Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к их сиденьям,
Целью изобретения является повышение надежности в эксплуатации.
На фиг. 1 схематично изображено ск- денье, вид сбоку; на фиг. 2 --- то же, вид сзади; на фиг. 3 - график зависимости усилия опера ора от угла наклона спинки сиденья; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 5 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 6 - вид В на фиг. 2.
Сиденье транспортного средства состоит из основания 1, закрепленного на роликах 2 движущихся по направляющим 3, прикрепленным к основанию кузова автомобиля (не показано), пружинного аккумулятора 4 энергии (ПАЭ), соединенного с гидроцилиндром 5. Узел ПАЭ 4 - гидроцилиндр 5 жестко прикреплен к кузову, а шток 6 гидроцилиндра 5 соединен с основанием сиденья.
Управление ПАЭ 4 осуществляется с помощью датчика 7 инерции, закрепленного на кронштейне 8, который связан через рейки 9 с большими шестернями 10 блока шестерен.
Смещение сиденья происходит с помощью рейки 9 и шестерни 10. Две рейки 9 жестко прикреплены через кронштейны 8 к кузову транспортного средства, а два блока шестерен прикреплены к основанию 1 сиденья с помощью кронштейнов 11.
Зубчатые сектора 12 находятся в зацеплении с меньшими шестернями 13 и закреплены на подголовнике 14 сиденья с помощью кронштейна 15. Верхняя часть спинки 16 и нижняя часть подголовника 14 соединены между собой двумя щарнира- ми 17. Верхние концы тяги 17 прикреплены с помощью шарниров 18 к подголовнику 14, а нижние их концы крепятся к кузову с помощью щарниров 19. Ремень безопасности одним концом прикреплен к основанию кабины, а вторым концом - к шарниру 17 на подголовнике 14. Одна из больших шестерен 10 снабжена фиксатором положения сиденья, имеющим храповое колесо 20 (фиг. 6), связанное через собачку с датчиком 7 инерции.
Пружинный аккумулятор энергии (ПАЭ) 4 (фиг. 1 и 4) состоит из корпуса 21, пружины 22, поршня 23, кронштейна 24 для крепления с основанием кузова. ПАЭ 4 соединен с гидроцилиндром 5 одностороннего действия с помощью соединительных болтов 25. Узел ПАЭ-гидроцилиндр установлен под сиденьем между направляющими 3 и прикреплен кронштейном 24 и осью 26 к кузову, а щток 6 гидроцилиндра 5 через кронштейн 27 жестко соединен с основанием 1 сиденья.
Устройство обеспечивает предварительное смешение сиденья назад с изменением конфигурации и угла наклона спинки и подголовника сиденья следующим образом.
o
При экстренном торможении срабатывает датчик 7 инерции, который растормаживает систему рейка 9-шестерня 10, освобождая тем самым накопленную потенциальную энергию в пружинном аккумуляторе 4. По мере разжатия пружины аккумулятора 4 давление жидкости п гидроцилиндре 5 меняется и шток 6, жестко соединенный с каркасом основания 1 сиденья, смещает сиденье в сторону, противоположную действию силовых перегрузок на величину, например, до 100 мм. Со смещением сиденья назад одновременно происходит отклонение спинки сиденья назад на угол ПО-115°. При движении сиденья назад щестерни 13,
5 вращаясь, передают движение двум секторам 12, происходит отклонение спинки сиденья назад, при этом подголовник 14 наклоняется вперед.
При отклонении спинки сиденья назад ремень безопасности, натягиваясь, обеспе0 чивает надежное закрепление водителя на сиденье. После прекращения действия нагрузок сиденье возвращается в исходное положение. Спинка сиденья, трансформируясь в шарнирах, обеспечивает водителю
5 положение, в котором легче перенести нагрузки и сохранить способность к управлению транспортным средством в экстремальных условиях.
