(54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОНАМИ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
Гидросистема коробки передач | 1986 |
|
SU1346460A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач | 1990 |
|
SU1759672A1 |
Механизм плавного включения гидроуправляемых фрикционных муфт коробки передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1720906A1 |
Устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1364498A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
Система управления коробкой передач самоходной машины | 1984 |
|
SU1167049A1 |
Механизм плавного включения ступеней гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1981 |
|
SU1008022A1 |
Гидравлическая система управления фрикционными элементами коробки передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1098837A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам управления фрикционами гидромеханических коробок передач.
Известно устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач, содержащее гидронасос, гидравлически соединенный с переливным клапаном, через распределитель - с исполнительными гидроцилиндрами фрикционов и через предохранительный клапан - с гидробаком, и педаль главной муфты, причем переливной клапан выполнен в виде корпуса с размещенным в нем подпружиненным поршнем и гидравлически соединен с гидробаком .
Недостатком известного устройства является то, что оно не позволяет получить переменное значение коэффициента запаса фрикционных элементов ступенчатой коробки передач при разгоне на главной муфте и при других режимах работы, что необходимо для повышения надежности и долговечности как гидроподжимных фрикционов. так и трансмиссии машины в целом.
Цель изобретения - улучшение эффективности работы устройства путем предотвращения буксования фрикционов в период
разгона мащины при включении главной муфты и снижения динамических нагрузок в трансмиссии на других- режимах работы.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено механизмом включения, выполненным в виде гидроцилиндра, полости которого соединены между собой посредством дроссельных отверстий и обратного клапана, установленного с возможностью перепуска рабочей жидкости по направлению к щтоковой полости гидроцилиндра, причем поршень упомянутого гидроцилиндра через пружину кинематически связан с подпружиненным поршнем переливного клапана, а его шток кинематически связан с педалью главной муфты.
На чертеже изображено предлагаемое устройство.
Устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач содержит гидронасос 1, связанный гидролинией 2 с предохранительным клапаном 3, с полостью 4 переливного клапана 5, с распределителем 6, а через него с исполнительными гидроцилиндрами 7 и 8 коробки передач. Поршень 9 переливного клапана 5 опирается
на пружину 10 и прикрывает сливное отверстие 11, а шток поршня 9 связан пружиной 12 с поршнем 13 механизма включения, имеющим дроссельные отверстия 14, а также обратный клапан 15, связанный с полостью 16 отверстием 17 в пораше 3, а с полостью 18 - отверстием 19 и каналами 20 в штоке 21 поршня 13. Полости 16 и 18 заполнены жидкостью. Шток 21 поршня 13 связан системой тяг 22 с педалью 23 главной муфты.
Устройство работает следующим образом.
При включении одной из передач давление от гидронасоса 1 по гидролинии 2 передается к распределителю 6 и через него к исполнительному гидроцилиндру 7, а также в полость 4 переливного клапана 5. Под действием давления порпюнь 9 перемещается вправо, сжимая пружину 10, до тех пор, пока не откроет сливное отверстие 11. Величина давления в исполнительном гидроцилиндре зависит от усилия сжатия пружины 10. Пружина 10 выбирается таким образом, чтобы получить коэффициент запаса гидроподжимных фрикционов равным 1,5- 1,8. При выключении главной муфты сцепления усилие от педали 23 передается через тяги 22 на шток 21 поршня 13 и перемещает eio влево. Обратный клапан 15 при этом (чкрывается, и жидкость из полости 16 перетекает через отверстия 17, 19 и каналы 20, а также дроссельные отверстия 14 в полость 18. Пружина 12 сжимается и передает усилие на шток поршня 9 переливного клапана. Поршень 9 перемещается влево, перекрывая сливное отверстие 11, вследствие чего давление в гидравлическом устройстве возрастает. При достижении в гидравлическом устройстве давления, достаточного для преодоления суммарного усилия сжатия пружин 10 и 12 порщень 9 перемещается вправо и открывает сливное отверстие 11. Пружина 12. и ход поршня 13 подбирается из условия получения, при выключенной главной муфте сцепления коэффициента запаса гидроподжимных фрикционов, больщего коэффициента запаса главной муфты сцепления. При включении главной .муфты сцепления (период разгона) тяга 22 отводится от штока 21 и освобождает его. Однако поршень 13 под действием пружины 12
перемещается вправо медленно, так как обратный клапан 15 закрыт, а жидкость из полости 18 в полость 16 перетекает только через дроссельные отверстия 14. Таким образом давление в полости 4 снижается плавно. Сечения .дроссельных отверстий выбираются такими, чтобы сохранить достаточный для работы без срыва коэффициент запаса гидроподжимных фрикционов в течение всего периода разгона. Таким образом предотвращается буксование гидроподжимных фрикционов в период разгона и снижаются динамические нагрузки в трансмиссии на других режимах работы.
Формула изобретения
Устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач, содержащее гидронасос, гидравлически соединенный с переливны.м клапаном, через распреQ делитель - с исполнительными гидроцилиндрами фрикционов и через предохранительный клапан - с гидробаком, и педаль главной муфты, причем переливной клапан выполнен в виде корпуса с размещенным в нем подпружиненным поршнем и гидравлически
5 соединен с гидробаком, отличающееся тем, что, с целью улучшения эффективности работы устройства путем предотвращения буксования фрикционов в период разгона .машины при включении главной .муфты и снижения динамических нагрузок в трансмиссии на других режимах работы, оно снабжено механиз.мом включения, выполненны.м в виде гидроцилиндра, полости которого соединены между собой посредством дроссельных отверстий и обратного клапана, установленного с возможностью перепуска рабочей жидкости по направлению к штоковой полости гидроцилиндра, причем поршень упомянутого гидроцилиндра через пружину кинематически связан с подпружиненным поршнем переливного клапана, а его щток
0 кинематичес1;;и связан с педалью главной муфты.
Источники инфор.мации, принятые во внимание при экспертизе 1. Анилович В. Я., Водолажченко Ю. Т. Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов. М., «Машиностроение, 1976, с. 268 (прототип).
Авторы
Даты
1982-01-15—Публикация
1980-04-14—Подача