Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для управления реверсивной гидростатической трансмиссией посредством прерывания силового потока, проходящего через гидротрансмиссию при экстренном торможении, переключении передач и быстром реверсе.
Цель изобретения - повып;ение надежности работы.
На фиг.1 показана принципиальная схема гидростатической трансмиссии; на фиг.2 - блок клапанов с управлением передним ходом, разрез; на фиг.З - то же, без управ- лепия передним ходом.
Система управления гидростатической трансмиссией транспортного средства содержит реверсивный регулируемый паеос 1 (фиг.1), приводимый в действие двигате.чем внутреннего сгорания (не показан), и нерегулируемый мотор 2, соединенные между собой трубопроводами 3 и 4 и образующие замкнутый силовой контур. Мотор 2 устапов- лен на ступенчатой коробке передач (не показана), оборудованной механизмом 5 блокировки передач (диапазонов), который трубо- проводо.м 6 соединен с источником 7 давления, а последний трубопроводом 8 - с резервуаром 9 и через рычаг 10 -- с педалью 11 блокировки, прижатой к настилу 12 площадки водителя пружиной 13.
Кроме того, источник 7 давления параллельно соединен трубопроводами 6, 14-16 одпост оронним дросселем 17 с иcпoлнитe,IlJ- ными цилиндрами 18 и 19 управления предохранительными клапанами 20 и 21 высокого давления.
Исполнительные цилиндры 18 и 19 встроены в корпусы 22 и 23 предохранительных клапа} ов 20 и 21 и еостоят из гильз 24 и 25, 26 и 27, прижатых к стенкам гильз 24 и 25 пружинами 28 и 29 (фиг.2). На торцовые поверхности штоков 30 и 31 через регулировочные (не показаны) опираются пружины 32 и 33 запорных элементов 34 и 35 предохранительных клапанов 20 и 21, выполненных соосно с переливными клапанами 36 и 37 в корпусах 22 и 23. Запорные элементы 34 и 35 соединены с гидролиниями 3 и 4 силового контура осевыми отверстиями 38 и 39, выпо.чнепными в поршнях 40 и 41 переливных клапанов 36 и 37, внутренними каналами 42 и 43.
Кроме того, в корпусах 22 и 23 предусмотрены отверстия 44 и 45 .для прохода рабочей жидкости при открытии переливных клапанов 36 и 37 и постоянно закрытых nopui- пями 40 и 41 с помощью пружин 46 и 47. Заклапанные полости 48 и 49 предохранительных клпанов 20 и 21 соединены с гидролиниями 3 и 4 внутренни.ми каналами 42 и 43 и отверстиями 50 и 51 в корпусах 22 и 23.
При использовании гидростатической трансмиссии бесступенчатого регулирования скорости коробки передач вместо исполни
5
0
5
0
0
5
тельных цилиндров 18 и 19 (фиг.1 и 2) установлены заглушки 52 и 53 (фиг.З).
Система управления работает следующим образом.
В статическом положении педаль 1 1 прижата пружиной 13 к настилу 12, трубопроводы 6, 14-16, -источник 7 давления, итоковые полости исполнительных цилиндров 18 и 19 соединены через трубопровод 8 с резервуаром 9. Нружины 28 и 29 прижимают поршни 26 и 27 к стенкам гильз 24 и 25, а 1ПТОКИ 30 и 31 сжимают пружины 32 и 33 через регулировочные шайбы и прижимают с усилием запорные элементы 34 и 35.
В зависимости от направления движения транспортного средства под нагрузкой находится и соответствующий предохранительный клапан. Например, при движении вперед под нагрузкой находится предохранительный к.;1апан 20. При это.м поток рабочей жидкости под давлением подводится по трубопроводу 3 и внутреннему каналу 42 к поршню 40 переливного клапана 36, через отверстие 38 в поршне 40 давление поступает к запорному элементу 34 предохранительного клапана 20. Так как давление перед порш- пем 40 и за ним одинаково, то пружина 46 прижимает порщень в правое крайнее положение, при котором отверстие 44 закрыто и весь поток рабочей жидкости направляется в мотор 2.
Одповременно рабочая жидкость под давлением поступает из трубопровода 3 по внутреннему каналу 42 через отверстие 51 предохранительного клапана 21, .мая запорный элемент 35 к гнезду, а шток 31 с порщ- пем 27 перемендается в крайнее положение.
При повышении давления до настройки предохрапительного клапана 20 открывается зйпорный элемент 34, сжимая пружину 32. и через отверстие 50 направляется в трубопровод 4 по внутреннему каналу 43. при этом HOpnieHb 40 вследствие разности давлений перед поршпем и за переме- П1ается в левое крайнее положение, сжимая пружипу 46 и открывая отверстие 44 в корпусе 22, и жидкость перетекает во всасывающий трубопровод 4 до тех пор, пока давление не снизигся ниже настройки предохранительного клапана. При это.м транспортное средство останавливается.
При остановке транспортного средства с включенной передачей зубья шестерен, находящиеся в зацеплении в ступенчатой коробке передач, прижаты друг к другу с большим усилием из-за неровности профиля дороги или поля, а так же работы мотора в насосном режиме от массы транспортного средства. При этом переключение передач затруднегю или невозможно.
