1
Изобретение относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным разъединителям,
Цель изобретения - повышенв:е надежности и расширение функциональных возможностей.
На фиг.1 показана контактная система разъединителя во включенном положении, общий вид; на фиг. 2 - узел I на фиг.1; на фиг.З - разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 - вид Б на фиг.З; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг.2 с частичным вырывом; на фиг, 6 сечение Г-Г на фиг. 5; на фиг. 7 - разъединитель с ножами телескопического типа в положении включения, общий вид; на фиг. 8 - стержневой контакт с ледозащитным кожухом в отклю- -ченном положении ножа.
На конце одного из трубчатых ножей 1 разъединителя, например, с телескопическим приводом, неподвижно и соосно ему установлен стержневой контакт 2, входящий в контактную систему втычного типа. Причем стержневой контакт закрыт ледозащитным кожухом 3 в виде полой трубы, перемещающейся относительно ножа на роликах 4, прикрепленных к ножу 1,
Рабочий конец контактного стержня 2 выполнен составным в виде полого трубчатого толстостенного стержня 5, установленного с возможностью свободного осевого перемещения на управляющем стержне 6, соосном со стержнем 2 (фиг. 1 и 2).
Трубчатый стержень 5 с помощью пружины 7 растяжения связан с кожу- хом 3 и соединен электрически с концом ножа 1 гибкими проводниками 8 и зажимами 9 (фиг.1).
На трубчатом стержне 5 выполнена кол ьцевая проточка 10 для захода стопора (фиг.2).
Система содержит также ответное втычному контакту гнездо 1 1 с цилиндрическим корпусом с раструбом- ловителем 12 для конического выступа кожуха 3.
I
Гнездо включает контакты 1J, например, ламельного типа, закрытые кожухом 14. На корпусе гнезда 11 установлен подпружиненный радиальный стопор 15 втычного контакта, а в контактном стержне 5 установлен узел деблокировки (отключения) стопора 16.
772372
В трубчатом ноже 1 соосно ему установлен регулируемый упор 17 для ограничения хода трубчатого стержня 5 с целью согласования положения 5 проточки 10 по отношению к стопору. Узел стопора и деблокировки его устроен следующим образом (фиг. 2-6),
Стопор включает цилиндрический 0 корпус 18 с крепежным фланцем 19, установленный в радиальной проточке корпуса контактного гнезда II. В корпусе 18 установлен ползун 20 с прикрепленной к торцу его планкой 21,
ts
а в расточке ползуна установлена
пружина 22 сжатия, поджатая крьшкой 23. Ход ползуна 20 в корпусе 18 ограничен внутренним буртиком 24, а повороту йокруг оси препятствуют
выступы 25 планки 21, входящей в пазы 26 на внутренней поверхности корпуса 18, которые выполняют роль шпонок и шпоночного паза соответственно (фиг.6).
Узел деблокировки стопора включает цилиндрический толкатель 27, пропущенный в радиальное отверстие 28 в стенке трубчатого стержня 5. Толкатель 27 прикреплен с помощью
резьбового хвостовика 29 к серьге 30 с полуцилиндрическим опорным торцом. Серьга 30 с толкателем 27 установлена в осевом прямоугольном отверстии 31, выполненном в управляющем
стержне 6. Полуцилиндрический торец серьги 30 опирается на наклонную поверхность К клина 32, установленного в прямоугольном отверстии 31, и постоянно к ней прижимается с помощью
пружин 33 кручения, установленных на концах штифта 34, пропуп1;енного в серьге. Штифт 34 направляется пазами 35, выполненными в стенках 36, образованными с одной сторонБг стенками
прямоугольного отверстия, а с другой - лысками 37, параллельными стенкам отверстия 31. Ширина лысок 37 ограничена торцами 38, служащими упорами для рабочих концов 39 дружин
33 кручения,
Для прохода толкателя 27 в полностью поднятом крайнем верхнем положении, показанном пунктиром на фиг.2, в стенке корпуса контактного
гнезда 11 выполнен паз 40, а для прохода контактного стержня 6 в конусе 41 кожуха 3 предусмотрено от- верстие 42 (фиг.1).
Сборку узла деблокировки стопора производят в следующем порядке.
Перед установкой на управляющий стержень 6 трубчатого стержня 5 в отверстия 31 вводят серьгу 30 и фик сируют ее штифтом 34. Затем на концы штифта, выступающие за стенки 36 устанавливают пружины 33 кручения и фиксируют, например, пружинными шайбами (не показаны).После этого на управляющий стержень 6 в вертикальном положении надвигают трубча- тмй стержень 5 до упора и через отверстие 28 в стенке вводят толкател 27 и навинчивают его на резьбовой хвостовик 29 для соединения с серьгой 30.
