Устройство для автоматического регулирования электропривода тепловоза Советский патент 1987 года по МПК B60L11/04 

Описание патента на изобретение SU1310255A1

2, Устройство поп, 1, отличающееся тем, что блок контроля тока генератора содержит нелинейный преобразователь кода в аналоговый сигнал, узел сравнения и аналого-цифровой преобразователь, вход которого соединен с выходом узла сравнения, к одному входу которого подключен выход нелинейного преобразователя кода в аналоговый сигнал, а другой - является другим входом блока контроля тока генератора, один вход и выход которого соответственно являются входом нелинейного преобразователя кода в аналоговый сигнал и выходом аналого - цифрового преобразователя.

1

Изобретение относится к электрическим передачам тепловозов, в частности к устройствам для формирования внешних характеристик тягового генератора.

Известно устройство для автоматического регулирования электропривода тепловоза, содержащее регулятор подачи топлива теплового двигателя, датчик положения контроллера машиниста, регулятор напряжения тягового генератора, с одним из входов которого связан блок умножения, и датчик тока генератора.

Известное устройство характеризуется недостаточно высокой точностью регулирования, что может привести к резкому увеличению напряжения тягового генератора в процессе регулирования его параметров при возникновении даже кратковременного боксования всех колесных пар и дальнейшему развитию боксования.

Целью изобретения является повышение точности.

Поставленная цель достигается тем что устройство для автоматического регулирования электропривода тепловоза, содержащее регулятор подачи топлива теплового двигателя, датчик положения контроллера машиниста, регулятор напряжения тягового генера3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок формирования уставки напряжения генератора содержит дешифратор, генератор тактовых импульсов, управляемый делитель частоты и распределитель импульсов, один вход которого соединен с выходом управляемого делителя частоты, а другой - с одним из выходов дешифратора, другой выход которого соединен с одним входом управляемого делителя частоты, с другим входом которого соединен выход генератора тактовых импульсов, причем входы дешифратора являются входами, а выход распределителя импульсов - выходом блока формирования уставки напряжения генератора.

тора, с одним из выходов которого связан блок умножения, и датчик тока генератора, снабжено блоками контроля тока генератора и мощности теплового двигателя, датчиком боксования, интегрирующими блоками, блоком формирования уставки напряжения генератора, ключевым элементом и преобразователем кода, соединенным выходом с одним из входов блока умножения,- а входом - с выходом датчика положения контроллера машиниста, к которому подключен один вход блока контроля тока генератора, другой вход которого соединен с выходом датчика тока генератора, а выход - с одним из входов блока формирования уставки напряжения генератора, другие входы которого соответственно соединены с выходами датчика боксования и блока контроля мощности теплового двигателя, а выход - с входом одного из интегрирующих блоков, выход которого соединен с другим входом блока умножения, причем к другому входу регулятора напряжения тягового генератора подключен выход ключевого элемента, входы которого соединены с выходом датчика боксования и одним из

входов другого интегрирующего блока, другой вькод которого соединен с входом блока контроля мощности теплово

го двигателя, а вход - с выходом регулятора подачи топлива, при этом блок контроля тока генератора содержит нелинейный преобразователь кода в аналоговый сигнал, узел сравнения и аналого-цифровой преобразователь, вход которого соединен с выходом уз- ла сравнения, к одному входу которого подключен выход нелинейного преобразователя кода в аналоговый сигнал, а другой - является другим входом блока контроля тока генератора, один вход и выход которого соответственно являются входом нелинейного преобразователя кода в аналоговый сигнал и выходом аналого-цифрового преобразователя, а блок формирования уставки напряжения генератора содержит дешифратор, генератор тактовых импульсов, управляемый делитель частоты и распределитель импульсов, один вход которого соединен с выходом управляемого делителя частоты, а другой - с одним из выходов дешифратора, другой выход которого соединен с одним входом управляемого делителя частоты с другим входом которого соединен выход генератора тактовых импульсов, причем входы, дешифратора являются входами, а выход распределителя им- пульсов - выходом блока формирования уставки напряжения генератора.

На фиг, 1 и 2 изображена блок- схема предлагаемого устройства для автоматического регулирования электропривода тепловоза; на фиг. 3 - функциональная схема блока контроля

.тока генератора; на фиг. 4 - то же, блока формирования уставки напряже- ния генератора.

Устройство для автоматического регулирования электргопривода тепловоза состоит из регулятора 1 подачи топлива теплового двигателя 2, вход которого соединен с контроллером машиниста, к которому подключен вход датчика 3 положения контроллера машиниста, с выходом которого соответственно соединены вход преобразовате ля 4 кода и вход блока 5 контроля тока генератора 6, подключенного другим входом к выходу датчика 7 тока генератора, а выходом - к входу блока 8 формирования уставки напряжения генератора, другие входы которого соответственно соединены с выходами датчика 9 боксования и блока 10 контроля мощности теплового двигателя.

