1
Изобретение относится к транспорному машиностроению и может быть использовано в колесных машинах.
Целью изобретения является увеличение удельной мощности, передавамой мостом, повьшгение его надежности и долговечности путем применения только одноподвижных пар вращения.
На фиг.1 представлен привод на одно колесо управляемого ведущего моста транспортного средства, раз - рез;. на фиг.2 - привод на одно колесо по раме, балансиру с блоком цилиндрических зубчатых колес., верхне конической паре, разрез; на фиг.З - схема прокачки балансира; на фиг.4 схема поворота колеса.
Управляемый ведущий мост включает раму 1, снабженную зубчатыми секторами 2, ведущий вал 3, балансир 4 с паразитной шестерней, гаарнирно установленный в опорах рамы на подшипниках 5 и 6 и подрессоренный посредством пружины 7 блок цилиндрических шестерен 8 и 9 с осью, установленной в опорах ракы и балансира. Шестерня 9 находится в зацеплении с паразитной шестерней 10, . зацепляющейся с шестерней 11. Конические шестерни J2 и 13 образуют, верхнюю коническую передачу, размещенную в корпусе 14, снабженном зубчатым сектором 15 и установленном в опорах балансира 4 на подшипйиках 16 И 17. Конические шестерни 18 и 13 образуют блок, ось которого размещена в опорах корпуса 14 и цапфы 19, а коническая шестерня 18 находится в зацеплении с конической шестерней 20. Коническая шестерня 20 образует блок с шестерней 21, ось которого установлена опорах цапфы 19. Кинематическая связь рамы, корпуса и балансира обеспечивается посредством паразитной шестерни 22, установленной в блансире и находящейся в зацеплении с соответствующими зубчатыми секто рами рамы и корпусов верхних конических передач.
При движении транспортного средства подрессоренный балансир совершает колебательное движение. Вмест с балансиром перемещается паразитная шестерня 10 и шестерня П, котрые участвуют в передаче крутящего
71
2 .
момента с ведущего вала 3 на колесо транспортного средства. Для того, чтобы движение балансира 4 н создавало дополнительного момента Тторможение или ускорение в зубчатых зацеплениях шестерен 9-11, необходимо чтобы при повороте балансира 4 на любой угол шестерня 11 сохраняла свое угловое положение по
отношению к неподвижной раме 1. Ниже приводится вьгеод условия, при котором это возможно. Пусть число зубчатых колес в балансире нечетно, например 3, шестерня 9 заторможена, а
балансир 4 занимает горизонтальное положение (фиг.З). При повороте балансира 4 на произвольный угол oi паразитная шестерня 10 и шестерня 1 займут положение, обозначенное
штриховой линией. Паразитная шестерня 10 обкатится по шестерне 9 и повернет шестерню 11. Точка А паразитной шестерни 10, совпадающая в исходном .положении с полюсом зацепле-.
кия в зацеплении с шестерней 9, сместится в положение А, а паразитная. шестерня 10 повернется на угол Р относительно балансира. Точка В шестерни 11, находящаяся в исходном положении в полюсе зацепления с паразитной шестерней 10, сместится в положение В, а шестерня 1I повер-. нется на угол J относительно оси балансира
« -|- 1Г
10
У / --- - y-oi -p -Kf Н
40
Если Zc
Z,, 06.
45
Условие 1. Число зубчатых колес в балансире нечетно, а число зубьев входного зубчатого колеса равно числу зубьев выходного зубчатого колеса, то при любом угле поворота балансира угловое положение входного и выходного зубчатого колеса в балансире относительно неподвижной рамы остается неизменным. Это зна- . чит, что при любых оборотах вращения ведущего вала 3 колебательное движение балансира 4 не будет создавать дополнительного крутящего 55 момента в зубчатых зацеплениях шестерен 9-11.
Условию 1 должны соответствовать зацепления шестерни 22 с зубчатыми
50
3
секторами 2 и 15. Вследствие того, что зубчатый сек-тор 2 неподвижен, колесо транспортного средства при прокачке балансира 4 будет сохранять свое положение.
