Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства Советский патент 1980 года по МПК B60K41/26 

Описание патента на изобретение SU779107A1

(54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ

МУФТАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И ТОРМОЗАМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к сту- пенчатьш трансмиссиям тракторов.и автомобилей с гидропрн водом управления фрикционными муфтами коробки передач и пневмоприводом управления тормозами.

Известна система управления муфтой, и тормозом/ содержа1цая насос | сервомеханизм следящего действия, входное звено которого соединено с педалью, блокировочные золотники коробки передач и клапан с подпружиненным золотником, установленный напротив выходного звена сервомеханизма Щ ,

Недостатком указанной системы является сложность конструкции, обусловленная наличием блокировочных золотников, которые связаны с валика ми механизма управления коробкой йередач, а также клапана , с подпружИ нениым золотником;

Известна система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами, содержащая насос, клапан управления, обеспечивакяций последовательность выключения муфты и вклю-. чения тормоза коробки передач при. помощи взаимосвязанных золотников

установленных в корпусе и соединен.ных с одной педалью рЗ .

Недостатком этой системы является отсутствие блокировки, что допу-

5 екает возможность включения тормоза коробки передач при движущейся машине, снижая его надежность.

Наиболее близкой к изобретению является система управления фрикц.и- ,

to онными муфтами короб1 и, передач и тортмозами транспорткого средству, содержащая двухпозиционный распределитель, входы которого соединены гилЬолиниями с выходами источника рабочей кости и переливного клапана, а выходы - соответственно с гидробаком и с силовыми цилиндрами фрикционных муфт через распределитель, ресивер, связанный пневмолиниями с регулятором

20 давления и с силовыми цилиндрами колесных тормозов посредством TOPTN SHOго , и силовой цилиндр TopNjos коробки передач И«

Недостатком известной системы яв25ляется сложность конструкции и наличие специального органа управления золотником тормоза, что требует дополнительных манипуляций органами управления при маневрировании самоходной

30 машины. Отсутствие блокировки включеиия тормоза коробки передач може вывести коробку передач из строя при случайном нажатии на орган управления золотником тормоза при движении самоходной машины. , . с

Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что система снабжена управляемым клапаном и блокйруклцим клапаном, выполненным в виде корпуса с центральной и двумя торцовыми камёралш и подпруЖйнёйного золотника, расположенного в корпусе и имеющего хвостовик с осевым отверстием и цилиндрическую проточку на наружной поверхности, соединенную каналом с упомянутым осевым хвостовика, последний расположен со стороны пружины упомянутого клапана, причем центральная полость блокирующего клапана сообщена с атмосферой и расположена со стороны цилиндрической проточки хвостовика, одна торцовая камера блокирующего клапана со стороны, противоположной хвостовику, соединена гидролийией с двух.ПОЗИЦИОННЫМ распределителем, а в друго торцовой камере блокирующего клад на установлен указанный управляемый клапан, разделяющий эту камеру на дее полости, в одной из которых расположен хвостовик подпружиненного золотнику для управления упомянутым управляемым клапаном, при этом одна упомяйут я полость соединена пневмолйнией с силовым цилиндром тормоза коробки передач, щ другая - с силовыми цйлияЧР колесных тормозов,

На фиг, 1 показано положение элементсэв системы управлеййя движущейся машины При отсутствии воздействия на клапан управления и тормозной кран; на фйг. 2 - то же, при трогании машины с воздействием на клапай управления; на фиг. 3 - то же, при торможений машины с воздействием на тормозной край; на фиг, 4 - то же it при переключении подвижных шестерен или зубчатых сОедийейий (не показаны), установленных в траЯсмиссии между фрикцйОйными. муфтами и движителем, с воздействием на клапан управления и тормозйой кран.

Система управления (фиг. 1) содержит гидропривод, включающий источйик 1 рабочей жидкости, переливной клапан 2, распределитель 3, силовые цилиндры 4-6 соответственно первой, второй и третьей передач .фрикциой ных муфт, двухпозицирйный распределитель 7, гйдообак 8 и пйевмопривод, включающий ресивер 9, регулятор 10 да йления, тормозной кран 11, силовые цилййдры 12 и 13 колесных тормозов, силовой цилиндр 14.тормоза коробки передач и блокирующий клапан 15.

