(54) ДВУХПОТОЧНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта | 1979 |
|
SU846849A1 |
Гаситель крутильных колебаний | 2022 |
|
RU2793989C1 |
Фрикционная муфта с отбором мощности | 1982 |
|
SU1099134A1 |
Двухпоточная муфта сцепления | 1984 |
|
SU1281448A1 |
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЁТА | 2016 |
|
RU2636449C1 |
ДИСКОВАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1972 |
|
SU343091A1 |
МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2291791C1 |
ДВУХПОТОЧНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2357125C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1971 |
|
SU419652A1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобилях, тракторах для передачи вращения от двигателя к трансмиссии в условиях перекосов и радиальных смещений осей муфты сцепления и вала трансмиссии.
Известна двухпоточная муфта сцепления, содержащая маховик, нажимные пружины, ведомый диск и кожух, связанные с валом трансмиссии и валом отбора мощности посредством ступиц и демпферных устройств с упругими элементами, служащих для гашения крутильных колебаний, возникающих из-за неравномерности прилагаемых к валам нагрузок 1.
Однако при наличии перекосов и радиальных смещений осей кожуха и вала отбора мощности имеют место значительные радиальные нагрузки, невоспринимаемые демпферными устройствами известных конструкций. Радиальные нагрузки совместно с крутильными колебаниями вызывают повыщенный износ щлицов вала отбора мощности и ступицы кожуха, способствуют преждевременному выходу из строя подщипников, деталей крепления. Недостатком известной
конструкции является также ее сложное и трудоемкость сборки и разборки узла.
Цель изобретения - повышение надежности и срока службы и обеспечение прос тоты и удобства сборки за счет компенсации перекосов и радиальных смещений осей кожуха и вала отбора мощности.
Поставленная цель достигается тем, что демпферное устройство выполнено в виде связанных одна с другой при помощи зубчатого соединения ведущей и ведомой ступиц, одна из которых имеет вдвое большее
10 число зубьев, размещенных попарно с зазором во впадинах между зубьями другой ступицы, при этом упругие элементы выполнены в виде вкладыщей, установленных с натягом в сопряженных впадинах ступиц.
Муфта снабжена прикрепленными к тор15цам одной из ступиц ограничительными пластинами.
На фиг. 1 изображена двухпоточная муфта сцепления, разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
20
Двухпоточная муфта сцепления содержит маховик 1, ведомый диск 2 с фрикционными накладками 3, нажимной диск 4, отжимные рычаги 5, нажимные пружины 6 и кожух 7. Ведомый диск 2 связан через ступицу 8 с валом трансмиссии 9, передней опорой которого является подшипник 10, расположенный в маховике 1. Кожух 7 связан с валом отбора мощности 11 через демпферное устройство, состоящее из ведущей ступицы 12, ведомой ступицы 13, упругих элементов 14 из резины и ограничительных пластин 15 и 16, установленных с обеих сторон ведущей ступицы 12 при помощи винтов 17. Ведущая ступица 12 жестко связана с кожухом 7 и имеет внутренние зубья. Ведо.мая ступица 13 установлена посредством щлиц на вал отбора мощности 11 и имеет на наружной поверхности удвоенное количество зубьев меньщего размера, которые расположены попарно с зазором во впадинах между зубьями ведущей ступицы 12, а во впадины между парами зубьев ведомой ступицы 13 и сопряженные впадины ведущей ступицы 12 установлены с предварительным натягом упругие элементы 14. Форма поперечного сечения упругих элементов 14 для более полного использования свободного объ ема впадин образована сопряженными поверхностями впадин между зубьями ведущей 12 и ведомой 13 ступиц. Муфта сцепления работает следующим образом. Крутящий момент от маховика 1 передается на кожух 7 и жестко связанную с ним ведущую ступицу 12. В режиме работы агрегата с отбором мощности от вала отбора мощности 11 крутящий момент от ведущей ступицы 12 к ведомой ступице 13 передается через упругие элементы 14. По мере увеличения момента упругие элементы 14 сжимаются, боковой зазор между зубьями ступиц выбирается и крутящий момент пере7;ается через контактирующие поверхности зубьев ведущей и ведомой ступиц. Радиальные нагрузки и крутильные колебания воспринимаются и гасятся упругими элеменйми 14. В режиме работы агрегата без отбора мощности от вала отбора мощности II,упругие элементы 14 участвуют в передаче вращения от ведущей ступицы 12 к ведомой ступице 13 и воспринимают радиальные нагрузки, возникающие из-за перекоса и смещения осей кожуха 7 и вала отбора мощности 11. Использование предлагаемого рещения позволяет исключить радиальные нагрузки, возникающие в узле, и тем самым повысить надежность и долговечность деталей муфты сцепления, трансмиссии и двигателя при одновременном упрощении конструкции. Формула изобретения 1. Двухпоточпая муфта сцепления, содержащая маховик, нажимной диск, отжимные рычаги, нажимные пружины, ведомый диск и кожух, связанные с валом трансмиссии и валом отбора мощности посредством ступиц и демпферных устройств с упругими элементами, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности и срока службы и обеспечения простоты и удобства сборки за счет компенсации перекосов и радиальных смещений осей кожуха и вала отбора мощности, демпферное устройство выполнено в виде связанных одна с другой при помощи зубчатого соединения ведущей и ведомой ступиц, на одной из которых выполнено вдвое больщее число зубьев, размещенных попарно с зазором во впадинах между зубьями другой ступицы, при этом упругие эле менты выполнены в виде вкладыщей, установленных с натягом в сопряженных впадинах ступиц. 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена прикрепленными к торцам одной из ступиц ограничительными плас тинами. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3534837, кл. 192-48.8, 1971.
л Ьг
фиг.
12
;73
П
Авторы
Даты
1981-09-15—Публикация
1979-12-29—Подача