При необходимости получения изменяемого угла развала колес транспортного средства, необходимо предусмотреть разное число зубьев секторов 2 и 15. Ниже приводится вывод зависимости изменения угла развала колес транспортного средства отно- .сительно угла наклона балансира. Пердположим ф - угол развала колес транспортного средства (фиг.1,) Дф - изменение (f при изменении угла наклона балансира на произвольный угол л; .
6-22
u(Ct-5 КОЛ ) 3(5 УюЛ-Р j
i5
I 22
Условие II.
ori
UU об (1- -5-)
При повороте транспортного средства цапфа 19 поворачивается вокруг вертикальной оси блока шестерен 13 и 18 (фиг.1). Колесо транспортного средства обкатывается по грунту, врщаясь вокруг оси блока шестерен 20, и 21. Шестерня 20 обкатывается по шестерне 18,Чтобы поворот цапфы 19 не создавал дополнительного крутящего момента в зацеплении конических шестерен 18 и 20, необходимо равенство углов поворота колеса транспортного средства и шестерни 20 при повороте цапфы 19 на любой угол. При наличии колесного редуктора отношение угла цапфы поворота шестерни к углу поворота колеса транспортного средства должно быть равно передаточному отношению колесного редуктора. Эти равенства достигаются . выбором расстояния между вертикальной осью цапфы 19 и осью симметрии колеса транспортного сред- ства, (радиус цапфы, диаметра коле са транспортного средства, передаточного числа зацепления конических шестерен 18 и 20 и пере 0271,4
даточного числа колесного редуктора. Ниже приводится вывод .формулы, связывающей эти величины.
Пусть шестерня 18 заторможена... 5 При повороте 19 на угол в
(фиг.4) колесо транспортного средства повернется на уголСр .Длина части окружности при прокатывании колеса по радиусу R на угол 9 рав- 0 на
. 21Г R - W 360 ТвО
длина части окружности при повороте 5 колеса диаметром D на yrontp p, :
360
,о,,„ „ «„.
4 «,л
f D
360%R D 20 ° 180 °
Аналогично определяется угол поворота конической шестерни 20 при , повороте цапфы 19 на угол 6 . d,j ; djp - диаметры делительных окружное- 25 тай конических шестерен 18 и 20. Тогда,
30
Условие III.
35 Предположим, что - передаточное число колесного редуктора, тогда
Ьо 40 М-код
2ке-1
1 ffkoft -5
. .... .
20
2d. i
. в случае отсутствия колесного 45 редуктора (),формула примет следующий вид:
R
л. .
2 d
го
А если i 1 - k (фиг.2 и фиг.4), d,8- D
то R
d,(i-k).
Фи9.Г
(риг, 2
X
19
Фи9,3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИАГОНАЛЬНЫЙ ПРИВОД ВЕДУЩИХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2013225C1 |
БАЛАНСИРНАЯ ТЕЛЕЖКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2189911C2 |
ТЕЛЕЖКА ПРИВОДНАЯ ПОВОРОТНАЯ ДЛЯ ТРАМВАЯ С ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ ПОЛА | 2022 |
|
RU2803361C1 |
БАЛАНСИРНЫЙ РЕДУКТОР | 1990 |
|
RU2019444C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2271955C1 |
Тяговый привод локомотива | 1982 |
|
SU1063673A1 |
ПЕРЕДНЕПРИВОДНОЕ ОДНОКОЛЕЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2016 |
|
RU2640267C1 |
Многоосное длиннобазное шасси | 2020 |
|
RU2743769C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА - РЕДУКТОР | 2007 |
|
RU2338101C1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2003 |
|
RU2291808C2 |
Wy,
тл
Составитель С.Панкратов. .
Редактор Ю.Середа Техред Л.Сердюковд Корректор А.Тяско
Заказ 5179/16 Тираж 6А7 . Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. , Д.4/5. Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Родичев В.А.Родичев Г.И | |||
Тракторы и автомобили | |||
М.: Высшая школа, 1982, с.173. |
Авторы
Даты
1986-09-30—Публикация
1985-04-16—Подача