Лаг, т.-е. указатель скорости или пройденного кораблем пути, обыкновенно представляется двумя частями: вертушкой, находящейся в воде и приводимой во вращение движением корабля и указателем на циферблате пройденного кораблем пути, приводимого в действие механическим или электрическим путем находящейся в воде вертушкой.
Неточности показаний счетчиков существующих конструкций лагов являются следствием непропорциональности и непостоянства величины трения при разных скоростях вращения вертушки, а также и различной величины скольжения воды на лопастях вертушки.
В предлагаемом изобретении возможности пользоваться лагом при любых скоростях достигают видоизменением самого счетчика пройденного расстояний, заставляя стрелки его показывать правильно независимо от неравномерного вращения вертушки, для чего прибор с электромагнитом в счетчике расстояния, получающий электрический ток от замыкания вертушкой контактов и в свою очередь долженствующий поворачивать по циферблату стрелки, должен иметь при своем соединении с шестеренками стрелок корректирующее приспособление, позволяющее от руки быстро выводить поправку до нуля.
На чертеже фиг. 1 изображает вид спереди фрикционной передачи лага с указателем числа пройденных миль; фиг. 2 - то же, вид сверху; фиг. 3 - то же, вид сбоку; фиг. 4 - вид пишущего прибора сверху; фиг. 5 - то же, вид спереди; фиг. 6-7 - другую форму выполнения; фиг. 8 - видоизменения лага с целью применения его для подводных лодок.
Осуществление корректировки лага достигается при помощи фрикционной передачи подвижного по вертикали фрикционного диска 33 (фиг. 1, 2 и 3), вращающего неподвижно установленный фрикционный ролик 39, сидящий на оси 46 и передающий вращение через шестеренку 40 и 41 на ось 42, которая поворачивает стрелки циферблата. Передвижение по вертикали большого диска вместе с механизмом, приводящим его во вращение, достигается двумя вертикальными винтами 27, 28 (фиг. 1) с резьбой одинакового шага. Эти вертикальные винты вращаются совершенно одинаково от стержня 31, имеющего резьбу с-d, сцепленную с одинаковыми шестернями 29, 30 вертикальных винтов 27, 28. Один из вертикальных винтов своей резьбой соединен с шестеренкой 34, которая своей осью 35 вращает вынесенный за наружную стенку прибора диск 37 (фиг. 2 и 3), указывающий установку прибора. Устанавливая вращением маховичка 32 и стержня 31 (фиг. 1) диск 37 на нужное деление, тем самым получается возможность подымать или опускать больший диск, вместе с механизмом вращающим его, по резьбе вертикальных винтов, создавая точку касания фрикционной передачи на нужном расстоянии от центра вращения большого диска. Для вращения фрикционного диска 33 служит электромагнит 12, периодически получающий ток через контакт механизма, работающего под влиянием воды любого лага. Получая ток электромагнит 12 устанавливает горизонтально насаженный на ось 22 (фиг. 1. 2. 3) и свободно поворачивающийся на ней якорь 11, который при помощи рычага 16 растягивает пружину 15. Сидящая на только что указанном рычаге 16 собачка 18 западает за зубец храпового колеса 7, а по прекращении тока в электромагните, пружина 15 оттягивает рычаг 16 и собачкой 18 проворачивает колесо 7 вместе с осью 22 и большим диском 33, так как последние составляют с колесом 7 одно целое. При пропускании тока вновь собачка 18 под влиянием поворота якоря 11 перескакивает за следующий зубец колеса 7 вправо. Для предупреждения случайного поворота вправо также и колеса 7 устанавливается стопорный клинышек 19 на стойке 17, укрепленной к стенке 23. Перескакивание клинышка 19 с зубца на зубец происходит при повороте колеса 7 против часовой стрелки. Шестерня 21 на качающемся рычаге 16 ограничивает размах вправо, упираясь в клинышек 19. Движение пластинок 8 на втулках 10, укрепленных в нижней части стенки 23, дает возможность увеличить ход рычага 16 с колесом 7 влево, отодвигая шестерни 20 и давая клинышку возможность поворачивать эту шестерню более, чем на один зубец сразу. Натяжение пружины 15 регулируется винтом 14 на штоке 13, укрепленном к стенке 23. Для постоянства момента вращения большого диска устанавливается добавочный ролик 38 (фиг. 2 и 3) на одной вертикали с роликом 39 и на расстоянии от него, равном радиусу большого диска 33. Для регулировки давления большого диска 33 на ролики 38, 39 служит гайка 1 на винте 3, навинчивая которую можно увеличить или уменьшить сжатие пружины 36 внутри оси 22 через вкладыш 5 (фиг. 2), шарик 6 и трехугольный язык 2. На оси 46 малого фрикционного диска 39 (фиг. 3) насажен и вместе с ним поворачивается цилиндрообразный коммутатор 43 для замыкания и размыкания тока, проходящего через щетки 44, укрепленные на изоляторе 45. Этот ток периодически при замыкании коммутатором 43 (фиг. 2) поступает на другую часть прибора, записывающую по желанию штурмана показания лага по времени. Запись производится карандашом 9 (фиг. 4 и 5) на миллиметровой бумаге, навернутой на вращающийся вертикальный барабан 1 (фиг. 4 и 5), чертя на ней кривую. Барабан вращается при помощи такого же часового механизма, какой применен для вращения большого фракционного диска 33.
