Изобретение относится к машиностроению, а именно к импульсным вариаторам, и может быть использовано в различных устройствах для бесступенчатого регулирования скорости ведомого вала.
Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение равномерности частоты вра- ш,ения ведомого вала и снижение динамических нагрузок вариатора за счет обеспечения одновременного взаимодействия муфт свободного хода с водилом устройства регулирования скорости и моноцентрическим преобразователем движения.
На фиг. 1 представлена конструктивная схема вариатора; на фиг. 2 - схема
а ползуны 12 - по пазам сферического тела 14. Качательное движение ползунов 12 за счет их заклинивания при движении в одном из направлений преобразуется в однос направленное враш,ение сферического тела 14 и выходного вала 3. Увеличение числа пазов в сферическом теле 14 позволяет повысить равномерность вращения выходного вала.
На фиг. 2 схематично показано полу10 чение однонаправленного движения сферического тела 14. При движении, например, видимой стороны направляющей 8 вверх узел ползунов «а должен переместиться вправо (по левому пазу). Однако заклинивзаимодействия муфт свободного хода с мо-вающие элементы узла «а ползунов заноцентрическим преобразователем.
Импульсный вариатор скорости содержит корпус 1 и соосно установленные в нем на опорах .веду1ций и ведомый валы 2 и 3, устройство регулирования скорости, включающее связанный с ведущим валом направляющий дугообразный стержень 4, взаимодействующий с ним ползун 5 и связанное с ним посредством рычага 6 водило 7, выполненное в виде полой сферы с диаметральной направляющей 8. Направляюклинивают, а так как направляющая 8 вращаться не может, то сферическое тело 14 поворачивается против часовой стрелки. Заклинивающие элементы узла «б расклиниваются, и ползун «б перемещается влево 20 (по правому пазу), не приводя сферическое тело 14 в движение. При движении видимой части муфты вниз (пунктирная стрелка) заклинивание происходит в узле «б и ползун 12, перемещаясь по пазу, поворачивает сферическое тело 14 тоже против
щая 8 посредством диаметрально распо- 25 часовой стрелки. В верхних положениях
ложенных соосных опор установлена с возможностью качания в кольце 9. Последнее установлено посредством соосных опор в корпусе 1 с возможностью качания, а ось опор кольца 9 перпендикулярна оси опор, связывающих направляющую 8 с кольцом 9. Муфты свободного хода выполнены в виде ползунов 10, установленных с возможностью перемещения в направляющей 8, и шарниров 11, связывающих ползуны 10 с ползунами 12, размещенными в меридиональных пазах 13 сферического тела 14, жестко связанного с ведомым валог Л 3. Ползуны 12 муфт свободного хода выполнены с элементами заклинивания.
Ось ведущего и ведомого валов пер30
35
узлы «а и «о останавливаются, но остановки сферического тела 14 не происходит, так как вступают в работу ползуны муфты свободного хода, связанные с ползунами других пазов сферы. Количество пазов и их нечетность повышают равномерность движения. Четное количество пазов на сфере повыщает нагрузочную способность механизма, так как одновременно работают симметрично расположенные заклинивающие элементы муфт.
Формула изобретения
Импульсный вариатор скорости, содержащий корпус, установленные в нем на пендикулярна плоскости осей опор направ- 40 опорах соосные ведущий и ведомый валы, ляющей 8 и кольца и пересекается с этойкинематически связанное с ведущим валом
плоскостью в центре сферического тела 14.устройство регулирования скорости с водилом, и связанный с ведомым валом моноцентрический преобразователь движения с муфтами свободного хода, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и улучшения эксплуатационных характеристик вариатора, моноцентрический преобразователь движения выполнен в виде сферического тела с меридиональными паза.ми на описывает относительно оси ведущего вала 2 CQ поверхности, а муфты свободного хода вы- конусную поверхность, вершина которой сов-полнены в виде связанных между собой
падает с центром сферического тела 14,посредством шарнира двух ползунов, один
из которых установлен в пазу моноцентрического преобразователя движения с возможностью заклинивания.