5 0

5

Q е

а выход - с входом цифрового интегрирующего блока 11, выход которого со- единен с входом блока 12 умножения, подключенного другим вход-ом к выходу преобразователя 4 кода, а выходом - к входу регулятора 13 напряжения тягового генератора 6, другие входы которого соответственно соединены с выходами тягового генератора 6 и ключевого элемента 14, входы которого соответственно соединены с выхддом датчика 9 боксования и выходом гидромеханического интегрирующего блока 15, подключенного входом к выходу регулятора 1 подачи топлива, а выходом - к входу блока 10 контроля мощности теплового двигателя, причем к выходу тягового генератора 6 подключен выпрямитель 16, с выходом которого соединены тяговые двигатели 17. Блок 5 контроля тока генератора состоит из нелинейного функционального преобразователя 18 кода в аналоговый сигнал (фиг. 3), вход которого является входом блока 5, а.выход соединен с входом узла 19 сравнения, подключенного выходом к входу четырехразрядного аналого-цифрового преобразователя 20 параллельного действия, выход которого является выходом блока 5, а вход узла 19 сравнения является входом блока 5. Блок 8 формирования уставки напряжения генератора состоит из дешифратора 21 (фиг.4), входы которого являются входами блока 8, а выходы соответственно соединены с входами управляемого делителя 22 частоты и распределителя 23 импульсов, подключенного входом к выкоду управляемого делителя 22 частоты, вход которого соединен с выходом генератора 24 тактовых импульсов, причем выход распределителя 23 импульсов является выходом блока 8.

Устройство работает следующим образом.

. В исходном режиме работы тепловоза напряжение тягового генератора 6 соответствует току в цепи его якорной обмотки и определяется уставкой напряжения в регуляторе 13 напряжения тягового генератора. Основная доля уставки напряжения задается от блока 12 умножения, а дополнительная - через ключевой элемент 14 с интегрирующего блока 15. В установившемся режиме координата интегрирующего блока 15 равна заданному значению. Код блока 10 контроля мощности теплового двигателя соответствует координате интегрирующего блока 15. Де литель 22 частоты блока 8 формирова- ния уставки напряжения генератора заторможен и в интегрирующем блоке 1 хранится число, определяющее основну уставку напряж ения регулятора 13.

Если -ТОК генератора уменьшается,

например, при изменении профиля пути движения тепловоза и неизменном напряжении генератора, возникает недоиспользование мощности теплового дни- гателя, например дизеля, и при заданной частоте вращения дизеля, определяемой кодом контроллера машиниста, появляется рассогласование в заданном и измеренном положениях рейки топлив- ного насоса дизеля. Начальное интегрирование этого рассогласования осуществляется интегрирующим блоком 15. При этом напряжение тягового генератора увеличивается медленно и незначительно, так как доля уставки регулятора 13, определяемая сигналом с интегрирующего блока 15, невелика и составляет 3-5% от максимального напряжения уставки. При увеличении координаты интегрирующего блока 15 от ее среднего значения до порогового увеличивается число в коде блока 10 контроля мощности и начинается интегрирование с помощью интегрирующего блока 11 с большой постоянной интегрирования (дешифратор 21 в блоке 8 по команде с блока 10 контроля мощности включает делитель 22 частоты и распределитель 23 импульсов и на вход цифрового интегрирующего блока 11 поступают импульсы с низкой тактовой частотой). Напряжение тягового генератора увеличивается медлен

но со скоростью не более 5-7 В/с, что постепенном увеличении тока генера- создает благоприятные условия для ло- тора, например, при движении тепловокализации и ликвидации боксования любого числа одновременно боксующих колесных пар тепловоза. Если медленного увеличения напряжения генератора недостаточно для компенсации недоиспользования мощности дизеля, то координата интегрирующего блока 15 возрастает и достигает предельного значения, при котором дополнительно увеличивается число в коде блока Ю контроля мощности и начинается интегрирование только с помощью интегрирующего блока 11, работающего с ма

O

Q

5

0

5

0

пой постоянной интегрирования (дешифратор 21 по команде с блока 10 контроля мощности включает делитель 22 частоты и распределитель 23 импульсов и на вход блока 11 поступают импульсы с высокой тактовой частотой). При этом напряжение генератора увеличивается достаточно быстро со скоростью 14-15 В/с, но эта скорость изменения напряжения находится ниже допустимого предела, при котором бок- сование колесных пар переходит в разносное. При увеличении числа в интегрирующем блоке 11 до требуемого значения недоиспользование мощности дизеля устраняется и процесс цифрового интегрирования прерывается. При этом координата гидромеханического интегрирующего блока 15 принимает первоначальную величину, а код блока 10 контроля мощности становится равным исходному. Аналогично формируется внешняя характеристика генератора при увеличении тока генератора, вызванного новым переломом профиля.