Ось 18 (фиг. 4 и 5), вращаемая шестерней 7, имея на своем конце шестеренку 21, поворачивает барабан 1 при помощи укрепленного внутри его колеса 19 с внутренней резьбой 20. Ось 22, барабана 1 упирается своим нижним концом в воронку на стойке 17, которая и держит весь барабан через ось и соединения 25. В ящике 2 помещается часовой механизм для вращения вертикального червяка 3 (фиг. 4 и 5), к которому прижата полугайка 6 (фиг. 5), поднимающаяся нарезкой червяка при его вращении. К полугайке прикреплена пружинящая пластинка 8 (фиг. 4 и 5), имеющая карандаш 9 и втулку 10. Втулкой пластинка скользит по штоку 13 при подъеме ее червяком 3 вместе с полугайкой. Прижатие полугайки к червяку достигается поворотом линейки 4 в положение б, когда она своим ребром давит на пластинку 8. Пластинка при подъеме скользит по ребру линейки и по штоку 14. Рычаг 5 с пружиной 15 и винтом 16 осуществляют непрерывность давления на ребро линейки 4 и через нее - на пластинку с полугайкой. Поворотом маховичка 26 ленейки в положение 4а дается возможность пружинящей пластинке 8 выпрямиться и отвести полугайку от червяка. Пластинка, будучи отсоединена от червяка под влиянием своей тяжести, падает вниз, скользя своей втулкой по штоку 13. Придя в нижнее положение, карандаш вновь готов чертить кривую числа пройденных миль в случае поворота линейки в положение 4б.
Указанный на фиг. 6 и 7 лаг представляет из себя вертикальную трубку, выдвинутую своей нижней частью (ниже черты а-в) сквозь днище корабля в воду. От движения корабля вода входит в трубку в отверстия 1 и 2 и выходит в 3 и 4. Проходя по трубке из одного отверстия в другое, вода заставляет вращаться лопасти 5 и 6, сидящие на одной оси 7 и вращающие ее. Вращение оси через систему (на чертеже не указанную) передачи и сальник в верхней части трубки передается на вращающийся коммутатор вне трубки лага, через который идет ток на прибор, указывающий число пройденных миль. Для уменьшения трения в системе передачи вращения от лопастей 5 и 6 вся передаточная система, а также коммутатор 8, помещены в колоколообразный сосуд AD, ввинчиваемый в наружный цилиндр лага СВ. Подводный колокол осуществляется верхней от а-в частью трубки, герметически закрытой крышкой 9. Для избежания окисления и падения изоляции, внутри колокола воздух замещается трансформаторным - маслом или иной диэлектрической жидкостью с удельным весом, меньшим воды. Трубка сделана совершенно гладкой, чтобы вставляемой новой трубкой можно было бы протолкнуть остаток испорченной старой дальше в воду и потопить ее.
