f
Изобретение касается получения присадок к топливно-смазочным смесям для двигателей внутреннего сгорания (две) и может быть использовано для
12
интенсификации приработки деталей ци-5 и после обкатки. Степень приработки
линдропоршневой группы (ЦПГ) ДВС, в частности пусковых карбюраторных ДВС,
Цель изобретения - ускорение прооценивают по величине весового износа и величине шероховатости верхнего (ВК) и нижнего (НК) порпп евых колец. Как видно из таблицы, качество
цесса приработки поверхностей трения,Ю приработки поршневых колец за время
т,е. сокращение времени обкатки ДВС в производственных условиях за счет более интенсивного формирования шероховатости трущихся поверхностей.
Присадку приготавливают путем 15 растворения олеиново-киспой меди и олеиново-кислого никеля в минеральном масле, например дизельном масле ДС-П, а затем вводят в количестве 3-5 мас,% в топливно-смазочную смесь,
Олеиново-кислая медь и олеиново- киспый никель хорошо растворяются в минеральных маслах и не выпадают в осадок при введении присадки в топ- ливно-смазочные смеси, содержащие бензины.
Для испытаний готовят известную присадку АЛП-2, используемую для обкатки пусковых двигателей, и предлагаемую присадку (примеры -7) с вариацией процентного содержания ком20
25
технологической обкатки двигателей на топливе с данной присадкой значительно вьш1е, чем с известной присадкой. Кроме того, существенно снижается шероховатость рабочих поверхнос тей поршневых колец. Причем интенсификация приработки деталей ЦПГ при технологической обкатке на смеси топ лива с предлагаемой присадкой имеет место при 15 и 8 мин фарсированной обкатки. Применение предлагаемой при садки позволяет -обеспечить высокое качество поверхности трения и сократить времени приработки ДВС примерно в 2 раза.
Из таблицы также видно, что оптимальное содержание компонентов в при садке представлено в присадках по JQ примерам 2-6 включительно. Присадка i, где меньше минерального масла, вызывает задиры поршня даже на холос том ходу пускового двигателя (режим регулировки), Присадка 7, содержа- щая 98,7% минерального масла, не обеспечивает необходимого качества поверхностей трения даже в течение 15 мин обкатки двигателя на стандартных режимах.
понентов, как представлено в табл,. Присадки испытывают в составе горюче-смазочной смеси для одноцилиндровых карбюраторных пусковых ДСЧ (ензин марки А-72 плюс 1/20 часть дизельного масла), к которой их добавляют в количестве 4 мас,%.
Двухтактные карбюраторные пусковые двигатели работают на топливе, выполняющем одновременно функции смазки деталей не только ЦПГ, но также и деталей кривошипно-шатунно40
Результаты испытаний представлены в табл,2. .
Сравнительные испытания работоспособности предлагаемой и известной присадок выполнены в условиях производственной обкатки пусковых двигате- го механизма (КШМ): сопряжений палей, 36 двигателей с варьированием- лед поршня - верхняя головка шату- времени обкатхси и нагрузочно-скорост- ных режимов, В качестве показателей степени приработки приняты весовой износ поршневого кольца и шероховатость его наружной цилиндрической поверхности, сопряженной с зеркалом
50
на и палец кривошипа - нижняя голов ка шатуна. Это весьма ответственные узлы-трения, эксплуатационная работоспособность и долговечность которых формируются и закладываются так же при обкатке двигателя. Поэтому состав и свойства топлива с прирабо точной присадкой должны обеспечиват
цилиндра,
Режимы испытаний: регулировка максимальной и минимальной частоты вра-гг высокое качество приработки (притир- щения коленчатого вала, развиваемых ки) поверхностей трения деталей не серийным ДВС (п,„ин 1500 , только ЦПГ, но и КШМ. MQXC 4500 ) 3 мин; работа С целью определения оптимальной без нагрузки при максимальной часто- концентрации данной присадки к топмя
12982432
те вращения 10 MHHJ работа под номинальной нагрузкой 2 мин.
Шероховатость поршневых колец (Кд ч Rg) и из вес (q) измеряют до
и-5 и после обкатки. Степень приработки
оценивают по величине весового износа и величине шероховатости верхнего (ВК) и нижнего (НК) порпп евых колец. Как видно из таблицы, качество
приработки поршневых колец за время
5
0
5
технологической обкатки двигателей на топливе с данной присадкой значительно вьш1е, чем с известной присадкой. Кроме того, существенно снижается шероховатость рабочих поверхностей поршневых колец. Причем интенсификация приработки деталей ЦПГ при технологической обкатке на смеси топлива с предлагаемой присадкой имеет место при 15 и 8 мин фарсированной обкатки. Применение предлагаемой присадки позволяет -обеспечить высокое качество поверхности трения и сократить времени приработки ДВС примерно в 2 раза.
Из таблицы также видно, что оптимальное содержание компонентов в присадке представлено в присадках по Q примерам 2-6 включительно. Присадка i, где меньше минерального масла, вызывает задиры поршня даже на холостом ходу пускового двигателя (режим регулировки), Присадка 7, содержа- щая 98,7% минерального масла, не обеспечивает необходимого качества поверхностей трения даже в течение 15 мин обкатки двигателя на стандартных режимах.