Двухпозйционный распределитель 7 содержит корпус 16, свЯзанньйй e WeSaлью 17 золотник 18, имеющий осевое отверстие 19, шарик 20, пружййы 21 а

22, JiCopftyc 16 соединен гидролйййрй 23 с,йсточйиком 1 рабочей жцдкос и, гйдролийией 24 - с распределителем 3, гйдрЬййнией 25 - с гидробаком 8. Тормозной кран 11 содержит кор- пус 26, соединенн1ьай с педалью 27,золотник 28 с проточкой и пружину 29. Корпус 26 пневмолинйей 30 соедийей с ресивером. 9, пневмолйнией 31 - с силовыми цилйндрг№1и 12 и 13 колесных тормозов, а каналом 32 - с атмосферой.

. Блокирующий клапан 15 содержит корпус 33, золотник 34 с цилиндрической проточкой 35, соединенной каналом 36 с осевым отверстием. 37 в хвосто-викё 38, пружину 39, управляемый клапан 40

и пружину 41.

Корпус 33 имеет торцовую камеру 42, соединёййую гйдролйййей 43 с корпусом 16 двухпозйЦйоИНОГО распределителя 7, центральную камеру 44/ сообщающуюся

с атмосферой и торцовую камеру, состоящую из двух полостей 45 и 46,разде- . ленных управляемых клапаном 40.

Полость 45 соединена пневмолинйей . 47 с силовым цилййдром 14 тормоза кргробки передач, а ПОЛОСТЬ 46 - пневмо-., линиями 48 и 31 с тормозным краном 11.

Распределитель 3 соединен сливной гйдролинией 49 с гйДРОбаком 8, а: ги,дролиййЯ1до 50, 51 и 52 - соответственно с силовымицйлиндрс1ми 4,5 и 6.

Система управления работает следующим образом.

При. отсутствии воздействия на педаль 17 двухпозициоййого распределителя 7 и педаль 27 тормозного крана 11

(фиг. 1) рабочая жидкость рт источник. 1 рабочей ЖИДКОСТИ по гйдролинии 23 поступает через корпус 16 по гидролиний 24 в распределитель 3, а из него в силовой цилййдр 4. .

Фрикцирнйые элементы муфты сжаты и машина дв1Ижёт :я на Первой передаче. Давлёйие рабочей Жидкости определяется настройкой перелйвйрго -клапана 2. Силовь1е цйлиндаы 4-6 через распределйтель 3 и сливйую гйдрОлйййю 49 соединены с гидрОбаком. Муфты второй и третьей передач.выключены,

Силовые цилиндры 12 и 13 разобщёны

от ресивера 9 и по проточке золотника

28 и каналу 32 сообщены с атмосферой,

Силовой цйллйдр 14 пнев1 к Лйййей 47 через полость 45, отверстие 37, канал 36 и камеру 44 сообщен с атмосферой. ТорMO3i коробки передач и колесные тормОэа расторможены. Переключение передач осуществляется поворотом распределителя 3,

При нажатйй на педаль 17 (фиг. 2) ЗОЛОТНИК 18 двухпозйционйогораспредел гепя 7 занимает крдйнее левое положвйиеу отсекая источййк 1 рабочей | ЖИДКОСТИ от распределителя 3. При этом прлржеййи„35 лртника 1Й усилие пружины 21 Й{Н1смальйо и шарик 20 открывает