Применение идеи подводного колокола дает возможность осуществить лаг, и для подводных лодок. На фиг. 8 дано устройство такового. Вьюшка 1 вращается в полом горизонтальном цилиндре 2 проходящей сквозь него водой. Ось 3 вьюшки, имея на своем конце нарезку а-в, вращает шестеренку 4 и насаженную на одну с нею ось 5, шестеренку 6, сцепленную с шестеренкой 7, которая в свою очередь вращает находящийся на ее оси 8 коммутатор 9. Пространства А и В заполнены (постоянно) забортной водой, а пространство С диэлектрической жидкостью с удельным весом, меньшим воды (трансформаторное масло). Для избежания вымывания масла в пространство А вставляется цилиндр с тремя перегородками 10, 11, 12, а в пространство С - стакан, имеющий внутри себя трубку 13, через которую проходит ось 8.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Лаг | 1931 |
|
SU30495A1 |
Лаг | 1926 |
|
SU16460A1 |
Устройство для автоматической смены граммофонных пластин при непрерывной работе граммофона | 1931 |
|
SU31644A1 |
Прибор для прокладывания на карте пройденного пути | 1932 |
|
SU49853A1 |
Прибор для маршрутной съемки | 1928 |
|
SU15363A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ПРИ ЗЕНИТНОЙ СТРЕЛЬБЕ | 1925 |
|
SU4656A1 |
Прибор для упражнения в стрельбе по морским целям | 1930 |
|
SU25074A1 |
Планиметр | 1927 |
|
SU9940A1 |
Прибор для маршрутной съемки | 1933 |
|
SU40592A1 |
Репродукционный фотографический аппарат | 1929 |
|
SU36164A1 |
1. Управляемый лаг, характеризующийся применением фрикционной передачи, с целью непрерывного корректирования лага, состоящей из передвижной при вращении винтов 27, 28 рамы, с укрепленным в ней фрикционным диском 33, прикасающимся к неподвижному фрикционному ролику 39, сидящему на оси 46, несущей коммутатор 43, 44, и при посредстве передачи 40, 41 сообщающему движение указателю числа пройденных миль, сидящему на оси 42, для вращения какового фрикционного диска 33 применен электромагнит 12, периодически возбуждаемый при замыкании тока коммутатором, помещенным в лаге, и действующий на якорь 11, снабженный находящимся под влиянием пружины 15 рычагом 16, несущим собачку 18, взаимодействующую с храповым колесом 7, неизменно сидящим на той же оси 22, на которой сидит диск 33 (фиг. 1, 2, 3).
2. В указанном в п. 1 лаге применение, с целью указания установки его, поворотного против неподвижного указателя диска 37, сцепленного соответствующей передачей 34 с вертикальным винтом 27 или 28 (фиг. 3).
3. При указанном в п.п. 1 и 2, лаге применение для записи показаний лага барабана 1, для приведения во вращение которого служит электромагнит 12, периодически возбуждаемый при замыкании цепи коммутатором 43, 44 и действующий на якорь 11, приводящий во вращение шестерню 7, сидящую на оси 18, на которой также сидит шестерня 21, сцепляющаяся с внутренней зубчаткой барабана 1, параллельно оси которого установлен приводимый во вращение часовым механизмом 2 червяк 3 (фиг. 5), охватываемый полугайкой 6, к коей прикреплена пружинящая пластинка 8, сидящая втулка 10 на штоке 13, упирающаяся одним концом в шток 14, а на другом конце несущая карандаш 9, для прижатия которого к цилиндру 1 служит поворотная линейка 4, управляемая маховичком 26 (фиг. 4 и 5).
4. При описанном в п.п. 1-3 лаге применение установленного вертикально с гладкой наружной поверхностью цилиндра, в котором вся передаточная система, а также коммутатор 8, помещены в колоколообразный, наполненный жидким диэлектриком, с удельным весом, меньшим единицы, сосуд AD, ввинчиваемый в наружный цилиндр лага СВ с целью разъединения их и проталкивания последнего наружу в случае его поломки (фиг. 6 и 7).
5. Видоизменение описанного в п. 4 лага, с целью применения его для подводных лодок, отличающееся применением горизонтально расположенного, открытого с основания цилиндра 2 с помещенной в нем вьюшкой 1, ось которой при помощи червяка и системы зубчатых колес соединена с осью 8 коммутатора 9, каковая передача и коммутатор заключены в общий кожух А, В, С, при чем пространство С заполнено диэлектрической жидкостью с удельным весом, меньшим единицы (фиг. 8).
Авторы
Даты
1930-01-31—Публикация
1925-10-10—Подача