Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах нормальной точности.
Целью изобретения является повышение точности и долговечности.
Положительный эффект достигается за счет компенсации деформации зубьев и поддержания постоянной жесткости передачи но фазе зацепления.
На фиг. 1 изображена зубчатая передача; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид на фасонные канавки дисков; на фиг. 4 - радиально перемещаемая вставка.
Передача содержит корпус 1, зацепляющиеся зубчатые колеса 2 и 3 с радиальными прорезями 4 и 5 в зубьях вдоль оси колес и размещенные в прорезях клиновидные вставки 6 и 7. Вставки 7 колеса 3 имеют возможность радиального перемещения в прорезях 5. Вставки 6 выполнены упругими. В корпусе.1 со стороны торцов колеса 3 установлены диски 8 и 9 с возможностью поворота и фиксации относительно корпуса 1 посредством эксцентриковых втулок 10 и 11. На торцах дисков 8 и 9, обращенных к торцам колеса 3, выполнены фасонные канавки 12 и 13.
Вставки 7 колеса 3 имеют консольные выступы 14, размещенные в канавках 12 и 13 дисков 8 и 9. Прорези 5 - клиновидные, с вершиной, обращенной к оси колеса 3.
Часть каждой прорези 5, прилежащая к вершине клина, может быть вьЕполнена прямоугольной (фиг. 4). Длина прямоугольного участка при этом равна L-/г, где L - длина прорези 5, /г - длина площадки контакта вставки 7 и прорези 5. Если / - длина вставки 7, Y - угол ее клина, рассчитываемый из необходимого диапазона перемещений вставки 7, то величину /г, определяющую обеспечение постоянного контакта вставки 7 и клиновидного участка прорези 5, можно рассчитать по формуле
h (-.,+2-3) мм ч:оз7/2
Передача работает следующим образом.
При вращении и передаче момента Гкр колесом 2, в прорезях зубьев которого расположены упругие вставки 6, нагружаемые зубья деформируются, и щаг колеса 2 уменьшается. Ведомые зубья колеса 3 под действием момента сопротивления также деформируются и их шаг увеличивается. Разница шагов компенсируется радиальным перемещением вставок 7, движущихся перед входом в зацепление по фасонным канавкам 12, 13 с уменьшающимся от R к R-2
( радиусом. При переходе к однопарному зацеплению в зоне углов ф2 (фиг. 3) выравнивание жесткости зацепления, падающей при однопарном зацеплении, достигается увеличением натяга в сопряжении находящегося в зацеплении зуба и вставки 7. Увеличение натяга обеспечивается радиальным смещением вставок к оси зубчатого колеса при движении по фасонным канавкам 12 и 13 с уменьщающимся от к () радиусом. При выходе зубьев из зацепления радиус фасонных канавок увеличивается до , что обеспечивает уменьшение до нуля натяга между вставками 7 и зубьями и снятия с них напряжений. Последнее способствует увеличению долговечности передачи.
В одно и то же время зубья колеса 3 имеют различную жесткость, причем суммарная жесткость и шаг зацепления остаются постоянными по фазе зацепления, ограниченной углом .
Исключение скачков жесткости зубчатого зацепления при переходе от однопарного зацепления к двухпарному и наоборот, а также повышение точности шага передачи позволяет снизить динамические нагрузки и на этой основе повысить ее долговечность.
По мере износа зубьев диски 8 и 9 переориентируются относительно линии зацепления. Тем самым увеличивается натяг, между вставками 7 и зубьями колеса 3, компенсирующий износ.
Формула изобретения
1.Зубчатая передача, содержащая корпус, зацепляющиеся зубчатые колеса с ра,j диальными прорезями в зубьях вдоль оси колес и размещенные в прорезях клиновидные вставки, по крайней мере на одном из колес выполненные упругими, а на другом установленные с возможностью радиального перемещения, отличаюш,аяся тем, что,
0 с целью повыщения точности и долговечности, она снабжена двумя дисками, установленными в корпусе со стороны торцов колеса с радиально перемещаемыми вставками с возможностью поворота и фиксации и имеющими на обращенных к этим торцам поверхностях фасонные канавки, прорези выполнены клиновидными с вершиной, обращенной к оси колеса, а на радиально перемещаемых вставках со стороны торцов выполнены консольные выступы, которые
Q размещены в фасонных канавках.
2.Зубчатая передача по п. 1, отличающаяся тем, что часть каждой клиновидной прорези, прилежащая к ее вершине, прорезана прямоугольным пазом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2595215C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2013 |
|
RU2547201C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2016 |
|
RU2632378C1 |
Беззазорная зубчатая передача | 1983 |
|
SU1138577A1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2601463C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2601460C1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2014 |
|
RU2550249C1 |
Прямозубая цилиндрическая передача | 1987 |
|
SU1413332A1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2015 |
|
RU2580407C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНТАКТНОЙ ПРОЧНОСТИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2013 |
|
RU2544474C1 |
.Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах нормальной точности. Целью изобретения является повышение точности и долговечности передачи. Положительный эффект достигается за счет компенсации деформации зубьев и поддержания постоянной жесткости передачи по фазе зацепления. В прорезях 5 зацепляющихся зубчатых колес 2 и 3 размещены клиновидные вставки. На дисках 8 и 9, установленных со стороны торцов колеса 3, имеются фасонные канавки 12 и 13, в которых размещены консольные выступы 14 вставок. Диски 8 и 9 установлены в корпусе 1 с возможностью поворота на эксцентриковых втулках 10 и 11 и фиксации относительно корпуса 1. При работе передачи разница шагов зубьев, возникающая от нагрузки, компенсируется радиальным перемещением вставок, обеспечиваемым переменным радиусом фасонных канавок 12 и 13. В фазе зацепления, ограниченной углом ф, происходит переход от двухпарного зацепления к однопарному и обратно. Суммарная жесткость зацепления при этом переходе обеспе(С чивается постоянным заданием закона изменения радиуса фасонных канавок 12 и 13. (Л 1 3. п. ф-лы, 4 ил. ю О5 ю
Линия За14епления
Фиг.З
Зубчатое колесо | 1983 |
|
SU1099158A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-10-07—Публикация
1984-12-30—Подача