Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Це.тью изобретения является повышение нагрузочной способности и упрощение сборки составного зубчатого Ko;ieca за счет нснользования цилиндрической пружин) как элемента, замыкающего усилие между ненцом и стуницей, и как элемента, нозволяюш,его фиксировать последние друг относительно друга при сборке. На фиг. 1 изображено составное зубчатое колесо; на фиг. 2 - разрез . Л на фиг. 1; на фиг. 3 - заготовка для no.:i -чения пары сухарей. Составное .зубчатое колесо состоит из разъемных венца 1 и ступицы 2, на поверхностях разъема которых разномерно по окружности выполнены обрашенш5 е друг к другу прямоугольные радиальные пазы 3 и 4. В пазах 3 и 4 попарно с зазоро.ч Л между собой и зазорами hj н Ь размепкмгь; призматические сухари 5 и 6. На торцах каждой нары 5 и fj выполнены буртики высотой HI на сухаре 5 и hz на сухаре 6, которые охватьн ают торцы соответственно венца и венн.а со стуницей. На поверхностях сухарей 5 и б, образующих зазор Д , В1)1полпе1-1ы глухие с противоположных торцов этих cvxapCH канавки 7 и 8, образующие меж..ду co6oii цилиндрическую полость )ом D л осью, параллельной оси колеса. Новерхности сухарей 5 и 6, образу1О циг зазор Л, наклонены к радиал1 ной 1 лоск{)сти колеса, проходяпхей через ось полости диаметром D, под углом сс, равным углу исхол.ного контура. Упругие элементы, за.мыкающие усилие между венцом 1 и ступицей 2, выполнены в виде цилиндрических пружин 9 и размешены в полости диаметром D. Пары сухарей 5 и 6 могут быть CMcmeinji относительно поверхности разтлм;; венца I и ступицы 2 к оси колеса. Высоты h, и h буртиков cyxapuM-i о н ( определяются из соотношений h,, 1 sind где В и Н - соответственно ширина и HI ICOта сечения пары сухарей 5 и б плоскостью вращения колеса (фиг. 1). Зубчатое колесо работает следуюши.м образом. В процессе передачи нагрузки происходит самоустановка венца 1 относительно парного колеса (не показано) за счет .icформации пружин 9 и соответствующих смещений сухарей 5 и 6 в пределах зазоров Из, hj, и Д. При этом пружина 9 испытывает в основном сжимаюн1.ие ее в радиальн.ом направлении нагрузки, линия действия которых перпепдику. поверхностям cvхарей 5 и 6, наклоненным п(5д углом оС . При сборке колеса в пазы 3 и 4 устанавливают сухари Г), которые своими буртиками высотой HX фиксируют венец 1 относительно стугжцы 2. Далее в канавку 8 сухаря 6 зйкладывается пружина 9 с упором в глухой конец канавки 8 Сухарь 5 вводится в пазы 3 и 4 путем дефор.мации пружипы 9 с торца, соответствующего открытой стороне канавки 7. При снятии монтажной нагрузки сухарь 5 своими буртиками высотой h фиксирует в сборке весь комплект деталей: венец 1, ступицу 2, парный сухарь 6 и пружину 9 (от выпадания). Соотношение высот h- и h, буртиков выбирается с учетом, что буртики сухаря 6 несут основную осе15ую нагрузку, а буртики сухаря 5 только выполняют роль замка. Смешением нар сухарей 5 и 6 относительно поверхпости оазъема венца 1 и ступицы 2 к оси колесс можпо обеспечить ми1 имальную то.;пцину зубчатого венца 1, что позволяет получить онтимальпые виброакустические характеристики колеса. Величина смен1ения определяется из расчета на снятие паза 4 венца 1, так как зазор Д .между сухарями 5 и 6 при максимальных нагрузках выбирается и сухари работа.ют как жесткие шпонки. Для пред.отв()ап1епия поломок упругих элемептов величина зазора А устанавливается из COOTHOlHCim Л с 1де несущая способность упругого э.