Устройство для удаления ила Советский патент 1987 года по МПК C02F11/12 C02F103/00 

Описание патента на изобретение SU1293124A1

площадки по рельсовым путям, имеет транспортирующую тележку 10 для пе ревозки механизма 2 подборки ила с одной площадки на другую, подвижную поперек блока иловых площадок по рельсовым путям. Рыхлители ила выполнены в виде гребенки 24, которая составлена из набора съемных поворотных пластин, установленных равномерно на брусе. Брус расположен вдоль транспортера удаления ила с блока иловых площадок и связан с его рамой шарнирно с возможностью возвратно-поступательного перемещения отно

1

Изобретение относится к канализа- 1ЩИ и может быть использовано для очистки иловых площадок на очистных сооружениях городов и промьшшенных предприятий. .

Цель изобретения - повьшение эффективности использования и производительности устройства путем интенсификации подсушки ила на иловых площадках, сокращения времени уборки ила и снижения трудоемкости обслужи- вания.

На фиг. 1 изображено устройство для удаления ила и .блок иловых площадок, вид в плане; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1, повернуто; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 2; на фиг. 4 - узел I на фиг. 2; на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 6 - вид Г на фиг. 5; на фиг. 7 - узел ТТ на фиг. 5; на фиг. 8 - разрез Д-Д на фиг. 7; на фиг. 9 - разрез Ж-Ж на фиг. 7, повернуто; на фиг. 10 - разрез 3-3 на фиг. 8; на фиг. 1 1 - вид И на фиг. 1; на фиг. 12 - вид К на фиг. 11; на фиг. 13 - разрез Л-Л на фиг. 12; на фиг. 14 - разрез М-М на фиг. 12; на фиг. 15 - разрез Н-Н на фиг. 1; на фиг. 16 - узел III на фиг. 15.

Устройство для удаления ила с бло ка иловых площадок содержит рыхлители 1 ила, механизм.2 подборки ила, транспортер 3 удаления ила с блока 4 иловых площадок 5-7, транспортер 8 отвода ила с блока 4 в стационарный пункт 9 складирования или на погруз

сительно рамы в вертикальной плоскости посредством привода подъема, который установлен на раме. Каждая пластина верхней частью шарнирно связана с брусом и приводной тягой, которая связана с брусом фиксатором положения поворота пластин. Пластины в шарнирах установлены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Брус снабжен индикатором положения поворота пластин. Гребенки на раме транспортера установлены по числу иловых площадок. 21 з.п. ф-лы, 16 ил.

0

5

5

0

ку в технологические транспортные средства (не показаны), транспортирующую тележку 10 для перевозки механизма 2 с одной иловой площадки на любую другую в блоке 4.

Блок 4 содержит три иловые площадки 5-7 -(но может состоять из большего количества) длиной каждая 40G-80Q м с продольной осью и шириной 10-30 м, в зависимости от реальных условий на очистных сооружениях.

Иловые площадки 5-7 имеют дренирующее основание 11 и железобетонные оградительные стенки 12-17, высота которых над дренирующим основанием равна 0,4-0,7 м. По оградитель- ньм стенкам 12-15 вдоль блока 4 иловых площадок 5-7 проложены рельсовые пути 18-21 соответственно, на которых установлены механизм 2 подборки ила и транспортер 3 отвода ила с возможностью перемещения вдоль продольной оси блока (на фиг. 1 показано нахождение механизма 2 на иловой плоп1адке 5 на рельсовых путях 18 и 19).

Вне блока 4 за оградительной стенкой 16 проложены рельсовые пути 22 и 23 перпендикулярно продольной оси, на которьпс установлена транспортирующая тележка 10 с возможностью перемещения поперек продольной оси блока 4, т.е. перпендикулярно. Стационарный пункт 9 складирования расположен за оградительными стенками 15 и 17 вне зоны блока 4 (на фиг. 1 слева от стенки 15, но может быть расположен также справа от стенки 12)

Каждый рыхлитель выполнен в виде поворотной гребенки 24 с одной или двумя в комплекте, в зависимости от конструктивного исполнения (на фиг.8 рыхлитель состоит из двух гребенок), которая составлена из набора съемных поворотных пластин 25.

Пластины 25 установлены с опреде- ленным шагом равномерно на брусе 26, который расположен вдоль транспортера 3 удаления ила с иловых пло1цадок 5-7 и связан с секцией 27 его рамы 28. При этом количество секций 27 в раме 28 равно числу иловых площадок в блоке 4.

Брус 26 связан с секцией 27 рамы 28 при помощи скользящего шарнира 29 с возможностью возвратно-поступатель ного перемещения относительно рамы 28 в вертикальной плоскости, т.е. вверх-вниз. На секции 27 рамы 28 установлен привод 30 подъема бруса 26 с гребенками 24, который связан с брусом 26 посредством гибкого тягового элемента 31, например, каната или цепи.

Скользящий шарнир 29 состоит из колонки 32 и направляющей 33. При этом на концах 34 и 35 бруса 26 установлены и закреплены две колонки 32, а на каждой секции 27 рамы 28 - две направляющие 33. Количество поворотных гребенок 24 на всей раме 28 транспортера 3 установлено по числу, иловых гтощадок-5-7 в блоке 4, но может быть и вдвое больше в зависимости от варианта конструктивного исполнения (фиг. 8).