Для переключения передач (фиг.1 и 2) необходи.мо одновременно нажать на педаль 11 механизма 5 блокировки передач и педаль тормоза (не показана), при этом тормозная жидкость от источника 7 давления по10
)5
дается к приводу механизма 5 блокировки и к исполнительным цилиндрам 18 и 19 по трубопроводам 6, 14-16 через односторонний дроссель 17. Порщни 26 и 27 со щтоками 30 или 31 исполнительных цилиндров 18 или 19 (в зависимости от направления действия нагрузки от массы транспортного средства) перемещаются соответственно в левое или правое крайнее положение, сжимая пружину 28 или 29 и снимая нагрузку с пружин 32 или 33 запорных элементов 34 или 35. Последний под действием внещней нагрузки открывается, образуя поток рабочей жидкости из зоны высокого давления в зону низкого давления аналогично работе предохранительного клапана при его срабатывании в случае превыщения даления настройки. Нагрузка снижается до величины, допускающей переключение передач. После пере- ключения передач педаль 11 пружиной 13 возвращается в исходное положение до упора в настил 12, рычаг 10 перемещает пор- 20 щень источника 7 давления в положение, открывающее слив рабочей жидкости в резервуар 9. Под действием пружин 28 или 29 порщни 26 или 27 перемещаются соответственно в правое или в левое крайние положения щтоками 30 или 31, плавно сжимая 25 пружины 32 или 33 запорных элементов 34 или 35 до их закрытия. Поток рабочей жидкости прекращается из зоны высокого давления в зону низкого давления. После переключения передач смещением рычага ручного управления трансмиссией, например, «Вперед транспортное средство начинает движение.
30
Формула изобретения
1. Система управления гидростатической трансмиссией транспортного средства, содержащая замкнутый силовой контур, включающий соединенные гидролиниями гидронасос и гидромотор с встроенными переливными клапанами переднего и заднего хода, устройство для принудительного преры.
10
)5
2025
30
35
40
вания силового потока с предохранительным клапаном, включающим подпружиненный запорный элемент, установленный в корпусе, при этом каждый из переливных клапанов включает в себя корпус с установленным в нем подпружиненным запорным элементом, а заклапанная полость каждого переливного клапана соединена с соответствующей гидролинией силового контура, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе, она снабжена дополнительным предохранительным клапаном с подпружиненным запорным элементом, при этом соответствующие переливные и предохранительные клапаны установлены соосно, каждый из предохранительных клапанов подпружинен в сторону переливного клапана, а запорный элемент выполнен с возможностью соединения предохранительного и переливного клапанов, причем каждый предохранительный клапан через отверстия в корпусе гидравлически соединен с гидролинией силового контура.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе трансмиссии, имеющей ступенчатую коробку передач с механизмом блокировки передач с гидроприводом, она дополнительно снабжена педалью управления, исполнительными гидроцилиндрами предохранительных клапанов и регулируемым дросселем, при этом исполнительные гидроцилиндры предохранительных клапанов установлены соосно последним, пружина исполнительного гидроцилиндра установлена в бесщтоковой полости, а со щтоком порщня связана пружина предохранительного клапана, щтоко- вые полости гидроцилиндров предохранительных к.:1апанов соединены между собой и через гидропривод механизма блокировки - с гидробаком гидролинией, в которой установлен регулируемый дроссель между точкой соединения клапанов и гидроприводом, причем педаль управления кинематически связана с последним.
11 I I . . 36 6 f/ f/} 38 23S 1 ffS 37 ft
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидростатическая трансмиссия транспортного средства | 1990 |
|
SU1757928A1 |
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2232685C1 |
Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства | 1978 |
|
SU779107A1 |
Гидростатическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1142313A1 |
Гидрообъемная трансмиссия с объемным делителем для многоприводного транспортного средства | 2018 |
|
RU2683984C1 |
Гидрообъемная трансмиссия для многоприводного транспортного средства | 2018 |
|
RU2692298C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАШИНЫ С ГИДРОСТАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2013 |
|
RU2529111C1 |
Устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач | 1980 |
|
SU897604A1 |
Устройство блокировки переключения передач транспортного средства (его варианты) | 1982 |
|
SU1087377A1 |
Система управления гидростатической трансмиссией транспортного средства относится к транспортному машиностроению. Целью изобретения является повышение надежности в работе. Система управления содержит реверсивный регулируемый насос 1, нерегулируемый мотор 2, соединенные между собой трубопроводами 3 и 4. Источник давления 7 соединен с механизмом блокировки передач 5 и исполнительными цилиндрами 18 и 19 предохранительных клапанов высокого давления 20 и 21. Источник давления 7 кинематически связан с педалью управления 11. Переливной клапан 3 установлен соосно с предохранительным клапаном 20 высокого давления, при этом полость последнего соединена с трубопроводом 3. В зависимости от направления движения под нагрузкой находится соответствующий предохранительный клапан, что повышает надежность в работе. 1 з.п.ф-лы, 3 ил. в (Л П Ю 00 сд 10 6 7 Фиг /
5222
23 33
J4 20 ff 1)6 36 40 38 39 W /
Составитель A. Барыков
Редактор H. РогуличТехред И. ВересКорректор Т. Колб
Заказ 7161/14Тираж 597Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий
I 13035, Москва. Ж- 35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое нреднриятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4
Патент США № 3699679, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-01-07—Публикация
1985-07-17—Подача