Импульсный вариатор скорости работает следующим образом.
При равномерном вращении ведущего вала 2 и направляющего стержня 4 с ползуном 5 водило 7 совершает качательное движение относительно двух взаимно перпендикулярных осей. При этом ось водила
а ползуны 10 и 12 благодаря их шарнирным связям совершают качательные движения ползуны 10 - по направляющей 8,
а ползуны 12 - по пазам сферического тела 14. Качательное движение ползунов 12 за счет их заклинивания при движении в одном из направлений преобразуется в однонаправленное враш,ение сферического тела 14 и выходного вала 3. Увеличение числа пазов в сферическом теле 14 позволяет повысить равномерность вращения выходного вала.
На фиг. 2 схематично показано получение однонаправленного движения сферического тела 14. При движении, например, видимой стороны направляющей 8 вверх узел ползунов «а должен переместиться вправо (по левому пазу). Однако заклинивающие элементы узла «а ползунов заклинивают, а так как направляющая 8 вращаться не может, то сферическое тело 14 поворачивается против часовой стрелки. Заклинивающие элементы узла «б расклиниваются, и ползун «б перемещается влево (по правому пазу), не приводя сферическое тело 14 в движение. При движении видимой части муфты вниз (пунктирная стрелка) заклинивание происходит в узле «б и ползун 12, перемещаясь по пазу, поворачивает сферическое тело 14 тоже против
часовой стрелки. В верхних положениях
узлы «а и «о останавливаются, но остановки сферического тела 14 не происходит, так как вступают в работу ползуны муфты свободного хода, связанные с ползунами других пазов сферы. Количество пазов и их нечетность повышают равномерность движения. Четное количество пазов на сфере повыщает нагрузочную способность механизма, так как одновременно работают симметрично расположенные заклинивающие элементы муфт.
Формула изобретения
74
8
13
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Импульсный вариатор скорости | 1987 |
|
SU1428885A1 |
Импульсный вариатор скорости | 1989 |
|
SU1650995A2 |
Импульсный вариатор скорости | 1979 |
|
SU983355A1 |
Импульсный вариатор скорости | 1991 |
|
SU1801189A3 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 1999 |
|
RU2162971C2 |
КУЛАЧКОВЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2007 |
|
RU2352840C1 |
Вариатор Н.П.Ефимова | 1981 |
|
SU1199674A1 |
КУЛАЧКОВЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2127843C1 |
Кулачковый вариатор | 1991 |
|
SU1810685A1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2127385C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к импульсным вариаторам скорости. Цель изобретения - упрощение конструкции и улучшение эксплуатационных характеристик за счет обеспечения одновременного взаимодействия муфт свободного хода с водилом устройства регулирования скорости и моноцентрическим преобразователем. Вариатор состоит из корпуса 1, установленных в нем соосных ведущего и ведомого валов 2 и 3, устрой ff ства регулирования скорости, включающего связанный с ведущим валом дугообразный стержень 4, взаимодействующий с ним ползун 5 и связанное с ним посредством рычага 6 водило 7, выполненное с диаметральной направляющей 8, охватывающей моноцентрический преобразователь, выполненный в виде сферического тела 14, которое связано с ведомым валом 3. На поверхности сферического тела 14 выполнены меридиональные пазы 13, в которых размещены имеющие элементы заклинивания ползуны 12, муфты свободного хода, выполненные в виде ползунов 10, размещенные в направляющей 8 и соединенные с ползунами 12 посредством щарни- ров 11. При вращении ведущего вала 2 водило 7 совершает качательные движения, которые посредством муфт свободного хода преобразуются в однонаправленное вращение ведомого вала 3. 2 ил. 6 & сл оо СП О5 сд
Импульсный вариатор скорости | 1979 |
|
SU983355A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-05-15—Публикация
1985-11-18—Подача