ггмепта; t - жесткосггь ynpyroio элемента. (лхари юлучают из заготовки (фиг. 3), имеющей вид прямоугольпой призмы с глухим отверстием диа.летром D, д.тя чего она разрезается год углом оС к боковой грани. Формула изобретения 1. Составное зубчатое колесо содержаЛ1ее венец и ступицу, поверхностях разъема KOTOpi rx равпомерно но с кружпости выно.лнены обаагценные друг л другу нрямоуго;п,1П)1е радиальные пазы, призматические сухари, попарно размепгенHijie в последних с зазоро.м между собой, и пру|ие элементы, установленные в сухарях, отличающееся тем, ITO, с целью повышения нагрузочпой способности и упрощения еборкп колеса, сухарей каждой пары на их торцах )лпены буртики, охватывающие торцы па одном из сухарей - венца, а па другом -- венца и ступицы, и па установленных с зазором поверхностях глухие с противоположных орцов пары канавки, образующие vleждy собой цилиндрическую по.юеть с осью, 1аралле;1ьпой оси колеса, юверхпости cyxapcfi наклопены к радиальНОИ плоскости колеса, проходящей через ось полости, под углом, равным углу исходного контура, а упругие элементы выполнены в виде цилиндрических пружин и размещены в полостях.
2.Колесо по п. 1, отличающееся тем. что пары сухарей смещены относительно поверхности разъема венца и ступицы к оси колеса.
3.Колесо по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что высоты буртиков сухарей определены соотнощениями
h.,,
h и Иг, - высоты буртиков сухарей,
соответственно охватывающих
торцы венца и торцы венца и
ступицы; и Н - соответственно щирина и высота
сечения пары сухарей плоскостью
вращения колеса;
оС
угол профиля исходного контура;
Л щирина зазора между сухарями
пары.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Составное зубчатое колесо | 1989 |
|
SU1649191A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ | 2005 |
|
RU2300810C1 |
АЗДВИЖНЛЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1968 |
|
SU220301A1 |
Составное зубчатое колесо | 1982 |
|
SU1070362A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ | 2000 |
|
RU2196360C2 |
Зубчатое колесо | 1976 |
|
SU696225A1 |
Зубчатое колесо | 1977 |
|
SU765577A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И СБОРКИ/РАЗБОРКИ ВОЛНОВОЙ ГЕРМЕТИЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АБРАМОВА В.А. | 2013 |
|
RU2566584C2 |
Упругое составное зубчатое колесо | 1983 |
|
SU1218221A1 |
Зубчатое колесо | 1984 |
|
SU1314163A1 |
Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности и упрощение сборки составного зубчатого колеса за счет использования цилиндрической пружины как элемента, замыкающего усилие между венцом и ступицей, и как элемента, позволяющего фиксировать последние друг относительно друга при сборке. В пазах 3 и 4 ступицы 2 и венца 1 попарно с зазором размещены призматические сухари 5 и 6. Буртики сухаря 5 охватывают венец 1 с его торцов, а буртики сухаря 6 - венец 1 и сгупицу 2. Глухие полуотверс гия на с харях 5 и 6 образуют собой ц;1линдрнческ ю полость, в которой размещена пружина 9. Плоскости cyxapeii 5 н б накло1;ены к радиальной нлоскости колеса под углом i. С хари 5 и 6 бы гь смещены относите,1ьно поверхности разъема Bei-ща 1 и ступицы 2 к оси колеса. Высоты Ь. и Ii2 буртиков сухарей 5 и 6 могут быть определены пз соотношений h.4 sinct; h (В-Н . to-oC) ;2, где В и Н - со
иг.2
САМОУСТАНАВЛИВАЮЩЕЕСЯ КОЛЕСО | 0 |
|
SU243349A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-11-23—Публикация
1985-07-03—Подача