Каждая поворотная пластина 25 верхней частью 36 шарнирно связана с брусом 26, При этом пластины 25 в шарнирах 37 установлены с возможностью кругового поворота в горизон- тапьной плоскости. Пластина 25 верхней частью 38 установлена на брусе 26 консольно, а в поперечном сечении ( фиг, 9) выполнена треугольной формы 39.

Каждая поворотная пластина 25 верхней частью 36 шарнирно связана с приводной тягой 40 при помощи рычага 41, который закреплен на пластине 25 и снабжен шарниром 42, свя- занным с приводной тягой 40. Приводная тяга 40 связана с брусом 26 при . помощи фиксатора 43 положения поворота пластин .

Фиксатор 43 вьтолнен следующим образом. На приводном рычаге 44, который выполнен двуплечим по отношению к шарниру 42, на свободном плече 45 установлен подвижный стержень 46 в напрарпяющем стакане 47, поджатый пружиной 48 к низу.

На верхней части стержня 46 закреплена приводная рукоятка 49. Нижняя часть 50 стержня 46 периодически взаимодействует с одним из гнездовых пазов 51, которые выполнены в кронштейне 52 фиксатора и расположены равномерно по окружности с центром, совпадающим с осью поворота шарнира 37. Кронштейн 52 закреплен на брусе 26. Пластины 25 при помощи фиксатора 43 могут быть ориентированно установлены под углом f к продольной оси площадки. Угол f выбран в пределах 0-45° с шагом, равным 15°, но может быть другим. Этим регулируется ширина нарезаемых пластинами 25 дренажных борозд в подсушиваемом ил.е.

Рыхлители 1 снабжены индикаторами 53 положения ориентированного поворота пластин 25, т.е. ориентирован ного поворота всей гребенки 24. Индикатор 53 состоит из секторного диска 54, который установлен на крон- шнейте 52, закрепленном на брусе 26 и стрелки 55, которая выполнена на свободном плече 45 приводного рычага 44.

Секторный диск 54 по окружности градуирован по шагу угла у поворота пластин 25, например 0-15-30-45°, но шаг может быть равен и другой выбранной величине. Секционная рама 28 транспортера 3 удаления ила установлена на параллельных самоходных тележках 56 с ходовыми колесами 57 поперек продольной оси блока 4 иловых площадок 5-7 и имеет возможность пе- редвижения вдоль иловых площадок по рельсовым путям 18-21.

Каждая из поворотных гребенок 24 вне зависимости от других может занимать нижнее или верхнее положение (нижнее - рабочее, верхнее - нерабочее). На фиг. 5 крайние кребенки 24 показаны в рабочем положении, а средняя - в нерабочем транспортном. На фиг. 8 гребенки 24 установлен симметрично, например, под углом к продольной оси гшощадки. Симметричное положение уравновешивают боковые реакции от сопротивления ила вдоль бруса 2.6,

Шарниры 37 могут быть выполнены в съемных кронштейнах 58, которые закреплены на брусе 26. Транспортер 3 удаления ила снабжен реверсивным приводом 59. Разгрузочная головка 60 транспортера 3 расположена над лентой 61 транспортера 8 отвода ила с блока 4 в стационарный пункт 9, который может быть слева или справа.

Транспортер 3 связан с механизмом 2 подборки ила при помо1ци быст- роразъемных замковых сцепок 62, по крайней мере, двух, расположенных по краям механизма 2,

Механизм 2 подборки ила состоит из роторно-фрезерного подборщика 63 и элеватора 64, которые установлены посредством рамы 65, поворотной в вертикальной плоскости, на горизонтальных шарнирах 66 несущей фермы 67

Несущая ферма 67 опирается на четыре ходовые тележки 68, которые расположены, по углам фермы 67 попарно параллельно. Ферма 67 при помощи тележек 68 подвижна, например, вдоль иловой площадки 5 по рельсовым путям 18 и 19. На ферме 67 установлен реверсивный привод 69 поворота рамы 65 который связан с консольным концом 70 рамы 65 при помощи трособлочной системы 71.

Привод 69 поднимает или опускает раму 65 с подборщиком 63 и элеватором 64 в транспортное или рабочее по- j через середину элеватора 64. Этим

ложение соответственно. По краям роторно-фрезерного подборщика 63 установлены захватно-ограничительные плужки 72, обеспечивающие качественную подборку ила по всей ширине рабочего органа подборщика 63, т.е. по всей ширине иловой площадки 5.

Механизм 2 подборки ила снабжен ограничителем 73 положения высоты роторно-фрезерного подборщика 63 над дренирующим основанием 1 иловой площадки и приспособлением 74 регулировки и контроля этой высоты, т.е. контроля толщины слоя убираемого ила. Ограничитель 73 с приспособлением 74 регулировки выполнен в виде винтово- гр толкателя 75 и амортизатора 76, которые находятся в контакте и взаимодействуют друг с другом.

Винтовой толкатель 75 установлен на несущей ферме 67, а амортизатор - на поворотной раме 65, Амортизатор 76 вьшолнен составным в виде пакета, набранного из эластичных элементов

достигается уравновешивание боковы осевых нагрузок в рабочем органе о сопротивления убираемого ила при е подаче к элеватору 64.

