Вентильный электродвигатель Советский патент 1986 года по МПК H02K29/06 

Описание патента на изобретение SU1270846A1

Изобретение относится к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией секции якорной обмотки, в частности к низкоскоростным вентильным электродвигателям (ВД) с повьшенной равномерностью вращения вала (момент- ным ВД), и может быть использовано, например, в звукозаписывагацей и звуковоспроизводящеи аппаратуре. Цель изобретения - повышение массогабаритных показателей ВД и равномерности вращения его ротора. На фиг.1 изображена электрическая схема БД; на фиг,2 и 3 - активная часть ВД, примеры исполнения, на фиг.4 и 5 - логическая схема функцио .нального преобразователя (ФП), приме ры исполнения5 на фиг.6 - циклограмм сигналов чувствительных элементов (ЧЭ) датчика положения ротора (ДПР) и выходных сигналов ФП. ВД (фиг.1) содержит ключевые эле}менты, например транзисторы, 1-8, образующие инвертор 9, якорь с несим метричной четьфехсекционной лучевой обмоткой, индуктор 10, ДПР с сигналь ными элементами 11 и ЧЭ 12 и ФП 13. Инвертор 9 подключен к источнику 14 постоянного тока, который может имет среднюю точку. Для соединения средней точки источника с общей точкой секций обмотки предусмотрен выключатель 15. Индуктор (фиг.2 и 3) выполнен двух двухполюсным, состоящим из магнитомягкой втулки 16 и полюсов 17 - постоянных магнитов. Угловой размер полюсной дуги не менее 135 зл. град. 462 Якорь на фиг.2 имеет магнитопровод 18 с восемью прямыми или скошенными пазами и уложенную в них диаметральную сосредоточенную обмотку 19. Якорь на фиг.З содержит беспазовый (гладкий) магнитопровод 18 и уложенную на его внутренней поверхности диаметральную обмотку 19. Начала секций обмотки обозначены А, В, С, D, концы секций - X, У, Z, W. Их общая точка обозначена буквой О. Все выводы обмотки расположены напротив соответствующих секций. Секции В, С и D смещены относительно секции А соответственно на 90, 135 и 225 эл. град. В ДПР четыре ЧЭ 12 смещены друг относительно друга так же, как и секции обмотки, а сигнальный элемент 11 выполнен с угловым размером 180 эл.град (фигИ). Положение сигйального элемента относительно ЧЭ на фиг.1 соответствует положению индуктора относительно якоря на фиг „2 и 3. ЧЭ соединены с входами восьмиканального ФП 13. Выходы каналов ФП соединены с управляняцими электродами одноименных ключевых элементов 1-8 инвертора 9. Диоды обратного тока инвертора условно не показаны. Четыре выхода инвертора соединены с соответствующими началами секций обмотки. ФП 13 состоит из логических элементов ЗАПРЕТ, И, ИЛИ-НЕ (см. фиг.4 и 5). Структура и функции каналов ФП отражены в таблице.

Похожие патенты SU1270846A1

название год авторы номер документа
Вентильная электрическая машина 1985
  • Гридин Владимир Михайлович
  • Гридин Михаил Владимирович
SU1432678A1
Вентильный электродвигатель 1985
  • Гридин Владимир Михайлович
  • Гридин Михаил Владимирович
SU1350774A1
Вентильный электродвигатель 1984
  • Гридин Владимир Михайлович
SU1328889A2
Вентильная электрическая машина 1985
  • Гридин Владимир Михайлович
  • Гридин Михаил Владимирович
SU1359862A1
Вентильная электрическая машина 1986
  • Гридин Владимир Михайлович
  • Гридин Михаил Владимирович
SU1377974A1
Электрический генератор 1986
  • Гридин Владимир Михайлович
  • Гридин Михаил Владимирович
SU1372515A1
Реверсивный вентильный электродвигатель 1975
  • Евсеев Рудольф Кириллович
  • Лебедев Николай Иванович
SU663036A1
Вентильный электродвигатель 1979
  • Лифанов Владимир Александрович
  • Тиманов Александр Викторович
  • Константинов Владимир Дмитриевич
  • Воронин Сергей Григорьевич
SU855883A1
Реверсивный вентильный двигатель 1979
  • Пименов Виктор Михайлович
  • Никитин Владимир Михайлович
SU826513A1
Вентильный электродвигатель 1974
  • Адволоткин Николай Петрович
  • Евсеев Рудольф Кириллович
SU663034A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 270 846 A1

