Изобретение OTFIOCHTCH к строительству тоннелей и может быть использовано при возведении тоннелей на подрабатываемых территориях.
Целью изобретения является повы- шение эксплуатационной надежности работы компенсатора.
На фиг. 1 показан компенсатор для тоннелей (заполнение гофров податливым материалом условно не- показа- но), общий вид; на фиг. 2 - фрагмент продольного сечения компенсатора.
Компенсатор для тоннелей, возво- димых на подрабатываемых территориях включает опорные ребра 1, выполненные в виде цилиндрической пружины с наружным диаметром, равным диаметру тоннеля, и расположенные в гофрах эластичного элемента 2, размещенных межвитковых зазорах цилиндрической пружины выпуклостью вовнутрь, податливый материал 3, заполняющий гофры, упорные кольца А, при помощи которых компенсатор жестко соединяется с обделкой тоннеля 5.
Компенсатор работает следующим образом.
При деформациях растяжения или сжатия грунтового массива, обуслов- ленных влиянием подземных горных выработок, жесткие отсеки тоннеля перемещается вслед за деформациями грунтового массива, испытывая при этом незначительные усилия от компенсато- ра, который увеличивается или уменьшается вдоль оси тоннеля. При этом опорные ребра 1, выполненные в виде цилиндрической пружины, прикрепленной к торцам смежных отсеков тоннеля, упруго деформируются в пределах величины взаимного смещения отсеков. Гофры эластичного элемента 2, прикрепленные к опорньп4 ребрам 1, свободно деформируются в межвитковых зазорах пружины благодаря тому, что в их углублениях расположен податливый материал 3, например битум, препятствующий закли.-
tO
5 20 25
-3035 540
ниванию межвитковых зазоров деформирующимся грунтом.
Благодаря выполнению опорных ребер 1 в виде цилиндрической пружины нагрузки на компенсатор от неравномерно надвигающегося грунта перераспределяются между витками пружины по всей ее длине, что снимает кон--. центрацию напряжений в отдельных витках, а следовательно, приводит к по- вьшению несущей способности компенсатора в поперечном направлении. Кроме того, предлагаемое решение предотвращает потерю устойчивости отдельных витков пружины при сдвижении грунта, вызванном горными выработками.
Таки4 образом, опорные ребра 1, выполненные в виде цилиндрической пружины, с гофрами эластичного элемента 2, расположенными в межвитковых зазорах пружины выпуклостью вовнутрь тоннеля и заполненные снаружи податливым материалом 3, обеспечивают работу компенсатора в продольном направлении (компенсация взаимных смежных отсеков) и поперечном (восприятие нагрузок от неравномерно деформирующегося грунтового массива). Предлагаемая конструкция компенсатора обеспечивает надежную и долговечную эксплуатацию тоннеля, возведенного на подрабатьшаемых территориях.
Формула изобретения
Компенсатор для тоннелей, возводимых на подрабатываемых территориях, включающий гофрированный эластичньй элемент и расположенные в его гофрах опорные ребра, отличающий- с я тем, что, с целью повьшения эксплуатационной надежности работы компенсатора, его опорные ребра выполнены в виде цилиндрической пружины, а свободные гофры эластичного элемента размещены выпуклостью вовнутрь и заполнены податливым материалом .
//////////////////////////////////
///I////////// ///f /
////// ////
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тоннель щитовой проходки | 1986 |
|
SU1401140A1 |
Способ сооружения обделки тоннеля на подрабатываемых территориях | 1985 |
|
SU1268733A1 |
Сборная обделка тоннеля из железобетонных элементов | 1985 |
|
SU1283406A1 |
Стыковое соединение секций обделки тоннеля | 1985 |
|
SU1283298A1 |
Тоннельная обделка | 1985 |
|
SU1384768A1 |
Способ защиты тоннеля в местах геологических нарушений | 1985 |
|
SU1323728A1 |
Стыковое соединение | 1989 |
|
SU1698387A1 |
Сборная обделка тоннеля из железобетонных элементов | 1987 |
|
SU1467194A1 |
Вертикальный резервуар | 1976 |
|
SU605924A1 |
Способ возведения подземных сооружений в подрабатываемом грунтовом массиве | 1988 |
|
SU1571255A1 |
Изобретение относится к строительству тоннелей на подрабатываемых территориях. С целью повьппения эксплуатационной надежности работы компенсатор содержит гофрированный эластичный элемент (ЭЭ) 2. В его гофрах расположены опорные ребра 1, вьшолненные в виде цилиндрической пружины (ЦП) с наружным диаметром, равным диаметру тоннеля. Свободные гофры ЭЭ 2 размещены выпуклостью во внутрь и заполнены податливым материалом 3. Опорные ребра 1 в виде ЦП, прикрепленной к торцам смежных отсеков тоннеля, упруго деформируются в пределах величины взаимного смещения отсеков. Гофры ЭЭ 2 свободно деформируются в межвитковьпс зазорах ЦП благодаря расположенному в них податливому материалу 3. Нагрузка на компенсатор от неравномерно надевающегося грунта перераспределяется между витками ЦП по всей ее длине, что приводит к повышению несущей способности компенсатора в поперечном направлении. 2 ил. i (Л го со Од э СА9
Редактор.А.Долинич
Составитель Л.Березкина Техред И.Попович
Заказ 760/36
Тираж 455Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035,-Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор А.Зкмокосов
Авторы
Даты
1987-03-15—Публикация
1985-05-16—Подача