40 На несущей ферме 67 установлена кабина 88 оператора, в которой нах дятся- органы 89 управления электро схемой (не показана) приводов комп лексного устройства, что позволяет

45 оперативно управлять устройством в время работы.

Транспортер 8 отвода ила с блок 4 иловых площадок 5-7 снабжен съем ными защитными ограждениями 90 и 9

50 от распыления ила при ветровой наг рузке. Защитные ограждения 90 и 91 установлены на раме.92 по всей ее длине по бокам с обеих сторон вдол ленты 61. Каждое защитное огражден

55 90 и 91 соединено с рамой 92 посре ством быстросъемных замковых соеди нений 93, по крайней мере двух.

Замковое соединение 93 вьтолнен в виде двух кольцевых петель 94 и

10

15

931246

77, например, резиновых колец, находящихся на стержне- с головкой которые размещены в корпусе 78, закрепленном на поворотной раме 65. Винтовой толкатель 75 снабжен индикатором 79 положения, который закреплен на несущей ферме 67.

Индикатор 79 вьшолнен в виде измерительной линейки, градуированной по высоте положения и взаимодействующей со стрелкой 80, закрепленной на корпусе 78. Жесткость упругих эластичных элементов 77 определяется сопротивлением убираемого ила и инерцией механизма 2.

Стержень 81 с головкой контактирует с винтовым толкателем 75 и предохраняет упругие эластичные элементы 77 от чрезмерного износа, а также равномерно распределяет нагрузку на них. Привод 82 установлен на поворотной раме 65 и связан при noMouiji цепной передачи 83 с роторно-,фрезерным подборщиком 67 и элеватором 64.

Дпя осуществления одновременной уборки ила по всей ширине иловой пло- щадки 5 два механизма 2 подборки ила спарены в виде сблокированного тандема при помощи общего вала 84. Ро-. 30 торно-фрезерные подборщики 63 также сблокированы и посредством муфты 85 выполнены с левой и правой навивками ленточных шнековых фрез 86 и 87 относительно оси симметрии, проходящей

20

25

достигается уравновешивание боковых осевых нагрузок в рабочем органе от сопротивления убираемого ила при его подаче к элеватору 64.

40 На несущей ферме 67 установлена кабина 88 оператора, в которой находятся- органы 89 управления электросхемой (не показана) приводов комплексного устройства, что позволяет

45 оперативно управлять устройством во время работы.

Транспортер 8 отвода ила с блока 4 иловых площадок 5-7 снабжен съемными защитными ограждениями 90 и 91

50 от распыления ила при ветровой нагрузке. Защитные ограждения 90 и 91 установлены на раме.92 по всей ее длине по бокам с обеих сторон вдоль ленты 61. Каждое защитное ограждение

55 90 и 91 соединено с рамой 92 посредством быстросъемных замковых соединений 93, по крайней мере двух.

Замковое соединение 93 вьтолнено в виде двух кольцевых петель 94 и 95

которые закреплены на ограждении 90 или 9 соответственно и взаимодействуют с анкерами 96 и 97, выполненными на раме 92. В каждом замковом соединении 93 имеется по крайнем ме- ре две петли 94 и 95. На раме 92 вы- толнено два анкера 96 и 97, которые 1меют форму незамкнутых пазов 98 I 99 соответственно, открытых в верх- . части.

Механизм 2 подборки ила перемещается с одной иловой площадки 5-7 на любую из них, например, с площадки 5 на площадку 6 или 7 при помощи транспортирующей тележки 10, выпол- ненной в виде по крайней мере двух двухосных секций 100 и 101, которые связаны между собой посредством регулируемых сцепок 102 и 103.

Секции 100 и 101 .при помощи тро- соблочной системы 104 связаны с реверсивным приводом 105 возвратно- поступательного движения тележки 10. При этом концевые тросы 106 и 107 связаны соответственно с секциями

100и 101, Каждая регулировочная сцепка 102 и 103 выполнена в виде жесткого стержня 108, например трубы снабженного регулировочным механизмом 109, который выполнен в виде винтовой пары, состоящей из винта

ПО, связанного посредством двух гаек 111 и 112 с поперечиной 113 или 114 соответствующих секций 100 и 101 При этом поперечина 113 или 114 сое- диняет попарно двухосные ходовые колесные корпуса 115 и 116 или 117 и , 118 соответственно с колесами 119, установленными на рельсах 22 и 23, На поперечинах 113 и 114 закреплены рельсы 120 и 121.

Рельсы 120 и 121 расположены на одном уровне с рельсовыми путями 18- 21, а рельсовые пути 22 и 23 углуб- лены на расстояние, равное высоте тележки от низа опор колес 119 до верха головок рельсов 120 и 121. По крайней мере одна из секций 100 или

101снабжена стопором 122, который периодически взаимодействует с одним

из упоров 123.

Упоры 123 установлены вдоль рельсовых путей 22 и 23 между рельсами в местах требуемой остановки тележ- ки 10 при перевозке механизма 2 подборки ила с одной иловой площадки 5-7 на любую другую так, чтобы происходила надежная стыковка рельсов

120 и 121 с парами рельсов 18 и 19, 20 и 21.

