Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам сцепления транспортных средств.
Цель изобретения - повышение долговечности двигателя за счет устранения осевого усилия на маховике при выключении муфты сцепления.
На фиг. 1 показана двухпоточная муфта сцепления, общий вид в разрезе; на фиг. 2 - вариант исполнения муфты в случае, когда вал отбора моихности выполнен в виде вала-шестерни, смонтированной в корпусе сцепления.
Двухпоточная муфта сцепления (фиг. 1) содержит закрепленный на коленчатом валу
Iдвигателя маховик 2 с ведущими, промежуточным 3, нажимным 4 и опорным 5 дисками, ведомые диски 6, связанные через ступицу 7 с валами 8 трансмиссии. Между опорным 5 и нажимным 4 дисками расположены нажимные пружины 9 и система отжимных рычагов 10 для разведения дисков. Полый вал 11 отбора мощности, расположенный коаксиально валу 8 трансмиссии, с одной стороны жестко связан с опорным диском 5 при помощи шлицев и стопорного кольца 12, с другой установлен в подшипнике 13, закрепленном в корпусе 14 трансмиссии. На валу 11 отбора мощности при помощи стопорного кольца 15 закреплен корпус
16силового цилиндра, на котором размещен порщень 17, прижимаемый к рычагам 10 пружиной 18. Рабочая полость силового цилиндра при помощи отверстий 19 в валу
I1отбора мощности и каналов 20 в валу трансмиссии сообщается через кран управления сцеплением с источником давления текучей среды (не показан). Уплотнение поршня
17и корпуса 16 силового цилиндра осущест- ствляется кольцами 21-23, а уплотнение между валами 8 и 11 - кольцами 24 и 25.
Исполнение двухпоточкой муфты сцепления (фиг. 2) представлено в случае, когда вал отбора мощности выполнен в виде вала- щестерни, смонтированного вместе с подшипником 13 в корпусе 14 трансмиссии и закрепленного там при помощи втулки 26. При этом для обеспечения монтажа вал отбора мощности выполнен из двух частей - непосредственно вала 11 и кронштейна 27 силового цилиндра, связанных друг с другом посредством шлицев. Полость силового цилиндра сообщается с каналами 20 в валу трансмиссии при помощи отверстий 19 в валу 28 отбора мощности и в кронщтейне 27 силового цилиндра. Уплотнение между валом 11 отбора мощности и кронштейном 27 силового цилиндра обеспечивается кольцами 29 и 30.
Муфта работает следующим образом.
При отсутствии давления рабочего тела в канале 20, а следовательно, и в полости
силового цилиндра поршень 17 пружиной 18 прижат с небольшим усилием к отжимным рычагам 10. При этом нажимные пружины 9, воздействуя на нажимной диск 4, сжимают фрикционные диски, и крутящий мо.мент передается от ведущих 3-5 к ведомым 6 дискам, от которых через ступицу 7 - к валу 8 трансмиссии.
Кроме того, крутящий момент от ведущего элемента муфты опорного диска 5 передается
на вал II отбора мощности либо непосредственно (фиг. 1), либо через кронштейн 27 силового цилиндра (фиг. 2).
При возрастании давления рабочего тела в канале 20 и, следовательно, в рабочей пог лости силового цилиндра порщень 17 под действием силы давления рабочего тела воздействует через отжимные рычаги 10 на нажимной диск 4, который перемещается вправо, преодолевая сопротивление нажимных пружин 9. В результате крутящий момент
0 перестает передаваться от ведущих элементов муфты к валу трансмиссии. Муфта выключена. Силы давления рабочего тела, воздействуя на корпус силового цилиндра 16, через стопорное кольцо 15 передаются на вал 11 отбора мощности (фиг. 1), либо кронштейн 27 силового цилиндра (фиг. 2) и далее через стопорное кольцо 12 - на опорный диск 5, уравновешивая таким образом осевое усилие, возникающее при выключении муфты сцепления, которое в результате не
Q передается к деталям кривошипно-шатунного механизма двигателя, а замыкается в нажимном узле.
Формула изобретения
1. Двухпоточная муфта сцепления, со- держащая установленные на маховике двигателя ведущие диски, ведомые диски, связанные с валом трансмиссии, в котором выполнены каналы, соединенные с источником давления текучей среды, опорный диск, связанный с валом отбора мощности, рас- 0 положенным коаксиально валу трансмиссии нажимной элемент и механизм выключения муфты, управляемый силовым цилиндром, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности двигателя за счет устранения осевого усилия на маховике при выключении муфты сцепления, вал отбора мощности в осевом направлении жестко связан с опорным диском, а силовой цилиндр механизма управления жестко закреплен на валу отбора мощности.
0 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что наружная поверхность вала отбора мощности является рабочей поверхностью силового цилиндра, а в валу отбора мощности выполнены каналы, соединяющие полость силового цилиндра с Каналами в валу трансмиссии.
1Z 5
iO
/.
13
f1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХПОТОЧНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2357125C1 |
Муфта сцепления | 1984 |
|
SU1193020A1 |
Двухпоточная муфта сцепления | 1979 |
|
SU863916A1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Двухпоточная муфта сцепления | 2020 |
|
RU2755842C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА АВТОМОБИЛЯ | 1997 |
|
RU2133677C1 |
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 1993 |
|
RU2086835C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2091622C1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1986 |
|
SU1428866A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам сцепления транспортных средств. Цель изобретения - повышение долговечности двигателя за счет устранения осевого усилия на маховике двигателя при выключении муфты сцепления при одновременном упрощении конструкции муфты сцепления. Суш,ность изобретения состоит в том, что вал отбора мощности 11 в осевом направлении жестко связан с опорным диском 5, а силовой цилиндр механизма выключения жестко закреплен на валу отбора мощности 11, наружная поверхность которого является рабочей поверхностью силового цилиндра. При этом в валу отбора мощности 11 и валу трансмиссии 8 выполнены каналы 20, соединяющие полость силового цилиндра с источником давления текучей среды. 1 з.п.ф-лы, 2 ил. 2. J, 4{ i (Л /5 ю СХ) 4 4: 00 (Раг.1
Деревянный торцевой шкив | 1922 |
|
SU70A1 |
Устройство для выпрямления многофазного тока | 1923 |
|
SU50A1 |
Авторы
Даты
1987-01-07—Публикация
1984-05-16—Подача