осевое отверстие 19, через которое рабочая жидкость из силового цнлийдра 4 по гидролиниям 50, 24 и 25 попадает гидробак 8. Одновременно гидролиния 23 соединяется в корпусе 16 по проточке золотника 18 с гидролинией 43. Рабочая жидкость от источника 1 рабочей жидкости поступает в торцоёую каМёру 42 блокирующего клапана 15, Золотник 34 сжимая пружину 39, перемещается впра во, сдвигает управляемый клапан 40 .и сообщает между собой полости 45 и 46 Давление в силовом цилиндре. 4 падает и машина останавливается. По ме ре отпускания педали давление в силовом цилиндре 4 возрастает, усилие сжатия фрикционных элементов муфты увеличивается и происходит троганйе машины на первой передаче. При торможении машины водитель вы жимает педаль 27 тормозного крана 11 (фиг, 3), связанный с педалью 27 золотник 28, сжимая пружину,29 перемещается влево, разобщает силовые цилиндры 12 и 13 колесных тормозов от атмосферы ь сообщает их с ресивером 9 по пневмолиниям 30 и 31, а также по пневмолинии 48 с полостью 46 блокируюадего клапана 15, Под действием сжатого воздуха, поступающего в силовые Цилиндры 12 и 13, происходит перемещение поршней и торможение машины, Давление в силовых цилиндрах. 12 и 13 определяется настройкой регулятора 10 давления. Управляемый клапан 40 не меняет своего положения,а-силовой цилиндр 1 по пневмолинии 47,полости 45,отверсти 37, каналу 36 и центральной камере 44 сообщается с атмосферой. Тормоз коробки передач расторможен. Для безударного переключения под.вижных шестерен или зубчатых соединений, установленных на выходном валу фрикционных муфт, водитель выжимае педали 17 и 27 (фиг, 4). Золотник 18 двухпозиционного рас- пределителя 7 перемещается влево, от секает силовой цилиндр 4 от источника 1 рабочей жидкости и. сообщает егчэ с гидробаком 8, а торцовая камера 42 блокирующего клапана 15 по гидролиниям 43 и 23 - с источником 1 рабочей жидкости. Давление в силовом цилиндре 4 пада и усилие сжатия фрикционных элементов уменьшается. Под действием давления в Торцовой камере 42. золотник 34 переме щается вправо и сдвигает управляемый клапан 40. При этом осевое отверстие 37 в хвостовике 38 перекрывается клапаном 40, а полости 45 и 46 сообщаются между собой. Золотник 28 тормозного крана 11 перемещается влево, перекрывает канал 32 и сообщает пневмолинию 31 с ресивером 9, Сжатый воздухпоступает в силовые цилиндры 12 и 13 колесных тормозов и по пневмолинии 48, полости 46 и 45, пневмолинии 47 в силовой цилиндр 14, Тормоз коробки передач затормаживает выходной элемент .фрикционных муфт, обеспечивая . чистоту их выключения и возможность безударного переключения. После переключения подвижных шестерен или зубчатых соединений водитель отпускает педаль 27. Под действием пружийы 29 золотник 28 смещается вправо, отсекая пневмолинию 30 и ресивер 9 от пневмолинии 31, Силовой цилиндр 14 по пневмолй-, НИИ 47, через полости 45 и 46, по пневмолинии 48 соединяется с пневмолинией 31, которая по проточке золотника 28 и каналу 32 сообщается с атмосферой. Происходит растормаживание колесных торйозов и тормоза коробки передачи. Затем водитель отпускает педаль 17. Золотник 18 двухпозиционного рас- пределителя 7 смещается вправо под действием пружины 22, При этом торцовая Камера 42 по гидролинии 43 сообщается по проточке золотника 18 с гидролинией 25 и гидробаком 8, Золотник 34 блокирующего клапана 15 смешается влево, у травляемый клапан 40 прижимается пружиной 41к седлу корпуса 33, Полости 45 и 46 разобщаются. Силовой цилиндр 14 по пневмолинии 47, полости 45, осевому отверстию 37, каналу 36, проточке 35 и камере 44 сообщается с атмосферой. Рабочая жидкость от источника рабочей жидкости по гидролинии 23, проточке золотника 18 и гидролинии 24 поступает в распределитель 3 а из него по гидролинии 50- - в силовой цилиндр 4, Осевое отверстие 19 перекрыто шариком 20, поджатым пружиной 21, Происходит троганйе машины на фрикционной муфте первой передачи. Формула изобретения Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства, содержащая двухпозиционный распределитель, входы которого соединены гидролиниями с выходами источника рабочей жидкости и переливного клапана, а выходы - соответственно с гидробаком и с СИЛОВЫ1-1И цилиндрами фрикционных муфт через распределитель, ресивер, связанный пневмолиниями с регулятором давления и С еияовЁамИ цилиндрами колесных тормоэов посредством тормозного крана, и силовой цилиндр тормоза коробки передач, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения наежности, она снабжена управляемым клапаном и блокирующим клапаном, выполненным в виде корпуса с центральной и двумя торцовыми камерами и подпружиненного золотника, расположенного в корпусе и имеющего хвортовик с осевым отверстием и цилиндрическуто проточку на наружной поверхности, соединенную каналом с упомянутым осеBt M отверстием хвостовика, последний расположен со стороны пружины упомянутого клапана, причем центральная полость .блокирующего клапана сообщена с атмосферой и расположена со стороны цилиндрической проточки хвостовика, одна торцовая камера блокирующего клапана со стороны, противоположной хвостовику, соединена гидролинией с двухпоэиционным распределителем, а в другой торцовой камере блокирующего клапана установлен указанный управляемый клапан, раэдёляющий эту