Стопор 122 закреплен на поперечине 113 и 114 и вьтолнен в виде подпружиненного штыря 124, поджатого пружиной 125 вниз к упору 123. Штырь 124 в верхней части имеет приводную рукоятку 126 и установлен в направ- Г1ЯЮЩИХ 127, которые закреплены на поперечине 113 или 114 перпендикулярно к рельсовым путям 22 и 23.

Нижняя часть 128 штыря выполнена заостренной формы и взаимодействует с упором 123, выполненным в виде кулачкового паза 129, открытого вверху. При этом по обе стороны от паза 129 по ходу тележки 10 выполнены выступающие отжимные заходные скосы 130 и 131 по отношению к кулачку 132, взаимодействующие с нижней заостренной частью 128 штыря 124.

Нижняя часть 128 штыря 124 с пазом 129 упора 123 образуют замковое быстроразъемное соединение. Механизм

2подборки ила снабжен приводом 133 независимого самостоятельного передвижения механизма 2 вдоль иловых площадок 5-7. В фиксаторе 43 пружина 48 поджимает стержень 46 к низу через упор 134. В стопоре 122 пружина 125 поджимает штырь 124 через упор 135. Транспортер 3 снабжен приводом 136 ленты 137. Винтовой толкатель 75 снабжен контргайкой 138.

Устройство работает следующим образом,

Дпя удобства принято, что в исходном положении комплексное устройство (фиг. 1, 2, 5 и 8) удаляет ил с иловой площадки 5 блока 4. При этом рыхлители 1 ила, механизм 2 подборки ила и транспортер 3 удаления ила с блока 4 передвигаются в направлении, показанном стрелкой. На иловых площадках 5 и 7 рыхлители 1 находятся в нижнем рабочем положении, а на площадке 6 - подняты в транспортное по- . ложение (нерабочее).

Оба роторно-фрезерные подборщики 63 опущены в нижнее положение, установленное по толщине убираемого слоя ила при помощи приспособления 74, но находятся несколько выше дренирующего основания 11, чтобы не повре ать его. Включен транспортер 8 отвода ила с блока 4 в стационарный пункт 9 складирования. Включены самоходные тележки 56 и привод 136 транспортера

3удаления ила с иловой площадки 5.

9

Включен привод 82 роторно-фрезернйг подборщика 63 и элеватора 64. Органми 89 управления приводами комплексного устройства Оператор управляет из кабиньт 88.

При движении транспортера 3 с рылителями 1 и механизмом 2 подборки ила по рельсовым путям 18-21 в направлении, показанном стрелкой, зах- ватно-ограничительные плужки 72 подрезают шт по краям и середине илово площадки 5. Оба роторно-фрезерные подборщики 63 убирают ил своими ленто чн о -шнековыми фрезами 86 и 87 по всей ширине иловой площадки за один проход за элеваторы 64. Каждый элеватор 64, в свою очередь, перегружает подобранный ил на транспортер 3, с разгрузочной головки 60 которого ил перегружается между зап1итньгми ограждениями 90 и 91 на ленту 61 транпортера 8, а с транспортера 8 - на стационарный пункт 9 складирования кпи в технологические транспортные средства.

Одновременно рыхлители 1 своими поворотными пластинами 25 проделывают продольные дренажные борозды в подсушиваемом слое ила на иловой площадке 7. Нарезание борозд может производиться также одновременно и на площадке 6 в зависимости от выбранной цикличности технологического процесса.

Нарезанные в иле борозды способст вуют его активной подсушке путем увеличения поверхности соприкосновения с окружающим воздухом, а также за счет увеличения водоотвода через дренирующее основание 11 иловой площадки. При достижении механизмом 2 конца иловой площадки 5 возле оградительной стенки 16 последовательно, с интервалом выключаются приводы 82, 59 и 136, соответственно останавливаются роторно-фрезерные подборщики 63 и элеваторы 64 тандема, транспортера 3 и транспортера 8. Включается привод 69. При этом рама 65 с подборщиками 63 и элеваторами 64 поворачивается в вертикальной плоскости вокруг шарниров 66 и тандем принимает верхнее транспортное положение. Привод 69 отключается. Снимаются сцепки 62 быстроразъемных замковых соединений механизма 2 с транспортером 3. Включается привод 133 независимого самостоятельного передвижения

O

5

3124

0

5

10

механизма 2. Механизм 2 переезжает на тележку 10, где-после выключения привода 133 он закрепляется на рельсах 120 и 121. Стопор 122 выводится из упора 123 путем поднятия подпружиненного штыря 124 в верхнее положение. Включается привод 105. Тросо- блочная система 104 концевым тросом 107 перемещает тележку 10 с механизмом 2 по рельсовым путям 22 и 23, например, к иловой площадке 6 или 7. Возле иловой площадки 6 привод переводят на толчковый маневровый режим. Штырь 124 опускается в нижнее положение и взаимодействует с упором 123. При этом нижняя заостренная часть 128 штыря 124 отжимается по ходу движения, например, по правому (на фиг. 13) заходному скосу 130 кулачка 132, затем по скосу 131 опускается в паз 129. Происходит точная стыковка рельсовых путей 120 и 121 тележки 10 с рельсами 19 и 20 на ютовой площадке -6. Затем механизм 2 переезжает на рельсовые пути 19 и 20 иловой площадки 6, соединяется с транспортером 3 посредством сцепок 62.

