Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазочным материалам, применяемым при приработке, обкатке и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в качестве присадок к основным маслам.
Известно приработочное масло для двигателей внутреннего сгорания [патент РФ №2089598]. Масло содержит порошкообразный наполнитель, полученный при испарении и конденсации пара в плазменном испарителе порошка меди и смеси порошка меди с порошком красного фосфора 0,1-0,15 мас. % и минеральное масло 99,85-99,9 мас. %.
Недостатком масла является то, что медь, выделяющаяся в процессе трения, является катализатором окислительных процессов в масле, что ведет к усилению коррозионной активности последнего и ухудшению его термоокислительной стабильности, что ограничивает область применения такого масла при эксплуатации.
Известна композиция присадки к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания, выбранная за прототип [патент РФ №2472848]. Присадка содержит наноструктурированный бемит 15-20 масс. %, поверхностно-активные вещества 15-20 масс. %, минеральное масло - остальное.
Недостатком композиции являются высокие потери на трение и, как следствие, высокая потребная мощность и расход топлива при обкатке ДВС, а также высокая стоимость присадки, связанная с использованием в качестве активного компонента наноструктурированного бемита.
Задачей является уменьшение потерь на трение, что ведет к снижению потребной мощности, и удешевление стоимости присадки
Для решения задачи предложена присадка к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания, содержащая в качестве порошкообразного наполнителя серпентин, поверхностно-активные вещества и минеральное масло при следующих соотношениях, масс. %:
Присадка представляет собой суспензию порошкообразного серпентина в смеси минерального масла и поверхностно-активного вещества (например, олеиновой кислоты). Мелкодисперсный порошок серпентина Mg6[Si4O10](OH)8 (не менее 90% масс., остальное - природные примеси) получают из горной породы серпентинита путем ее обогащения.
Основным активным элементом присадки является порошок обогащенного серпентина, частицы которого, попадая в зону трения в точках физического контакта поверхностей пар трения «поршень-гильза и «поршневые кольца-гильза», работают как катализаторы динамических процессов формирования вторичных структур на этих поверхностях. Поверхностно-активные вещества вводят в присадку в указанных соотношениях с целью снижения седиментации частиц серпентинита и их разделению между собой, для образования однородного коллоидного раствора.
Уменьшение концентрации серпентина менее 10% приводит к нестабильным результатам приработки, а иногда и к отсутствию эффекта из-за недостатка катализатора. В то же время при повышении концентрации выше 20% проявляются другие свойства серпентина - как частиц минерала с абразивными свойствами, что вызывает повышенный износ в процессе приработки, что нежелательно. При уменьшении количества ПАВа менее 10 в присадке образуются сгустки серпентина, а увеличение более 20 не целесообразно.
Опытные образцы присадок к приработочному маслу для обкатки двигателей внутреннего сгорания были изготовлены и испытаны по методике ускоренных трибологических стендовых испытаний, были проведены сравнительные испытания по приработке двигателя 4Ч 7,6/7,1.
Для оптимизации трибологических свойств присадки были проведены испытания трех различных составов на основе серпентинита на машине трения ИИ 5018 по схеме диск по колодке (имитация пар трения «гильза -поршневое кольцо» и «гильза-поршень»).
Сравнительные результаты испытаний присадки к приработочному маслу составов 1, 2 и 3 таблицы 2 с различным размером гранул серпентина Dmax. В испытаниях оценивали длительность приработки как время до стабилизации коэффициента трения в области равновесного значения (по трем испытаниям), результирующее среднее значение коэффициента трения, суммарный износ пары трения за весь цикл испытаний. Результаты испытаний приведены в таблице 2.
По результатам испытаний на машине трения составы присадки №2 и 3 снижают коэффициент трения в парах и соответственно решают задачу снижения трения в этих парах. Однако учитывая, что производство ультрамелкодисперсного состава №3 в 3-4 раза выше стоимости производства состава №2. Состав №1 при максимальном размере гранул серпентина приводит к увеличению износа пар трения.
Оптимальным считается состав №2 с размером гранул серпентина Dmax=10 мкм, решает задачу снижения трения в парах трения и имеет достаточно низкую стоимость.
Предлагаемая присадка имеет более низкую стоимость за счет использования более дешевого по сравнению с наноструктурированным бемитом серпентина.
По методике ускоренных трибологических стендовых испытаний были проведены сравнительные испытания по приработке двигателя 4Ч 7.6/7.1 с добавлением в приработочное масло предлагаемой присадки и присадки по прототипу. В результате сравнительных испытаний получен рост эффективной мощности с бемитом в пределах 3,6%, а с предлагаемой присадкой 4,5%. Следовательно, потери мощности на трение в двигателе 4Ч 7,6/7,1 с использованием предлагаемой присадки уменьшились на 20%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПОЗИЦИЯ ПРИСАДКИ К ПРИРАБОТОЧНОМУ МАСЛУ ДЛЯ ОБКАТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО | 2011 |
|
RU2472848C1 |
Композиция добавки к приработочному маслу для обкатки редукторов | 2019 |
|
RU2711593C1 |
СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ЧЕРВЯЧНЫХ ПЕРЕДАЧ | 2017 |
|
RU2651398C1 |
Приработочное масло | 2016 |
|
RU2614857C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ | 1999 |
|
RU2205249C2 |
ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2005 |
|
RU2313565C2 |
ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО | 2018 |
|
RU2673494C1 |
Приработочное масло | 1990 |
|
SU1799905A1 |
ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2089598C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПРИРАБОТКИ И КОНСЕРВАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2013 |
|
RU2565771C2 |
Настоящее изобретение относится к присадке к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания, содержащей минеральное масло, порошкообразный наполнитель и поверхностно-активные вещества, при этом в качестве порошкообразного наполнителя использован серпентин с размером частиц 10 мкм, при этом указанные компоненты взяты в следующих соотношениях, мас. %: серпентин 10-20, поверхностно-активные вещества 10-20, минеральное масло - остальное. Техническим результатом настоящего изобретения является уменьшение потери на трение, что ведет к снижению потребной мощности и удешевлению стоимости присадки. 2 табл.
Присадка к приработочному маслу для обкатки двигателя внутреннего сгорания, содержащая минеральное масло, порошкообразный наполнитель и поверхностно-активные вещества, отличающаяся тем, что в качестве порошкообразного наполнителя использован серпентин с размером частиц 10 мкм, при этом указанные компоненты взяты в следующих соотношениях, мас. %: серпентин 10-20, поверхностно-активные вещества 10-20, минеральное масло - остальное.
КОМПОЗИЦИЯ ПРИСАДКИ К ПРИРАБОТОЧНОМУ МАСЛУ ДЛЯ ОБКАТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ПРИРАБОТОЧНОЕ МАСЛО | 2011 |
|
RU2472848C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2003 |
|
RU2245357C1 |
CN 101402895 A, 08.04.2009 | |||
Гороховский А.В., Смирнова О.А., Азаров А.С | |||
Получение синтетического серпентина, оптические и трибологические характеристики олеофильных дисперсий | |||
Вестник СГТУ, 2012, N4 (68) | |||
ЗАЩИТНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ | 2000 |
|
RU2183661C2 |
АНТИФРИКЦИОННАЯ ПРОТИВОИЗНОСНАЯ СУСПЕНЗИЯ | 2003 |
|
RU2237704C1 |
Авторы
Даты
2016-06-10—Публикация
2014-12-25—Подача