Изобретение относится к конструированию судов, а именно к конструированию судов с повышенной безопасностью плавания на мелководных акваториях, обснечи- ваемой возможностью аварийной отдачи якоря.
Цель изобретения - повышение безопасности плавания путем обеспечения быстрой отдачи якоря при встрече с мелью.
На фиг. 1 изображено судно, вид сбоку; на фиг. 2 - схема работы судна при подходе к мели.
Судно содержит корпус 1 с кокпитом 2 и откидным швертом 3 с рычагом 4 и якорь 5. Кормовая часть судна выполнена с нишей 6 для якоря, имеюш,ей скругление 7 в своей кормовой части, продольную прорезь в нижней стенке и отверстия для якорь-цепи из ниши в кокпит. Через нижнюю стенку ниши пропущены подпружиненные фиксаторы 8 якоря, а в продольной прорези расположен с возможностью перемещения вдоль нее вильчатый толкатель 9. Фиксаторы 8 и толкатель 9 трособлочной системой связаны с рычагом 4 поворота. Трос 10 имеет элемент 11 для регулирования его длины. Дно кокпита 2 выполнено с сальником-направляющей 12, через который пропущена подпружиненная педаль 13 с возможностью взаимодействия с тросом 10 при надавливании на нее.
Судно эксплуатируется следующим образом.
При необходимости использовать судно в автоматическом режиме регулировочный элемент 11, состоящий, например, из двух скрепленных параллельно трубок с винта
ми-барашками, устанавливается так, чтобы при заданном положении шверта 3 слабины в тросе 10 не было. При неожиданной встрече с подводным препятствием
(фиг. 2, пунктир) пшерт 3 резко откидывается назад и через регулировочный эле.мент и тросы 10 и 14 отжимает фиксаторы 8 вниз, а в тросе 15 при этом выбирается слабина. Дальнейшее откидывание шверта приводит к дальнейшему опусканию фиксаторов 8 и резкому продвижению вильчатого толкателя 9 в направлении к скруглению 7, при этом толкатель 9 сталкивает якорь 5, откидывая подпружиненный щиток 16, за борт. После стравливания заранее заданного рулевым отрезка якоря-цепи 17, зависящего от осадки судна швертом, якорь 5 внедряется в дно и останавливает судно до посадки на мель корпусом или, если дно перед препятствием крутое и судно все же ,успе- вает сесть на мель, якорь используется
для снятия судна с мели. При подъе.ме якоря щиток 16 откидывают и втаскивают якорь в нишу 6. При этом фиксаторы 8 отжимаются якорем 5, а после установки его на место под действием пружин 18 вводятся в нишу и застопоривают якорь 5 от перемещений.
При необходимости экстренной отдачи якоря независимо от положения шверта 3 нажимают на педаль 13, сильно прогибая трос между блоками 19, и якорь отдается как описано выше. При необходимости устранить автоматическую отдачу якоря регулирующий элемент 1 удлиняют таким образом, чтобы щверт в откинутом состоянии не воздействовал на трос 10.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЯХТА | 2010 |
|
RU2426670C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ | 2019 |
|
RU2714378C1 |
Устройство для защиты откидного шверта | 1973 |
|
SU1101378A1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО | 1998 |
|
RU2178757C2 |
ВОДНО-ВОЗДУШНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО "АКВАЛЁТ", БЕЗМАЧТОВЫЙ ПАРУС, УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПАРУСОМ | 2009 |
|
RU2419557C2 |
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЦЕПКИ СУДОВ | 1965 |
|
SU169014A1 |
Рыбопромысловое устройство | 1989 |
|
SU1692430A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРУЗООБРАБОТКИ СУДНА-БАРЖЕВОЗА | 2008 |
|
RU2388646C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ | 2013 |
|
RU2529042C1 |
Комбинированное якорное устройство | 1989 |
|
SU1654114A1 |
сриг.2
Катера и яхты, 1970, № 1, (23), с | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1986-09-07—Публикация
1984-10-09—Подача