Корректировка точности стыковки каждого из рельсов 120 и 121 с рельсами 19 и 20 дополнительно производится при помошл регулировочного механизма 109. При этом длина сцепок 102 и 103 может быть увеличена или уменьшена в соответствии с колеей 5 рельсовых путей 19 и 20 на конкретной иловой площадке 6,

На иловой площадке 6 рыхлитель 1 при помощи привода 30 опускается в рабочее положение. На иловой площад- ке 7 в зависимости от принятой технологии подсушки ила дренажные борозды могут быть нареза1Л)1 повторно, например, расширены или сужены за счет установления пластин 25 в новое поло- 5 жение под другим углом у к продольной оси 0-0, основная цель при этом - чтобы происходило смещение слоев ила относительно соседних и дрена кного основания 11 и изменялась подсуши- 0 ваемая поверхность как по так и по форме.

0

Пластины 25 поворачиваются на некоторый требуемый угол у в шарнирах 37. При этом расфиксируется фиксатор 43 положения поворота пластин 25 посредством поднятия подвижного подпружиненного стержня 46, выводится нижняя его часть 50 из гнездового паза

51, осуществляется поворот гребенки 24 в горизонтальной плоскости при помощи приводной тяги 40 и рычагов 44 и 41, а заданный угол f поворота устанавливается по индикатору 53, Затем происходит замыкание фиксатора 43 путем ввода нижней части 50 стержня 46 в требуемьш гнездовой паз 51. Транспортер 3 совместно с механиз76 на толкатель 75. По индикатору определяется требуемая высота. Вин товой толкатель 75 закрепляется контргайкой 138. Комплексное устр ство подготовлено к очередному ци работы.

В зависимости от сопротивления убираемого ила передвижению транс портера 3 с механизмом 2 подборки

ком 2 подборки ила (при этом роторно- ила при работе может быть включен

фрезерные подборщики 63 и элеваторы 64 тандема находятся в нерабочем транспортном положении)и рыхлителями 1 (на иловых площадках 6 и 7 рыхлители находятся в рабочем положении, а на площадке 5 - в нерабочем) переезжают к другому концу блока 4, т.е. к оградительной стенке 17. Цикл начинается вновь. В это же время проводятся профилактические работы на транспортере 8. Например, при локальном ремонте ленты 61 снимаются защитные ограждения 90 и 91 из быстро- разъемных замковых соединений 93. После окончания ремонта ограждения 90 и 91 снова устанавливаются на свои места.

Возле оградительной стенки 17 транспортер 3 с механизмом 2 останавливаются, привод 59 выключается. По мере многократного использования иловых площадок 5-7, их дренажные основания 11 могут быть снивелированы на разных уровнях, например, при снятии закольматированного верхнего слоя песка, отличающегося от уровней на соседних площадках. Поэтому возле оградительной стенки 17 при подго- товке механизма 2 подборки ила к новому циклу работы включается привод 69, роторно-фрезерный подборщик 63 опускается в нижнее положение (трособлочная система 71 не натянута), выключается привод 69 и производится переналадка ограничителя 73 рабочего положения высоты роторно- фрезерного подборщика 63 над дренирующим основанием I1 конкретной иловой площадки 6 при помощи приспособления 74 регулировки и контроля этой высоты. Например, при более низком уровне дренажного основания 11 или снижении нижнего переменного уровня

слоя убираемого ила, винтовой толка-55 ри одновременном улучшении показате- тель 75 отвинчивается (на фиг. 4 - лей качества на 30-40% значительно против часовой стрелки), роторно- повьшлается эффективность работы, фрезерньй подборщик 63 с рамой 65 Предлагаемое изобретение совершенстопускаются, упираясь амортизатором

76 на толкатель 75. По индикатору 79 определяется требуемая высота. Винтовой толкатель 75 закрепляется контргайкой 138. Комплексное устройство подготовлено к очередному циклу работы.

В зависимости от сопротивления убираемого ила передвижению транспортера 3 с механизмом 2 подборки

ила при работе может быть включен

привод 133, помогая преодолевать нагрузки сопротивления передвижению. Механизмы 2 подборки ила соединяются В| тандем при ширине конкретной иловой площадки, превышающей, например, 10м, Комплексное устройство для удаления ила с блока иловых площадок обладает следующими техническими преимуществами: имеет меньшие габариты, удельную металлоемкость, более компактно, требует меньших энергозатрат, позволяет снизить капитальные и эксплуатационные затраты потребителя. Увеличена удельная производительность самих иловых площадок. Осуществлено их многократное использование за счет интенсивной активной подсушки ила при помощи рыхлителей предлагаемой конструкции и сокращения времени его сборки.

Предлагаемое комплексно устрой- ство удобно и менее трудоемко в обслуживании, . более эффективно в использовании и производительно в работе. Основными его достоинствами являются экономичность и относительная простота конструкции с минимальным количеством механизмов, участвующих в реализации технологического процесса интенсивного удаления ила с иловых площадок. Предлагаемый комплекс обеспечивает снятие верхнего закольматированного слоя песка фильтрующего основания толщиной 4-6 см и выращивание нового слоя , восстановление которого ежегодно может сэко- номить до 30% стоимости строительства иловых площадок. Необходимо отметить возможное повьш1ение производительности комплекса до 100% за счет увеличения скорости уборки при интенсивном подсушивании ила и получения более сухого конечного продукта,от.е.

