автомобиля | 1989 |
|
SU1831452A3 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2002 |
|
RU2278793C2 |
Коробка передач | 1984 |
|
SU1237824A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2253781C2 |
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ | 1993 |
|
RU2047029C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2094678C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2278792C1 |
Изобретение касается устройства для переключения и блокирования ступеней коробки передач, главным образом передач механических транспортных средств с качающимся рычагом переключения. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение надежности в работе. Указанной цели достигли тем, что в направляющей трубе 1 установлен направляющий вал 4, движение которого ограничено направляющими штифтами 10 и отверстиями в направляющей трубе, причем на направляющую трубу надвинуты вилки 8 переключения, движение которых ограничено направляющими штифтами с фасонными вырезами, выполненными в головках вилок переключения. 5 ил. / /, Ё Фиг-1 XI О СО СП о XI
Шг
А-А
W
19
19
16
17
фиг. 6
Авторы
Даты
1992-01-07—Публикация
1987-01-29—Подача