Известны речные ледоколы для прокладки каналов в ледяном поле с корпусом в виде направляющих криволинейных поверхностей, утанливающкх битый лед и направляющих его под бровки канала, с механическим приспособлением для нрорезания борозд на кромке ледяного поля.
У ледоколов такого типа углы наклона форщтевня колеблются от 20 до 30° к горизонту, что способствует возникновению вертикальных сил, в два-три раза превосходящих силу, движущую ледокол. При этом носовое образование корпуса снижает возникновение вертикальных сил и увеличивает возникновение горизонтальных, что, в свою очередь, уменьшает способность разрушения ледоколом льда и снижает скорость движения его в ледовых условиях вследствие расклинивания льда корпусом ледокола. Взломанный лед, проходя вдоль бортов и под днищем корпуса, всплывает за кормой ледокола и забивает канал, делая его труднопроходимым для транспортных судовОтличительная особенность описываемого ледокола заключается в том, что корпус его выполнен клинообразной формы, постепенно суживающейся к корме, и с плоским клинообразным форштевнем, плавно переходящим в клинообразный корпус и образующим при этом направляющие поверхности. По бортам клинообразного корпуса у самой щирокой его части и на форщтевне установлены ледокольные клинья.
Очистка фарватера от измельченного льда обеспечена применением водометной установки с направлением реактивной струи по линии образования криволинейных поверхностей, утапливающих и заталкивающих битый лед под бровки канала.
На фиг. 1 схематически изображен корпус оТедокола в двух проекциях; на фиг. 2-разрезы по ЛА, ББ и ВВ на фиг. 1: на фиг. 3 схематически изображена носовая часть корпуса ледокола, вид снизу; на фиг. 4-то же, вид сбоку; на фиг- 5-разрезы по ГГ, ДД и ЕЕ на фиг. 3.
№ 125735
Носовая часть корпуса напоминает пологие сани с прямоугольной транцевой рамой в надводной части. От носового транца под Зглом к горизонту в пределах до 10° опускается днище /, которое имеет ледокольные клинья 2 и 3 (один в диаметральной плоскости и два по бортам). Средний ледокольный клин 2 .плавно переходит в клинообразный корпус 4. Бортовые клинья 3 сходят на яет и теряются в днище /.
Ледокольные клииья 5 и 5 по всей их длине образуются каждый из двух вертикально поставленных листов стали, имеющих отбуртовку в нижней части таким образом, чтобы ширина клина вниз} была на 8- 10 мм больще, чем во всей остальной его части. Эти клииья, кроме отбуртовки с передней части судиа, имеют острые резцы 5 и 6. Линии основания 7 8 резцов 5 и 6 идут параллельно друг другу и переходят затем в оспованне клиньев 2 и 3.
Высота клина 2 (совместно с резцами 5) берется примерно равной наибольплей толщине льда, который придется разрущать ледоколу (в Европейской части СССР-в пределах до одиого метра). Такой же высоты берется и борт корпуса 4, который внизу имеет небольщие скуловые закругления.
Высота бортовых клиньев 3 сантиметров на двадцать меньше среднего клина .2, что обеспечивает последнему примерно двухметровое опережение начала разрушения целого ледового поля и примерно на семь метров опережает момент соприкосновения кромки льда с опускающимся днищем 1.
Корнус судна по всей длине имеет вертикальные борта.
Самая широкая часть судна находится в носовой части. От носового транца, после небольщого закругления в углах, на расстоянии примерно четырех метров борта судна идут нараллельно друг другу. Такая же параллельность и на таком же расстоянии сохраняется в бортах ледокольных клиньев 2 и 3. Эта параллельность обеспечивает ледоколу больщую устойчивость на курсе при движении во льду, дает параллельные прорези во льду от резцов 5 и 5 и в то же время сравнительно небольшое врезание резцов в лед и не создает существенного препятствия для изменения курса при соответствующей перекладке рзлейШирина корпуса в сторону кормы пря.молинейно уменьщается.
Величина угла а между диаметральной плоскостью судна и линией борта зависит от длины судна и радиуса закругления кормовых и носовых обводов.
Математическая зависимость такова:
« ЗЛ4- а-угол между бортом и плоскостью, параллельно диаметрали
судна;
/ -длина судна в метрах; R-радиус кривой, описываемой ледоколом пр:и безостановочном
движении в сплощном льду.
Предмет и з о б р е т е н-и я
Речной ледокол для прокладки канала в ледяном поле с корпусом в виде направляющих криволинейных поверхностей, утапливающих битый лед и направляющих его под бровки канала, с механическим приспособлением для прорезания борозд на кромке ледяного поля, отличающийся тем, что, с целью облегчения разрущеиия льда и уменьшения сопротивления судна двнжеиию, корпус ледокола выполнен клинообразной формы, постепеиио суживающейся к корме, и с плоским
клинообразным форштевнем, плавно переходящим в клинообразный корпус и образующим при этом направляющие поверхности2.Форма выполнения речного ледокола по п. 1, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью уменьщения сопротивления льда, по бортам клинообразного корпуса у самой щирокой его части и на форщтевне установлены ледокольные клинья.
3.Форма выполнения речного ледокола по пп. 1 и 2, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью тщательной очистки фарватера от измельченного льда, на ледоколе применена водометная установка с направлением реактивной струи по линии образования криволинейных поверхностей, утапливающих и заталкивающих битый лед иод бровки канала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2012 |
|
RU2508224C2 |
ПОДВОДНО-НАДВОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2000 |
|
RU2172698C1 |
БУКСИРУЕМОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА И ФОРМИРОВАНИЯ ФАРВАТЕРА ДЛЯ СБОРА НЕФТЯНЫХ РАЗЛИВОВ | 2014 |
|
RU2566589C1 |
ТОЛКАЕМАЯ БУКСИРОМ-ТОЛКАЧОМ ЛЕДОКОЛЬНАЯ ПРИСТАВКА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СУДОХОДНОГО КАНАЛА ВО ЛЬДАХ | 2013 |
|
RU2549738C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО С ДВИЖИТЕЛЕМ ХОДА НАЗАД ПРИ РАБОТЕ НАЕЗДАМИ В ТЯЖЕЛЫХ ЛЬДАХ | 2000 |
|
RU2171202C1 |
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ | 2008 |
|
RU2389640C1 |
ЛЕДОКОЛЬНО-ЛЕДООЧИСТНОЕ СУДНО | 2013 |
|
RU2581974C2 |
Способ определения напряжённо-деформированного состояния ледяного поля при движении ледокола | 2022 |
|
RU2797972C1 |
Корпус ледокола | 1977 |
|
SU919920A1 |
Ледокольно-ледоочистительная наделка судна | 1982 |
|
SU1062116A1 |
V,
7 5
1/J/
9аг 1
i/i.
Авторы
Даты
1960-01-01—Публикация
1959-02-05—Подача