вует основные рабочие механизмы ком

13

плексного устройства, существенно влияющие на снижение трудоемкости обслуживания и на сокращение времен переналадок, повышение эффективност использования и производительности.

Выполнение рыхлителей ила в виде поворотной гребенки, составленной и набора съемных поворотных пластин,, и установление их равномерно на брусе, с расположением бруса вдоль рам транспортера удаления ила с иловой площадки, повышает скорость подсушк ила путем проделывания дренажных борозд в уплотненном осадке после отвода основной массы воды и разрушения верхней подсыхающей корки. При этом борозды могут быть выполнены различного регулируемого по глубине и ширине размера,

и1арнирная связь бруска с рамо й транспортера с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно рамы в вертикальной плоскости посредством привода подъема, установление привода на раме и соеднение его с брусом посредством гибкого тягового элемента, например цепи или троса, позволяет удобно и . легко изменять и регулировать глубину нарезаемых борозд, вызывая интенсивную подсушку ила.

Выполнение шарнирной связи бруса с рамой посредством колонок на его концах и направляющих на раме повышает надежность работы, а сам шарни прост по конструкции и удобен в эксплуатации. 0 арнирная связь каждой пластины верхней частью с брусом и с приводной тягой, а также возможность пластин совершать круговой поворот на определеннъ Й з-асЬиксирован- ный угол в горизонтальной плоскости снабжение тяги фиксатором поворота с индикатором положения, позволяет в заданном диапазоне регулировать по ширине образование борозд, что повьшшет эффективность использования и производительность всего комплекса. Механизм имеет простую, надежную, легко и точно регулируемую конструкцию, удобную в обслуживании и не требующую значительнь1х трудозатрат.

Связь каждой пластины с приводной тягой при помощи рычага, закреплени рычага на пластине облегчает монта и упрощает обслуживание. Выполнение фиксатора положения поворота пласти в виде подпружиненного стержня, уст

O

5

0

5

3124

0

5

0

5

0

5

14

новление стержня на приводном рычаге, возможность взаи модействия стержня с одним из пазов, которые выполнены в. кронштейне, связь кронштейна с бруском, позволяет снизить время и трудозатраты при регулировке на другой угол установки пластин. Выполнение пластин в поперечном сечении треугольной формы позволяет выполнять 1-гужную по конкретным условиям ширину борозд при оптимальных энергозатратах. Установление поворотных пластин на раме транспортера по крайней мере по числу иловых площадок обеспечивает рыхление как по отдельно выбранным площадкам, так и одновременно по всей ширине блока в зависимости. от проведения технологического процесса. Выполнение ограничителя с приспособлением регулировки положения высоты механизма подборки ила в виде винтового толкателя и амортизатора, взаимодействуюш 1х друг с другом, ус- -тановление винтового толкателя на несущей ферме, а амортизатора - на поворотной раме, вьтолнение амортизатора в виде пакета эластичных элементов в корпусе, закрепление корпуса на поворотной раме, снабжение винтового толкателя индикатором положения обеспечивает переналадку механизма подборки ила на другую тол- ш,ину, уборки слоя ила, ускоряет переналадку, повьш1ает надежность и эффективность работы всего комплекса, позволяет производить уборку ила в выбранных наиболее оптимальных условиях и режимах.

Выполнение транспортирующей тележки в виде по крайней мере двух двухосных секций, связи их между собой посредством регулировочной сцепки и с приводом посредством двухстороннего каната, снабжение по крайней мере одной секции стопором, который периодически взаимодействует с одним из упоров, установка упоров вдоль рельсового пути в местах перевозки механизма подборки ила, сокращает время уборки ила со всего блока иловых площадок в целом.

Выполнение регулировочной сцепки транспортирующей тележки в виде жесткого стержня с регулировочным механизмом в виде винтовой пары, состоящей из винта на стержне и гаек, удобно в обслуживании, coKpaniaeT время регулировки при стыковке рельсо-

вых путей тележки и механизма подборки ила.

Выполнение стопора транспортирую щей тележки в виде подпружиненного штыря с рукояткой,размеп1ение их на секции тележки, выполнение упоров в виде кулачковых пазов,с отжимными заходными скосами по обе стороны от паза по ходу тележки, повышает удоб- ство обслуживания, надежность стопо- рения, и в конечном итоге ускоряет перевозку механизма подборки ила на другую площадку, а следовательно, повышает производительность всего

комплекса.

Установление вдоль блока иловых длощадок дополнительного транспортера отвода ила, снабжение его съемными загщтными ограждениями от распыления ила, установка защитных ограждений на раме с обеих сторон вдоль ленты повышает эффективность использования и производительность всего комплекса, безопасность работы и удобство обслуживания. Убранный ил можно складировать или подавать на дальнейшую технологическую переработку на постоянном пункте.

Соединение защитных ограждений с рамой транспортера отвода ила при помо щи быстросъемных замковых соединений и их выполнение в виде петель, закрепленных на ограждении и взаимодействующих с анкерами, выполненными на раме, повышает удобство обслуживания, просто по конструкции, надежно в работе, не трудоемко в изготовлении и эксплуатации.

Предлагаемое устройство за счет многократного сезонного использования иловых площадок позволяет сократить площади земли, занимаемые коммунальными очистными сооружениями.

