УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СПИНКИ И ПОДУШКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2003 года по МПК B60N2/22 

Описание патента на изобретение RU2216460C2

Изобретение относится к сиденьям, в частности к устройствам для регулирования относительного положения подушки и спинки сидений транспортных средств.

Известен шарнир автомобиля (см. а.с. СССР 358222), содержащий подвижный кронштейн спинки, шарнирно связанный осью с неподвижным кронштейном сиденья, стопор для закрепления кронштейна спинки относительно кронштейна сиденья в наклонном положении и рукоятку управления, смонтированную на хвостовике оси шарнира, при этом стопор выполнен в виде жестко закрепленной на одном из кронштейнов зубчатой шестерни с внутренним зацеплением, взаимодействующей с шестерней наружного зацепления, жестко связанной с другим кронштейном и установленной на эксцентрике оси шарнира, имеющем эксцентриситет, равный по меньшей мере высоте зуба шестерен.

Кроме этого, подвижный кронштейн спинки снабжен жестко связанной с ним шайбой, перекрывающей поверхность шестерни с внутренним зацеплением, с которой жестко соединена шайба, опирающаяся через обоймы, образующие полость для размещения упругого кольца, на хвостовик оси шарнира.

К тому же эксцентрик оси шарнира установлен в отверстии втулки, охватываемой жестко связанной с ней шестерней с наружным зацеплением.

Недостатком этого устройства является сложность вследствие наличия дополнительных осей и дополнительных кронштейнов.

Известно устройство (см. патент СССР 1041026) для регулирования относительного положения спинки и подушки сиденья, содержащее подвижный кронштейн, поддерживаемый первым неподвижным кронштейном с помощью регулирующей оси с эксцентриковым участком, и второй неподвижный кронштейн, жестко соединенный с первым неподвижным кронштейном, причем подвижный кронштейн снабжен шестерней, находящейся в зацеплении с зубчатым колесом, отличающимся числом зубьев по меньшей мере на один от числа зубьев шестерни и связанным посредством шпилек, установленных в его отверстиях, с неподвижными кронштейнами, в котором зубчатое колесо установлено на эксцентриковом участке оси, шпильки вмонтированы в отверстия зубчатого колеса, причем концы по крайней мере некоторых шпилек жестко связаны с обоими неподвижными кронштейнами, а подвижный кронштейн расположен между ними, при этом кронштейны снабжены элементами для их относительного направленного поворота.

Эти элементы выполнены в виде выступов, которые расположены на подвижном кронштейне и установлены с возможностью перемещения в кольцеобразном пазу в одном из неподвижных кронштейнов, при этом подвижный кронштейн прикреплен к спинке, а неподвижный - к подушке сиденья.

Это устройство устраняет часть недостатков аналога по а.с. 358222, например оно проще по конструкции, но имеет следующие недостатки:
- сложность и высокая трудоемкость изготовления, обусловленная наличием шестерен и необходимостью их изготовления и установки;
- ограниченная возможность автоматизации привода устройства из-за наличия эксцентрика, установить который можно только сбоку.

Устройство по патенту СССР 1041026 взято за прототип, т.к. имеет с предлагаемым решением наибольшее количество общих признаков.

Задачей предлагаемого решения является упрощение устройства за счет снижения трудоемкости изготовления и упрощения технологии изготовления его элементов и расширение возможности автоматизации управления приводом рабочих элементов устройства за счет возможности использования аккумуляторных батарей автомобиля или его пневмо- или гидросистемы.

Поставленная задача выполняется тем, что в известном устройстве, содержащем подвижный кронштейн, поддерживаемый неподвижным кронштейном с помощью оси, обеспечивающей вращение одного кронштейна относительно другого, и механизм фиксирования, механизм фиксирования выполнен в виде вновь введенной тяги, шарнирно установленной с образованием силового плеча относительно оси и размещенной в установленном в неподвижный кронштейн шарнире с возможностью регулирования ее перемещения в поперечном оси направлении.

При этом тяга может быть выполнена в виде ходового винта, рейки с проточками, штока гидро- или пневмоцилиндра с поршнем.