При установке контактной системы на трубчатых ножах 1 разъединителя телескопического типа, например на ножах телескопического разъединителя РТЗ-1150/4000У1, требуется минимальная доработка такого разъединителя. Как видно из фиг. 7, у такого разъединителя телескопические эле- менты с неподвижными секциями (ко- робами) 43 и 44 смонтированы на ,изоляционных треногах из сборных колонн изоляторов 45, установленных на основаниях 46. Передача движения от электродвигательного привода 47 к механизму привода главных контактных ножей трособлочного типа осуществляется через поворотньш изолятор 48. Для защиты от перенапряже- ния изоляторов 45 и 48 имеются экраны 49, а для уменьшения межполюсног расстояния на концах телескопических элементов установлены сфери11еские экраны 50,
Неподвижная секция 44 выполнена с увеличенными в поперечном сечении размерами для того, чтобы обеспечить беспрепятственный проход внутрь короба защитного кожуха 3 в отключен- ном положении ножа (показано пунктиром на фиг.7).
В целях исключения нежелательного поворота кожуха 3 вокруг трубчатого ножа 1 последний снабжен радиально установленньш ребром 51, проходящим в пазу между двумя направляющими планками 52, установленными на внутренней поверхности кожуха параллельно оси (фиг.1 и 8),
В целях ограничения хода кожуха 3 под действием пружин 7 он снабжен регулируемым упором 53. ,
Устройство работает следующим образом.
При включении приводаконтактной системы разъединителя на размыкани главных (рабочих) контактов из положения замыкания, показанного на фиг.1, управляющий стержень 6 начинает перемещаться вправо относительно неподвижного трубчатого стержня который удерживается стопором от возможного перемещения. Это приводи в действие механизм деблокировки стопора, в результате чего клин 32 1 перемещается относительно неподвиж- |ной серьги 30 и выталкивает ее вместе с толкателем 27 вверх. При этом цилиндрический торец серьги скользит по наклонной поверхности К клина, а свободньш торец толкателя сначала упирается в торец ползуна 20 и при дальнейшем движении начинает поднимать его, сжимая пружину 22. Планка 21 стопора выходит из кольцевой проточки 10 на трубчатом стержне 5 и поднявшись на величину h, втягивается в корпус 18 и освобождает трубчатый стержень 5. При этом происходит деблокировка стопора и стержень 5 получает возможност осевого перемещения, чему препятст- вует усилие поджатия ламельных контактов 13, сжимающих стержень.
Подъем толкателя 27 прекращается когда в его боковую поверхность упирается торец Т прямоугольного отверстия 31, с этого момента толкатель 27 увлекает за собой трубчатый стержень 5, выходящий из контактного гнезда 1J.
По мере выхода толкателя из паза 40 в корпусе 18 стопора последний под действием пружины 22 опускается планка 21 прижимается к наружной поверхности стержня 5 и скользит по его поверхности, а по мере полного выхода втычного контакта из гнезда ползун 20 опускается до упора в буртик.
-При отключенных контактах стержень 5 остается в смещенном относительно торца штока. положении (фиг.1).
При включении привода контактной системы разъединителя на замыкание рабочих контактов втычной контакт 2 перемещается в сторону контактного гнезда (влево), и при входе в раструб-ловитель 12 трубчатый стержень
5
5 ударяется в него и смещается на управляющем стержне 6 до упора в торец штока (ход L на фиг,2), Затем стержень 5 центрируется и входит в отверстие гнезда 11, При этом конический конец стержня 5 отжимает планку 21 ползуна 20 в сторону,, и при дальнейшем движении стержня 5 влево планка 21 скользит по его наружной поверхности К, Одновременно упор 17 под действием пружины 33 опускается, скользя серьгой 30 по наклонной поверхности d клина 32, оставаясь постоянно -поджатым к ней.
В конце хода втычного контакта на замыкание трубчатый стержень 5 упирается в торец упора 17,, при это планка 21 стопора совмещается с колцевой проточкой Ю на стержне 5 и под действием пружины 22 соскакивае с поверхности d в проточку 10 (таки образом стопор фиксирует стержень 5 от осевого перемещения). Двигатель привода отключается.
В зависимости от типа применяемого в приводе разъединителя момент отключения двигателя регулируют при пусконаладочных работах с учетом выбега электродвигательного привода люфтов и зазоров в элементах и узла передачи, а также с учетом люфтов опорно-изоляционной конструкции,
В случае применения, например, пневмопривода отключение подачи сжатого воздуха в пневмоцилиндр произв дят от датчика, реагирующего на повшение давления в цилиндре при постановке штока на упор,
При действии на рабочий контакт (стержень .5) электродинамических си от рабочих и аварийных токов, стремящихся вытолкнуть стержень из контактного гнезда, эти усилия воспринимаются планкой 21 и ползуном и замыкаются в корпусе гнезда 11, При этом планка 21 работает на срез, а на шток привода (стержень 5) и на передачу привода контактной системы со стороны контактов не действуют никакие усилия,
Механизм автоматической блокировки втычного контакта йутцественно
0
0
д j 0
повышает электродинамическую устойчивость разъединителя, а следовательно, его надежность и может быть использован в аппаратах различного назначения.