Формула изобретения

1, Устройство для удаления ила, содержащее механизм подборки ила в виде роторно-фрезерного подборигика с элеватором и ограничителем положения высоты, установленный на раме, поворотной в вертикальной плоскости несуд(ую ферму, подвижную вдоль иловой площадки по рельсовым путям,. шарнирно связанную с рамой, транспортер удаления ила, установленный на раме, расположенной поперек продольной оси блока иловых площадок и

0

5

0 5

О 5

0

5

0 5

передвижной вдоль иловых площадок по рельсовым путям, и подвижную поперек блока иловых площадок по рельсовым путям-транспортирующую тележку для перевозки механизма подборки ила с одной площадки на другую, о т- личающееся тем,, что, с целью повьшения эффективности использования и производительности путем интенсификации подсушки ила на иловых площадках, сокращения времени уборки ила и снижения трудоемкости обслуживания, оно снабжено приспособлением регулировки положения высоты механизма подборки ила, выполненным из винтового толкателя с индикатором и амортизатора, взаимодействукядих друг с другом, рыхлителями ила, выполненными в виде гребенки, составленной из набора съемных пластин, : при этом рыхлители установлены на раме транспортера удаления ила вдоль нее, стопором остановки транспортирующей тележки с упорами, установленными вдоль рельсовых путей в местах перевозки механизма подборки ила с одной иловой площадки на другую и периодически взаимодействующими с тележкой, и дополнительным транспортером отвода ила,- установленным вдоль блока иловых площадок.

2.З стройство по п. 1 , о т л и - чающееся тем, что винтовой толкатель установлен на несущей ферме, а амортизатор - на поворотной раме.

3.Устройство по пп. 1 и 2, о т - личающееся тем, что амортизатор выполнен в виде пакета эластичных элементов, размещенных в корпусе, закрепленном на поворотной раме,

4.Устройство по п. I, о т л и - чающее ся тем, что гребенка снабжена брусом, а каждая съемная пластина гребенки верхней частью связана с промежуточным брусом шарнирно, на котором пластины равномерно расположены, при этом пластины установлены в шарнирах с возможностью кругового поворота в горизонтальной плоскости.

5.Устройство по пп. 1 и 4, о т - личающееся тем, что каждая пластина снабжена приводной тягой и фиксатором положения поворота пластины; связанным с брусом.

6.Устройство по пп. 1, 4 и 5, отличающее ся тем, что

174

брус снабжен индикатором положения поворота пластин.

7.Устройство по пп. 1 и 5, о т- личающееся тем, что каждая пластина снабжена связанным с привод ной тягой рычагом, закрепленным на пластине,

8.Устройство по пп, I и 5, о т личающееся тем, что фиксатор положения поворота пластин выпол нен в виде подпружиненного стержня, установленного на рычаге, а стержень снабжен взаимодействующим с ним крон штейном с пазами, связанными с брусом, 9. Устройство по пп. 1 и 6, о т- личающееся тем, что индикатор положения поворота пластин расположен на кронштейне фиксатора.

10. Устройство по п. 1,отли- чающееся тем, что поворотные гребенки на раме транспортера установлены по .числу иловых .тшощадок.

11,Устройство по п. 1, о т л и - чающее ся тем, что пластины в поперечном сечении имеют треугольную форму.

12.Устройство по пп. 1 и 4, о т личающееся тем, что брус снабжен приводом подъема и связан шарнирно с рамой транспортера удаления ила с блока иловых площадок с возможностью возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости..,

13.Устройство по пп. 1 и 12, о т личающееся тем, что привод подъема бруса установлен на раме транспортера удаления ила.

14.Устройство по пп, 1 и 4, о т- личающееся тем, что брус снабжен колонками, связанными с рамой транспортера, установленными на его концах, и направляющими, закрепленными на раме,

15.Устройство ио пп, 1 и 12, о т- личающееся тем, что брус

0 5

0

0 5

0 5

5

2418

снабжен связанными с приводом подъема гибким ТЯГОВ61М -элементом в виде каната или цепи.

16,Устройство по п. , о т л и- чающееся тем, что транспортирующая тележка выполнена в виде по крайней мере двух двухосных секций с регулируемой сцепкой, связывающей секции одна с другой, и снабжена приводом.

17,Устройство по пп. 1и 16, о т - личающееся тем, что регулируемая сцепка транспортирующей тележки выполнена в виде жесткого стержня с регулировочным механизмом в виде винтовой пары, состоящей из винта на стержне и гаек,

18.Устройство по пп. 1 и 16, отличающееся тем, что стопор транспортирующей тележки выполнен в виде подпружиненного штыря с рукояткой, размещенного на секции тележки, а упоры выполнены в виде

. кулачковых пазов,

19.Устройство по пп. 1 и 18, отличающееся тем, что упоры выполнены с отжижшми заход- ными скосами по обе стороны от паза по ходу тележки.

20.Устройство по п. 1, о т л и- чающееся тем, что дополнительный транспортер отвода ила снабжен съемными за1 итными ограждениями от распыления ила, установленными на его раме с обеих сторон вдоль его ленты.