8

камеру на две полости, в одной из которых расположен хвостовик подпружиненного золотника для управления упомянутым управ ля e ffilм клапаном, при этом одна упомянутая полость соединена пневмолннией, с силовым цилиндром тормоза коробки передач, а другая - с силовыми 1;,илиндрами колесных тормозов.

.Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1,Авторское свидетельство СССР 368086, кл. В 60 Е 32/02, 1969.

2,Авторское свидетельствр СССР № 600002, кл. В 60 к41/28, 1975Г

3,Никонов Н. Н, Трактор Киро 5 вед К-701. Высшая школа% 1974,

с. 133-134, рис. 83 (прототип) .

Похожие патенты SU779107A1

название год авторы номер документа
Система управления коробкой передач самоходной машины 1977
  • Шапиро Ефим Михайлович
  • Кравченко Николай Александрович
  • Кальченко Борис Иванович
  • Коденко Михаил Николаевич
SU751671A2
Система управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства 1980
  • Прилуцкий Юрий Назарович
  • Кравченко Николай Александрович
  • Бойко Игорь Григорьевич
  • Бондаренко Виталий Васильевич
SU903229A1
Устройство управления гусеничного транспортного средства 1977
  • Левитанус Адольф Давидович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Скрыпник Инна Андреевна
  • Забелышинский Зиновий Эммануилович
  • Волошина Татьяна Борисовна
SU737283A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1975
  • Шапиро Ефим Михайлович
  • Кравченко Николай Александрович
  • Огий Григорий Ефимович
  • Скрыпник Инна Андреевна
  • Коденко Михаил Николаевич
SU575243A1
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Баторшин В.П.
  • Галемов Т.Т.
  • Голоскин Е.С.
RU2232685C1
Система управления стояночным тормозом и дифференциалом транспортного средства 1978
  • Винарский Анатолий Антонович
  • Казюк Олег Николаевич
  • Королев Владимир Григорьевич
  • Подрез Вячеслав Владимирович
SU712277A1
Гидравлическое устройство для рекуперации энергии торможения транспортного средства 1986
  • Разин Поликарп Панфилович
SU1357259A1
Устройство для управления фрикционными муфтами и тормозом ступенчатой коробки передач транспортного средства 1975
  • Шапиро Ефим Михайлович
  • Кравченко Николай Александрович
SU600002A1
Гидрообъемный привод транспортного средства 1987
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Боталенко Андрей Андреевич
  • Комяк Игорь Михайлович
  • Зенькович Адам Адамович
  • Можаров Игорь Владиславович
  • Подрез Вячеслав Владимирович
SU1414665A1
Устройство управления блокировкой дифференциала транспортного средства 1984
  • Король Вячеслав Федосьевич
  • Слепян Роман Михайлович
  • Островерхов Николай Львович
SU1162630A1

Иллюстрации к изобретению SU 779 107 A1

Реферат патента 1980 года Система управления фрикционными муфтами коробки передач и тормозами транспортного средства

Формула изобретения SU 779 107 A1

SU 779 107 A1

Авторы

Шапиро Ефим Михайлович

Кравченко Николай Александрович

Бондаренко Виталий Васильевич

Даты

1980-11-15Публикация

1978-12-25Подача