Формула изоб ре тения
Контактная система разъединителя, содержащая ножи с контактами втычного типа в виде гнезда и стержня, привод и автоматически действующую механическую блокировку в виде подпружиненного радиального стопора с 5 механизмом деблокировки, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности за счет исключения действия электродинамических сил на привод и опорные конструкции разъединителя и расширения функциональных возможностей, контактный стержень выполнен составным в виде трубчатого стержня, установленного с возможностью ограниченного осевого перемещения на другом соосном управляющем стержне, установленном на ноже и имеющем на наружной поверхности кольцевую проточку для захода стопора, а механизм деблокировки выполнен в виде толкателя, радиаль- но установленного в стенке трубчатого стержня с прикрепленной к нему серьгой, установленной в прямоугольном осевом отверстии в управляющем стержне с возможностью ограниченного возвратно-поступательного перемеще-. ния в радиальном направлении и опи - рающейся полуцилиндрическим торцом на клин, размещенный в этом же прямоугольном отверстии, причем ход серьги ограничен неподвижно закрепленным в ней штифтом, на концах которого установлены возвратные пружины кручения,, отогнутые концы которых упираются в торцы лысок, выполненных на управляющем стержне параллельно прямоугольному отверстию так, что концы штифта с пружинами вписаны в окружность управляющего стержня, а в стенках, образованных
5
0
лысками и прямоугольным отверстием, выполнены пазы для прохода штифта.
Д
гг
18 20.
Н 20 jg2
Л
л 31 10 30 J4
12
л-А
иг.2
36
ipuzJ
fS 26 22 20
11 --/-/ . i
21
&ид Б
уI |1 II...у;
/ / /
JJ 5 J J5
(PiLZ.
Г Г
26
20
(Pa2.5
(Риг. 6
Vuz.7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Контактная система разъединителя | 1985 |
|
SU1359815A1 |
Разъединитель | 1984 |
|
SU1277238A1 |
Контактная система телескопического разъединителя | 1986 |
|
SU1390654A1 |
Контактаная система стержневого разъединителя | 1986 |
|
SU1365159A1 |
Устройство для блокировки разъединителей и масляных выключателей с замком и электромагнитным переносным ключом | 1938 |
|
SU68669A1 |
ХИРУРГИЧЕСКИЙ СШИВАЮЩИЙ АППАРАТ С ШАРНИРНО-ПОВОРАЧИВАЕМЫМИ КОМПОНЕНТАМИ | 2009 |
|
RU2489100C2 |
Электромагнитный замок для блокировки разъединителей | 1937 |
|
SU53840A1 |
Разъединитель безопасный со страховкой | 2015 |
|
RU2625663C2 |
ХИРУРГИЧЕСКИЙ СШИВАЮЩИЙ АППАРАТ С ЭЛЕМЕНТАМИ УПРАВЛЕНИЯ, ПРИГОДНЫМИ ДЛЯ РАБОТЫ ОДНОЙ РУКОЙ | 2009 |
|
RU2489099C2 |
ХИРУРГИЧЕСКИЙ СШИВАЮЩИЙ АППАРАТ С МЕХАНИЗМОМ ЗАПУСКА, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ К НАГРУЗКЕ | 2009 |
|
RU2499567C2 |
Изобретение относится к области электротехники, в частности к высоковольтным разъединителям. Цель изобретения - повышение надежности. Контактная система содержит стержень 2 и гнездо, ледозащитный кожух 3 в виде полой трубы с возможностью ограниченного осевого перемещения на другом соосном стержне. Механизм де- блокировки выполнен в виде толкателя, проходящего в радиальное отверстие в стенке трубчатого стержня 5 с прикрепленной к нему серьгой, установленной в прямоугольном отверстии в управляюд1ем стержне 6 и опирающейся полуцилиндрическим торцом на клин, размещенный в этом же прямоугольном отверстии. Ход серьги ограничен штифтом, на концах которого установлены пружины кручения, взаимодействующие с управляющим стержнем 6. 8 ил. S (Л 12 /J/475 - U- l 1 LJ / 17 1C ч1 to Од (Риг. 1
59181
/I
3 9
I
/f
/
Редактор Л.Веселовская
Составитель Ю.Торшин Техред Л.Сердюкова
Заказ 6689/49Тв:раж 643Подписное
ВИИШШ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москав, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, л л«Проектная, 4
M2.B
Корректор Г,Решетник
ЧАСТОТНЫЙ ФОТОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 0 |
|
SU284453A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Разъединитель для высоковольтных распределительных устройств | 1978 |
|
SU888827A3 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1986-12-15—Публикация
1984-10-22—Подача