Реферат патента 1986 года Вентильный электродвигатель

Формула изобретения SU 1 270 846 A1

ЗАПРЕТ ЗАПРЕТ И

ЗАПРЕТ ЗАПРЕТ ЗАПРЕТ ИПИ-НЕ Y ЗАПРЕТ

ь,.

а., а,

ЗА-ас

А- В

Ьа

а. а .,

Ьз

c-S

b-at

.

А-а,,

bs

а&

Ьб

а, + ag

ль,

а„ + а.

ас а т,

Ьй

с D

а аА-D31 БД работает следующим образом. В результате взаимодействия ротора с якорем ротор вращается против часовой стрелки и с ЧЭ ДПР поступают логические сигналы а, а, а,, а на ФП (Ц - угловое положение ротора). По сигналам с ЧЭ ФП вырабатывает сигналы Ь , bg, ... , bjуправления инвертором (см. таблицу и фиг.6). Инвертор коммутирует секции якорной обмотки, и в них протекают токи (на фиг.2 и 3 знаки + и . означают направление тока, а отсуствие этих знаков - отсутствие токов в секциях) В результате ротор, взаимодействуя с якорем, продолжает вращение. При этом для каждого положения ротора соблюдаются описанные условия обеспечения постоянства электромагнитного момен- та, а следовательно, и частоты враще ротора. Эти условия не соблюдаются строго лишь в случае, когда якорь выполнен беспазовым или со скошенными пазами и обеспечивается одновременная работа трех секций. Однако и для такой конструкции якоря пульсация электромагнитного момента предлагаемого ВД меньше. Формула изобретения 1. Вентильный электродвигатель, содержащий ротор, статор с четырехседсционной обмоткой якоря, первая. вторая, третья и четвертая секции которой соединены в звезду и подключены к цепи питания через мостовой инвертор, состоящий из первой, второй, третьей и четвертой ветвей, образованных соответственно первым и пятым, вторым и шестым, третьим и седьмым, четвертым и восьмым ключевыми элементами, и устройство управления инвертором в виде последовательно соединенных по входу-выходу датчика положения ротора с сигнальными и чувствительными элементами и многоканального функционального преобразователя, о тличающийся тем, что, с целью повышения маесогабаритных показа-50

телей и равномерности вращения ротора, вторая, третья и четвертая секции обмотки смещены относительно первой секции соответственно на 90, 135 и 225 эл. град. 55

2. Электродвигатель по п.1, о т личающийся тем, что устройство управления инвертором выполнено

для группы, состоящей и восьмого, третьего, четвертого и седьмого,- в виде аналогичной последовательности импульсов, смещенной относительно первой последовательности импульсов на 45 эл. град.