Кроме этого, полость цилиндра разделена на две камеры, сообщенные между собой каналом, в котором размещено запорное устройство, например пробковый кран.

На фиг.1 изображен главный вид устройства с тягой в виде ходового винта, разрез;
на фиг.2 - сечение А-А фиг.1;
на фиг.3 - сечение Б-Б фиг.1;
на фиг. 4 - главный вид устройства с тягой в виде рейки с проточками, разрез;
на фиг.5 - сечение А-А фиг.4;
на фиг.6 - главный вид устройства с тягой в виде штока пневмо- или гидроцилиндра, разрез.

Предлагаемое устройство для регулирования относительного положения спинки и подушки сиденья содержит подвижный кронштейн 1, поддерживаемый неподвижным кронштейном 2 с помощью поперечной оси 3, обеспечивающей вращение одного кронштейна относительно другого, и механизм фиксирования, выполненный в виде тяги 4. Тяга 4 шарнирно установлена в шарнире 5 кронштейна 1 с образованием силового плеча L относительно поперечной оси 3 и с возможностью регулирования ее перемещения в поперечном оси 3 направлении шарнира 6, установленном в неподвижном кронштейне 2.

Тяга 4 может быть выполнена в виде ходового винта, сопряженного с гайкой (резьбой) шарнира 6 неподвижного кронштейна 2.

Тягой 4 в виде ходового винта можно управлять посредством электросистемы автомобиля через встроенный в привод тяги 4 электродвигатель (не показано).

Тяга 4 может быть выполнена в виде рейки с проточками 7 и выступами 8, сопряженными с элементами фиксатора 9, установленного в шарнире 6 неподвижного кронштейна 2, подпружиненного пружиной 10. Фиксатор 9 может быть выполнен в виде пластины с пазом 11 переменного сечения, большее из сечений взаимодействует с тягой 4, а меньшее сечение взаимодействует с проточкой 7 тяги 4 в момент фиксации в пазу шарнира 6.

Тяга 4 может быть выполнена в виде штока 12 гидро- или пневмоцилиндра 13 с поршнем 14, при этом цилиндр 13 укреплен на шарнире 6 неподвижного кронштейна 2.

Емкость цилиндра 13 разделена поршнем 14 на две камеры 15 и 16, сообщенные между собой каналом 17, в котором размещено запорное устройство 18, например пробковый кран 19 с жиклером 20.

Камеры 15 и 16 могут быть соединены с магистралью подачи рабочего тела (например, масла), подключенную к масляной системе М высокого давления или к компрессору двигателя (автомобиля), управляемой, например, через распределитель (не показано).

Устройство работает следующим образом.

Водитель, сидя на сиденье и приводя в движение (вращение или прямолинейное движение) тягу 4, осуществляет установку спинки сиденья относительно подушки на требуемый для него угол β, а отключив привод тяги или убрав руку с привода, фиксирует спинку в заданном положении.

Использование предлагаемого решения позволит снизить трудоемкость изготовления остова сиденья и создаст возможность автоматизации управления приводом рабочих элементов устройства за счет использования электрической энергии автомобиля или его гидро- или пневмосистемы.

Похожие патенты RU2216460C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДОЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Захаров В.В.
  • Слезка В.Ф.
  • Егоров Ю.П.
RU2225797C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА НАКЛОНА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Седлярский П.П.
  • Дудин В.К.
RU2182087C2
КРОВАТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЖОГОВАЯ 2001
RU2207099C2
ДОМКРАТ 2000
  • Захаров В.В.
  • Захаров Р.В.
RU2223905C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ТОПОЧНОГО ЭКРАНА КОТЛА 2000
  • Афанасьев Н.А.
RU2181180C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ 1998
  • Захаров В.В.
RU2149092C1
МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА ТАЛИ 1999
  • Седлярский П.П.
RU2159733C1
ШАРНИР СИДЕНЬЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ 1967
SU192558A1
ШАРНИР СИДЕНЬЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ 1968
SU220064A1
ДЕТСКАЯ СКЛАДНАЯ КОЛЯСКА 1999
  • Хрустицкий В.В.
  • Прорвин Н.И.
  • Хрустицкая Т.П.
  • Рыбин А.В.
RU2163205C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 216 460 C2