В лабораторных условиях эксперимен0 тально выявлена зависимость Рнэот(уст) f(.) усилия водителя в изотоническом и уступающем режимах работы в зависимости от угла наклона и конфигурации спинки сиденья. График А на фиг. 3 - усилие в изотоническом режиме работы
(действие человека на внещнюю среду) - характеризует максимально возможную силу, предлагаемую водителем к рулевому колесу при управлении. График Б - усилие в уступающем режиме (действие внешней
- среды на человека) - также характеризует максимально возможную силу, прилагаемую водителем к рулевому колесу при управлении. Из приведенного графика (фиг. 3) видно, что оптимальная область угла наклона спинки сиденья для безопас5 ной работы водителя находится в пределах 100-110°.
Возврат сиденья в исходное положение осуществляется при зарядке пружинного аккумулятора 4 энергии с помощью съемного рычага (не показан), устанавливае0 мого в специальное квадратное отверстие на блоке шестерен (фиг. 5).
Формула изобретения
Е Сиденье транспортного средства, содержащее основание, установленное на роликах с возможностью продольного перемещения в направляющих, жестко закрепленных на кузове, гидроцилиндр, шток которого прикреплен к каркасу сиденья, аккумулятор, датчик инерции и фиксатор положения сиденья, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации, на кузове закреплены зубчатые рейки, связанные с большими шестернями блоков из
двух шестерен, меньшие из которых соединены посредством зубчатых секторов и шарнирных тяг с подголовником, установленным с возможностью поворота на спинке, причем одна из больших шестерен снабжена собачкой, связанной с датчиком инерции.
3 ч
Ю
А7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сиденье транспортного средства | 1991 |
|
SU1789371A1 |
КРЕСЛО ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2020 |
|
RU2752434C1 |
ПОСАДОЧНЫЙ УЗЕЛ И СПИНКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ СБОРКИ СПИНКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2695928C2 |
Внедорожное колесное транспортное средство с посадкой бок о бок | 2015 |
|
RU2622148C1 |
Внедорожное транспортное средство с посадкой бок о бок | 2015 |
|
RU2637139C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ ПОЛОЖЕНИЯ ПОДГОЛОВНИКА ПАССАЖИРСКОГО СИДЕНЬЯ | 2014 |
|
RU2641948C2 |
БЕЗОПАСНОЕ ПЕРЕСТРАИВАЕМОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2570123C1 |
МЕХАНИЗМ ОТПУСКАНИЯ ДЛЯ ОТКИДЫВАЮЩЕГОСЯ НАЗАД СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2715970C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СПИНКИ И ПОДУШКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2216460C2 |
НАСТРАИВАЕМЫЙ ПОДГОЛОВНИК | 2016 |
|
RU2714822C2 |
Изобретение относится к транспорту, в частности, к сиденьям. Цель изобретения - повышение надежности. Подвижное в продольном направлении сиденье снабжено двумя блоками шестерен, один из которых соединен с рейками, прикрепленными к кузову, а одна из шестерен снабжена фиксатором положения сиденья, связанным с датчиком инерции. Подголовник сиденья соединен шарнирными тягами с кузовом и зубчатыми секторами, связанными с шестернями блока, б ил. to 00 to СП 00
f,Kr
да
15даms . nv J; граЗ
Фиг.1
A-A
21 S 22
Б-Б
Bud В
Фиъ.5
Фаг. 8
Составитель А. Слыхов
Редактор Н. ЕгороваТехред И. ВересКорректор А. Зимокосов
Заказ 6682/18Тираж 647Подписное
ВНИИПИ Государственного кЪмитета СССР
по делам изобретений и открытий
U3035, Москва, Ж-35, РаушсКая наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Патент США № 3992046, кл | |||
ДЖИНО-ПРЯДИЛЬНАЯ МАШИНА | 1920 |
|
SU296A1 |
Авторы
Даты
1986-12-23—Публикация
1984-12-25—Подача