Изобретение относится к машиностроению, а именно к тепловым двигателям, используюп1им для получения механической энергии тепловые деформации активных элементов из материала с памятью формы, и может быть использовано дпя привода различных подвижных и стационарных объектов.
Цель изобретения - повышение удельной мощности. .
На фиг.1 изображен двигатель, продольный разрез; на фиг.2 - то же поперечный разрез.
Двигатель содержит корпус 1, нагреватель 2 в виде цилиндра 3 с каналом 4 для подачи теплоносителя, охладитель 5 с каналом 6 для подачи хладоносителя, выходной вал 7 и размещенный на цилиндре 3 активный элемент 8 из материала с памятью формы например, из никелида титана. Выходной вал 7 имеет отверстие, армированное теплоизолирующей втулкой 9, в которой закреплен цилиндр 3 нагревателя 2, выполненный из жаропрочного материала. Соосно с выходным валом 7 в корпусе 1 на подшипнике 10 установлена обгонная муфта 11. Активный элемент 8 закреплен одним концом через шарнирную накладку 12 и втулку 13 на выходном валу 7, а другим - на обгонной муфте 11. Корпус 1 закрыт крышками 14 и 15, снабженными манжетами 16. В крышке 15 размещены регулировочный стакан 17 и форсунка 18. На валу 7 размещены наклонные лопасти 19, напротив котй- рых в крьш1ке 14 корпуса 1 выполнены окна 20 для подачи на активный Элемент 8 хладоносителя. Выходной вал установлен в корпусе 1 на подшипнике 2 1 .
Двигатель работает следуюш 1м образом.
При -сжигании жидкого или газообразного топлива, подаваемого форсункой 18 во внутреннюю полость нагревателя 2, активный элемент 8 нагревается до верхней температуры памяти Т и,;принимая заданную форму (положениё4 обозначенное пунктиром на фиг. 2) ,; поворачивает выходной вал 7 на установленный угол, упираясь при этом вторым концом в корпус I через заклиненную обгонную муфту 11,
При изменении формы активног о элемента 8 его температура понижается. Далее элемент 8 охлаждается до нижней температуры памяти Ti внешним воздухом, подаваемым лопастями 19 вращакяцегося выходного вала 7 в зазоры между нагревателем 2, активным элементом-8 и корпусом 1. При этом воздух, проходящий между нагревателем 2 и активным элементом 8, подается внутрь нагревателя 2 для сжиганиятоплива. После охлаждения активного элемента 8 до температуры Т. он принимает первоначальную форму, нагревается от поверхности цилиндра 3 нагревателя 2, и цикл повторяется.
При обратном изменении формы активного элемента 8 обгонная муфта 11 расклинивается, обеспечивая свободное вращение выходного вала 7 по инерции.
Формула изобретения
1.Тепловой двигатель, содержащий корпус, нагреватель в виде цилиндра с каналом для подачи тепло- носит.еля, охладитель с каналом для подачи хладоносителя, выходной вал
и размещенный на цилиндре активный
элемент из материала с памятью фор- мы, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения удельной мощности, двигатель дополнительно снабжен установленной между корпусом и элементом обгонной муфтой, элемент размещен в канале охладителя и
прикреплен одним концом к валу, а другим - к муфте, при этом память элемента выражена в уменьшении его кривизны и угла охвата цилиндра при нагреве для нарушения его контакта с цилиндром и привода вала во вращение .
2.Двигатель по п.1, о т л и - чающийся тем, что он допол-
нительно снабжен наклонными лопастями, размещенными на валу, напротив которых в корпусе выполнены окна для подачи на элемент хладоносителя.
t kj
&
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тепловой привод | 1986 |
|
SU1397616A1 |
Двухроторный двухтактный двигатель внутреннего сгорания | 2020 |
|
RU2763245C1 |
ДВУХРОТОРНЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2022 |
|
RU2820512C2 |
ДВУХВАЛЬНЫЙ РОТОРНО-ЛОПАСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ ОРЛОВА И.М. | 2008 |
|
RU2366819C1 |
РЕВОЛЬВЕРНЫЙ РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2628813C2 |
Устройство для получения механической энергии | 1989 |
|
SU1791621A1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ МАЗЕИНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2263799C2 |
Роторно-поворотный двигатель | 1976 |
|
SU599102A1 |
МНОГОЦИЛИНДРОВАЯ ТУРБИНА ОБЪЕМНОГО РАСШИРЕНИЯ | 2004 |
|
RU2362881C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для привода различных подвижных и стационарных объектов. Изобретение позволяет повысить удельную мощность.. Размещённый на цилиндре-нагревателе активный злемент (АЭ) на- гпевается до верхней температуры памяти. Принимая заданную форму, АЭ 8 поворачивает выходной вал на установленный угол. При этом втсГрым концом АЭ 8 упирается в корпус двигателя через заклиненную обгонную муфту 11. При изменении формы АЭ 8 его температура понижается. Далее АЭ 8 охлаждается до нижней температуры памяти внешним воздухом. Последний поступает через окна в корпусе и наклонными лопастями подается на АЭ 8. Охлажденный АЭ 8 принимает первоначальную форму, после чего вновь нагревается, и цикл повторяется. При обратном изменении формы АЭ 8, муфта 11 расклинивается, обеспечивая свободное вращение вала по инерции. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л с
Составитель Л.Тугарев Редактор И.Касарда Техред в. КадарКорректор Е.Рошко
Заказ 7881/3 Тираж 449Подписное
ВНИИГП Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/i
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул. Проектная, 4
Устройство для преобразования тепловой энергии в механическую | 1976 |
|
SU750126A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Тепловой двигатель | 1983 |
|
SU1100424A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1987-02-15—Публикация
1985-08-13—Подача