Двухтактные карбюраторные пусковые двигатели работают на топливе, выполняющем одновременно функции смазки деталей не только ЦПГ, но также и деталей кривошипно-шатунно0
го механизма (КШМ): сопряжений палед поршня - верхняя головка шату-
го механизма (КШМ): сопряжений палед поршня - верхняя головка шату-
50
на и палец кривошипа - нижняя головка шатуна. Это весьма ответственные узлы-трения, эксплуатационная работоспособность и долговечность которых формируются и закладываются также при обкатке двигателя. Поэтому состав и свойства топлива с прирабо- точной присадкой должны обеспечивать
312
ливу проводят серию технологической обкатки пусковых двигателей типа П-350, где дополнительно к показателям приработки поршневых колец, критерием оценки работоспособности топлива с присадкой приняты степень прирабатываемо сти и состояние сопряжений палец поршня - верхняя головка шатуна и палец кривошипа - нижняя головка шатуна и развиваемая двигателем мощность при обкатке на полном (15 мин) и сокращенном (8 мин) режимах .
Состав прнсадкн берут по примеру 4 (табл.}). Обобщенные результатм данной серии испытаний представлены в табл.3.
Из табп.З видно, что оптимальным содержанием данной присадки к топливу для обкатки пусковых ДВС является 3-5 мас.%. При уменьшении количества присадки, когда приработочный состав топлива приближается к эк сплу тационному, приработка осуществляется слабо и для получения высококачественных поверхностей трения необходимо более длительное время дбкаткк двигателя на легких режимах. При вве дении в топливо более 5 % присадки
-
появляются задиры на поршне, запада ние поршневых колец и даже заклинивание поршня в цилиндре.
Шероховатость поверхностей трения деталей опор шатуна от действия при
44 23,0
6 3,0
50 74
11,5 6,4
1,5 0,80
87,0 92,8
садки практически не изменяется и соответствует состоянию этих поверхностей при обкатке на чистом топливе, без присадки, т.е. находится в пределах, оговоренных конструкторско- технологической документацией. Мощность двигателя также существенно не изменяется.
Таким образом, йрисадка к топливу для приработки ДВС обеспечивает значительное улучшение поверхностей трения ЦПГ и сокращение времени обкатки (ускорение процесса приработки) примерно в 2 раза.
Формула изобретения
0
Приработочная присадка к топливу для двигателей внутреннего сгорания 0 на основе минерального масла с.добавлением моднфнцирукшщх ко)л1онентов, отличающая ся тем, что, с целью ускорен 1я приработки поверхностей трения, в качестве модифицирующих компонентов присадка содержит олеиново-кислую медь и олеиново-кис- лый никель при следующем соотношении компонентовI мас.%:
Олеиново-кислая
медь2,0-23,0
Олеиново-кислый
никель0,2-3,0
Минеральное
маслоДо 100
Табли.ца 1
2,0
4,5
1,1
0,2
0,4
0,1
97,8 95,1 98,8
Таблица 2
Редактор Н.Рогулич
Составитель Н.Богданова Техред А.Кравчук
Заказ 862/26 Тираде 464Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Таблица 3
Корректор И.Эрдейи
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО | 2007 |
|
RU2340657C2 |
Способ обкатки транспортного двигателя | 1991 |
|
SU1776348A3 |
СОСТАВ ДЛЯ УСКОРЕНИЯ ПРИРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ В ПЕРИОД СТЕНДОВОЙ ОБКАТКИ | 1997 |
|
RU2128686C1 |
ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2020 |
|
RU2754573C1 |
Способ электрохимикомеханической приработки деталей цилиндропоршневой группы | 1991 |
|
SU1811449A3 |
Приработочное масло | 2016 |
|
RU2614857C1 |
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРУЩИХСЯ ПАР ДВИГАТЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЗОВ | 2021 |
|
RU2768640C1 |
Приработочная присадка к смазочным маслам и топливам | 1980 |
|
SU979494A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПРИРАБОТКИ И КОНСЕРВАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2013 |
|
RU2565771C2 |
ПРИСАДКА К ПРИРАБОТОЧНОМУ МАСЛУ ДЛЯ ОБКАТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2014 |
|
RU2586334C1 |
Изобретение касается присадок к топливно-смазочным смесям для двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для интенсифика ин приработки деталей цилиндропоршневой группы. Целью изобретения является ycKOpeime приработки поверхностей треиия. Приработочная присадка на основе минерального масла содержит 2,0-23,0 мас.% олеиново-кислой меди и 0,2-3,0 мас.% олеиново-кислого ни- . келя. Время обкатки при использовании присадки сокращается примерно в 2 раза. 3 табл. I (Л
Приработочная присадка к смазочным маслам и топливам | 1980 |
|
SU979494A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Папок К.К, и др | |||
Словарь по топ- ливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям | |||
- М.; Химия, 1975, .с.198-199. |
Авторы
Даты
1987-03-23—Публикация
1985-11-19—Подача