При постепенном уменьшении тока генератора, например, при разгоне тепловоза, устройство формирует участок внешней характеристики генератора, где мощность генератора поддерживается постоянной. Счетчик цифрового интегрирующего блока 11 постепенно заполняется, что приводит к плавному увеличению уставки напряжения в блоке 13. При полном заполнении счетчика устройство начинает формировать участок внешней характеристики генератора, на котором осуществляется ограничение по величине напряжения, причем максимальное напряжение генератора пропорционально коду позиции контроллера машиниста, снимаемого с датчика 3 положения контроллера. При

за на подъем, счетчик интегрирующего блока 11 постепенно считывается. В результате напряжение генератора

50 плавно уменьшается при поддержании мощности неизменной. При достижении тока генератора пределы ого значения формирование внешней характеристики генератора осуществляется по коман55 дам с блока 5 контроля тока генератора. Сигнал уставки блока 5, вводи- мьш в виде кода от датчика 3 положения контроллера машиниста, преобразуется в нелинейном функциональном

7 13

преобразователе 18 (фиг. 3), за счет чего обеспечивается пропорциональное изменение уставки числу в коде датчика 3 на первых позициях контрол лера машиниста (до 7-9 позиции), а затем уставка сохраняется на предель ном уровне неза висимо от кода датчика 3.

При малых отклонениях измеренного тока от заданного, фиксируемых узлом 19 сравнения, начинается считывание счетчика интегрирующего блока 11 с малой скоростью (дешифратор 21 по команде с блока 5 контроля тока вклю чает делитель 22 частоты и распределитель 23 импульсов и на вход блока 11 поступают импульсы с низкой такто вой частотой). При больших отклонениях тока от заданного значения начинается считывание счетчика интегрирующего блока 11 с большой скоростью (дешифратор 21 по команде с блока 5 контроля тока включает делитель 22 частоты и распределитель 23 импульсов и на вход блока 11 поступают импульсы с высокой тактовой частотой). В этом случае формирует2558

ся участок внешней характеристики генератора, на котором ограничивается допустимая величина тока его нагрузки.

5 Для улучшения сцепных свойств тепловоза используется датчик 9 бок сования, выполненный, например, в виде трех электромеханических реле бок- сования, настроенных на три разные

10 порога срабатывания.

При слабом боксовании включается самая чувствительная ступень датчика 9 боксования, сигнал которого выключает ключевой элемент 14, прекра15 щая доступ сигналов с интегрирукидего блока 15 на вход регулятора 13 и принудительно фиксируя число в счетчике интегрирующего блока 11 по команде с блока 8. При развитии боксования

20 в зависимости от его интенсивности осуществляется медленное или быстрое изменение уставки напряжения в регуляторе 13,.что позволяет ликвидировать начавшееся боксование.

Таким образом, применение предла- гаемого устройства позволит улучшить тяговые свойства тепловоза. .

25

н

15

Похожие патенты SU1310255A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗОВ 2000
  • Варегин Ю.А.
  • Клименко Ю.И.
  • Киржнер Д.Л.
  • Ким С.И.
  • Кулабухов А.С.
RU2174919C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 2001
  • Коссов В.С.
  • Киржнер Д.Л.
  • Бабков Ю.В.
  • Ким С.И.
  • Клименко Ю.И.
  • Варегин Ю.А.
RU2205114C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 2010
  • Ким Сергей Ирленович
  • Клименко Юрий Иванович
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Сергеев Сергей Валерьевич
  • Харитонов Владимир Иванович
  • Ким Светлана Владимировна
RU2423252C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 1998
  • Варегин Ю.А.
  • Клименко Ю.И.
  • Ким С.И.
  • Кулабухов А.С.
  • Киржнер Д.Л.
RU2130389C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГОВОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 2008
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Суркова Елена Геннадьевна
RU2366583C1
Способ регулирования электрической передачи тепловоза 2020
  • Ким Сергей Ирленович
  • Харитонов Владимир Иванович
  • Ким Светлана Владимировна
RU2729865C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 2006
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Варегин Юрий Андреевич
  • Ким Сергей Ирленович
  • Клименко Юрий Иванович
  • Коссов Валерий Семенович
  • Харитонов Владимир Иванович
RU2300470C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТЕПЛОВОЗА 2010
  • Ким Сергей Ирленович
  • Федотов Михаил Владимирович
  • Харитонов Владимир Иванович
  • Ким Светлана Владимировна
RU2423251C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГОВОЙ ПЕРЕДАЧИ МАНЕВРОВОГО ТЕПЛОВОЗА 2010
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Грачев Николай Валерьевич
  • Суркова Елена Геннадьевна
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
RU2437778C1
Способ регулирования напряжения тягового генератора тепловоза 1980
  • Перегудов Юлий Михайлович
  • Новиков Иван Александрович
  • Шевченко Сергей Иванович
  • Будницкий Абрам Аркадьевич
  • Хижняков Владимир Григорьевич
  • Краснянская Светлана Николаевна
  • Аронов Марк Исаакович
  • Михневич Георгий Анатольевич
  • Марченко Владлен Степанович
SU925693A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 310 255 A1

Реферат патента 1987 года Устройство для автоматического регулирования электропривода тепловоза

Формула изобретения SU 1 310 255 A1

фиг. г.

c(Jus.3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1310255A1

0
SU341694A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 310 255 A1

Авторы

Перегудов Юлий Михайлович

Новиков Иван Александрович

Варегин Юрий Андреевич

Шевченко Сергей Иванович

Даты

1987-05-15Публикация

1982-12-29Подача