6. Электродвигатель по пп.2 и 4, отличающийся тем, что 46 с возможностью формирования открывающих сигналов в интервалах угла поворота ротора для первого ключевого элемента 0-135, второго 90-225, третьего 135-270, четвертого 225-360, пятого 180-315, шестого 270-45, седьмого 315-90, восьмого 45-180эл. град. 3.Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что устройство управления инвертором выполнено с возможностью формирования открывающих сигналов в интервалах угла поворота ротора для группы, состоящей из первого, второго, пятого и шестого ключевых элементов, в виде последовательности импульсов длительностью 90 эл. град,сдвинутых друг относительно друга также на 90 эл. град, а для группы, состоящей из восьмого, третьего, четвертого и седьмого,в.виде аналогичной последовательности импульсов, сдвинутой на 45 эл. град, относительно первой последовательности импульсов. 4.Электродвигатель по п.1, о т личающийся тем, что цепь питания выполнена со средней точкой, средняя точка цепи питания соединена с общей точкой секций, а. устройство управления инвертора выполнено с возможностью формирования открывающих сигналов в интервалах угла поворота ротора для первого ключевого элемента 0-135, второго 90-225, третьего 135270, четвертого 225-360, пятого 180315, шестого 270-45, седьмого 315-90, восьмого 45-180 эл. град. 5. Электродвигатель по п.1, о т личающийся тем, что цепь питания выполнена со средней точкой, средняя точка цепи питания соединена с общей точкой секций, а устройство управления инвертором выполнено с возможностью формирования открывающих сигналов для группы, состоящей из первого, второго, пятого и щестого ключевых элементов, в виде последовательности импульсов длительностью 90 эл. град, сдвинутых относительно друг друга также на 90 эл. град, а второй, третий и четвертый чувствительные элементы датчика смещены относительно первого соответственно на 90, 135 и 225 эл. град, сигнальные .элементы датчика выполнены с угловым размером, равным 180 эл. град, первый, второй, четвертый, пятый, шестой и восьмой каналы функционального преобразователя выполнены в виде логического элемента ЗАПРЕТ, третий канал в виде элемента И, а седьмой - в виде элемента ИЛИ-НЕ, причем прямые входы каждого из указанных элементов ЗАПPET соединены с выходом одного чувствительного элемента, соответственно указанной последовательности пере числения каналов с первым, вторым, четвертым, третьим, четвертым и первым чувствительными элементами датчика, инверсные входы элементов ЗАПРЕТ соединены соответственно указан:ной последовательности перечисления каналов с третьим, четвертым, первым, вторым и четвертым.; чувствительными элементами датчика, первый вход каждого из элементов И, ИПИ-FIE соединен с вторым чувствительным элементом, а второй вход элемента И, ИЛИ-НЕ - с третьим чувствительным элементом дат чика. 7. Электродвигатель по пп.З и 5, отличающийся тем, что второй, третий и четвертый чувствиФиг.2

Фиг.З тельные элементы датчика смещены относительно первого соответственно н 90, 135 и 225 эл. град, сигнальные элементы датчика выполнены с угловым размером, равным 180 эл. град, первый, третий, пятый и седьмой каналы функционального преобразователя выполнены в виде логического элемента ЗАПРЕТ, второй и четвертый каналы в виде элемента И, а шестой и восьмой - в виде элемента ИЛИ-НЕ, причем прямые входы каждого из указанных элементов ЗАПРЕТ соединены соответственно указанной последовательности перечисления каналов с первым, третьим, вторым и четвертым чувствительными элементами датчика, инверсные входы элементов ЗАПРЕТ указанной последовательности перечисления каналов соединены с выходом одного чувствительного элемента,соответственно с вторым, четвертым, первым и третьим чувствительными элементами,первый вход второго и шестого каналов соединен с выходом первого чувствительного элемента, второй вход каждого из этих каналов соединен с выходом второго чувствительного элемента, первый вход четвертого и восьмого каналов соединен с выходом третьего чувствительного элемента, второй вход этих каналов соединен с четвертым чувствительным элементом датчика.

bj Ь.

j| ь Ьв| ь,| b

в

1

в с и

Фи.ЦЬ,

Ьу Ь.

1

в1 Ьз

-о-

Ь,

11

Фиг. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1270846A1

Овчинников И.Е
и др
Бесконтак тные двигатели постоянного тока
Л.: Наука, 1979, с
Приспособление для уменьшения дымовой тяги паровоза 1920
  • Шелест А.Н.
SU270A1
Мейстель A.M
и др
Электропривод с вентильным двигателем.- РЖ/ВИНИТИ, сер
Электропривод и автоматизация промьшшенных установок, т
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Искусственный двухслойный мельничный жернов 1921
  • Паншин В.И.
SU217A1

SU 1 270 846 A1

Авторы

Гридин Владимир Михайлович

Даты

1986-11-15Публикация

1984-04-06Подача