Реферат патента 2003 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СПИНКИ И ПОДУШКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к сиденьям, в частности к устройствам для регулирования относительного положения подушки и спинки сидений транспортных средств. Устройство содержит подвижный кронштейн, поддерживаемый неподвижным кронштейном с помощью оси, обеспечивающей вращение одного кронштейна относительно другого, и механизм фиксирования. Механизм фиксирования выполнен в виде вновь введенной тяги, шарнирно установленной с образованием силового плеча относительно оси и размещенной в установленном в неподвижный кронштейн шарнире с возможностью регулирования ее перемещения в поперечном оси направлении. При этом тяга может быть выполнена в виде ходового винта, рейки с проточками, штока гидро- или пневмоцилиндра с поршнем. Полость цилиндра разделена на две камеры, сообщенные между собой каналом, в котором размещено запорное устройство, например пробковый кран. Технический результат - упрощение устройства за счет снижения трудоемкости изготовления и упрощения технологии изготовления его элементов, расширение возможности автоматизации управления приводом рабочих элементов устройства за счет возможности использования аккумуляторных батарей автомобиля, или его пневмо- или гидросистемы. 6 з.п.ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 216 460 C2

1. Устройство для регулирования относительного положения спинки и подушки сиденья, содержащее подвижной кронштейн, поддерживаемый неподвижным кронштейном с помощью поперечной оси, обеспечивающей вращение одного кронштейна относительно другого, и механизм фиксирования, отличающееся тем, что механизм фиксирования выполнен в виде вновь введенной тяги, размещенной в установленном в неподвижный кронштейн шарнире с возможностью регулирования ее перемещения в поперечном упомянутой оси направлении с образованием силового плеча относительно той же оси посредством шарнира подвижного кронштейна. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тяга выполнена в виде ходового винта, сопряженного с гайкой (резьбой) шарнира неподвижного кронштейна. 3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что тяга выполнена в виде ходового винта с возможностью управления посредством электросистемы автомобиля через встроенный в привод тяги электродвигатель. 4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тяга выполнена в виде рейки с проточками и выступами, сопряженными с элементами подпружиненного фиксатора, установленного в шарнире неподвижного кронштейна. 5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что фиксатор выполнен в виде пластины с пазом переменного сечения, где большее сечение взаимодействует с тягой, а меньшее - с проточкой тяги в момент фиксации в пазу шарнира неподвижного кронштейна. 6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тяга выполнена в виде штока с поршнем, размещенного в цилиндре, размещенном на шарнире неподвижного кронштейна, причем емкость цилиндра разделена поршнем на две камеры, сообщенные между собой каналом, в котором размещено запорное устройство, например пробковый кран с жиклером. 7. Устройство по п. 6, отличающееся тем, что камеры в цилиндре, разделенные поршнем, соединены с магистралью додачи рабочего тела, например масла, подключенной к системе подачи рабочего тела, например к масляной системе высокого давления или к компрессору двигателя автомобиля, управляемой, например, через распределитель.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2216460C2

Устройство для регулирования относительного положения спинки и подушки сиденья 1979
  • Джованни Нарди
SU1041026A3
0
SU192636A1
DE 3837665 A1, 10.05.1990
Способ получения яичного масла 2016
  • Пунегова Людмила Николаевна
  • Синяшин Олег Герольдович
  • Шитова Тамара Сергеевна
  • Курбанова Ирина Игоревна
  • Набиуллин Вазих Нуруллаевич
RU2634430C1
US 4645263, 24.02.1987
ФОРМИРОВАТЕЛЬ ИМПУЛЬСНОГО ТОКА 1991
  • Борисов Владимир Захарович
  • Гурфинкель Владимир Иозепович
  • Болдин Вячеслав Николаевич
  • Иванов Лев Владимирович
RU2074510C1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 216 460 C2

Авторы

Захаров В.В.

Слёзка В.Ф.

Егоров Ю.П.

Даты

2003-11-20Публикация

2000-11-23Подача