21,Устройство по пп. 1 и 20, отл-ичающее ся тем, что защитные ограждения снабжены соединенными с рамой транспортера отвода ила быстросъемными замковыми соединениями, которые выполнены в виде петель, закрепленных на ограждении, и взаимодействующих с петлями анкеров, смонтированных на раме, по крайней мере двух,в каждом замковом соединении ,

Ш8

1112 еЗ 70 8 13 lif I

Фи&. 2

/// ////// / ///////// //7

в

25

Похожие патенты SU1293124A1

название год авторы номер документа
Устройство для удаления ила 1980
  • Беличенко Юрий Петрович
  • Бондаренко Елена Викторовна
  • Бондаренко Анатолий Федорович
SU941322A1
Устройство для перемешивания и разрыхления осадка на иловых площадках 1990
  • Плотников Николай Иванович
SU1770293A1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА КЕРАМИЧЕСКОГО КИРПИЧА ПЛАСТИЧЕСКОГО ФОРМОВАНИЯ 2005
  • Чурсин Валентин Михайлович
  • Подоба Наталья Михайловна
  • Чурсин Игорь Валентинович
RU2294280C2
Трехрядный прицепной свеклоуборочный комбайн с обрезкой ботвы на корню 1960
  • Архипов Н.К.
  • Гоцуляк В.Я.
  • Дрикалович В.Н.
  • Кругликов Т.П.
  • Кузнецов И.Е.
  • Липкин Н.Л.
  • Соловей Ф.М.
  • Жигульский А.С.
SU134925A1
Погрузчик-распределитель удобрений 1958
  • Эрдынеев З.Ц.
SU122360A1
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМБАЙН 2008
  • Головин Сергей Георгиевич
  • Коновалов Александр Александрович
  • Письменов Александр Владимирович
  • Скубилин Михаил Демьянович
RU2387121C1
КОНВЕЙЕРНАЯ СИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНАЯ БЛОЧНО-ИНТЕГРАЛЬНО-СЕКЦИОННАЯ ЗООПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ 2002
  • Саутин Б.И.
RU2239982C2
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ КАРТОФЕЛЯ 2008
  • Туболев Сергей Семенович
  • Луценко Валерий Владимирович
  • Шеломенцев Сергей Иванович
RU2369073C1
Установка для укладки кирпича-сырца на сушильные вагонетки 1975
  • Хает Григорий Семенович
  • Жлабис Альгис Бонивентурович
SU1274933A1
ЛИНИЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КИРПИЧЕЙ 1995
  • Сдвижков Н.Т.
  • Павлов В.В.
  • Плешаков В.В.
  • Яриков А.М.
  • Федченко С.К.
  • Лунев С.С.
  • Дьяконов В.А.
RU2054354C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 293 124 A1

Реферат патента 1987 года Устройство для удаления ила

Изобретение относится к обработке осадков сточных вод и может быть использовано для очистки блока f т: «J иловых площадок на очистных сооружениях городов и промышленных предприятий. Цель изобретения - снижение трудоемкости обслуживания, повышение эффективности использования и производительности .комплексного устройства путем интенсификации подсушки ила на иловых площадках и сокращения времени его уборки. Комплексное устрой- ство для удаления ила с блока иловьтх .площадок содержит рыхлители ила, / механизм 2 подборки ила, выполненный в виде роторно-фрезерного подборщика, снабженный ограничителем и приспособлением регулировки положения высоты с элеватором. Транспортер 3 установлен посредством рамы, поворотной в вертикальной плоскости, на несущей ферме, подвижной вдоль иловой с сл 1 г 1чЭ о со ю |аь ФиН

Формула изобретения SU 1 293 124 A1

ffi

82

S5 еэ

W WfV W iVV ilK WNy

(/// ///

72 11

Т

вз

f /7/// ////// /4 ///pZ //// /(А (7/

S587 8 86 5

fpus.3

79 an

$7 75

SO

Вид 6

32,

6Ci

I

(5

:

S3 В7 S8

//

Т

s

IS

72

/5 i / /

& / 7«

/if/ /// /I// ///у // 1/

/J 3ZZ5 2 32 12

Фиг. 5

Вид Г

т

18

фаг. б

/// /// /// /Y/ /// //////у /// /// //V / /5 J7J5 4 / 5 5B Фие. 7 11 35 38 45 5

Фив. 8

Ж побернуто

39

49

-48 -47

Сриг.Э

57

50

52

фиг. Ю

ui --iffy / Ю1 102105 l/r / У / / L

л acGgnis

u .11..4.; .;I ill VJ

c5b

тч

т nz 1

т

Видл т т

п т

W2

1Q5

. Фиг.2

т .

119 116131132123 23 Физ. 13

/л,

ш по

фие. lit

н-н

vrx

фиг.15

Редактор И. Касарда

Составитель Л. Суханова Техред Л.Олейник

Заказ 338/23Тираж 852Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фиг .16

Корректор О, Луговая

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1293124A1

Устройство для удаления ила 1980
  • Беличенко Юрий Петрович
  • Бондаренко Елена Викторовна
  • Бондаренко Анатолий Федорович
SU941322A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 293 124 A1

Авторы

Метальников Владимир Леонтьевич

Ахматов Александр Борисович

Рыбников Иван Николаевич

Гюнтер Лариса Ильинична

Гришин Николай Сергеевич

Щербина Валерий Федорович

Ермаков Владимир Викторович

Даты

1987-02-28Публикация

1985-04-22Подача